На днях правительство Эстонии озвучило инициативу проработки идеи о введении прилежащей зоны, в которой будет возможна проверка соблюдения законодательства в пределах 24 морских миль от исходной линии территориального моря, сообщает Коммерсантъ.
"Введение прилежащей зоны позволило бы Эстонии осуществлять контроль за соблюдением своих правовых норм, касающихся таможенных и налоговых вопросов, иммиграционных вопросов, санитарной сферы, а также защиты археологических предметов",— объяснила позицию глава бюро международного права МИД Эстонии Кристи Ланд.
Подобная инициатива вызвала опасения в отношении свободы судоходства для российских судов в Финском заливе.
"Установление прилежащей зоны является обычной практикой прибрежных государств, но в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года не дает возможности контролировать судоходство и тем более препятствовать ему. Разумеется, если эстонская сторона будет действовать в рамках правового поля",— заявили в МИД РФ.
Планы Эстонии получили оценку и в Кремле.
"Здесь все-таки есть международное морское право. Нужно исходить из этого. Поэтому свобода судоходства именно обеспечивается этим правом. И мы исходим из того, что так и будет дальше",— сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
"Коммерсантъ" обратился к специалисту по международному транспортному праву, руководитель юридической фирмы Navicus.Law Константину Краснокутскому.
По его словам, вопрос о создании прилежащей зоны решается на уровне национального права государства, устанавливающего такую зону в соответствии со ст. 42 Конвенции ООН по морскому праву.
"Компетенция государства в прилежащей зоне значительно ограничена. Фактически в такой зоне возможен только дополнительный контроль за соблюдением таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил. Об ограничении судоходства или контроле за осуществлением санкций речи идти не может. Однако расширительное толкование таких правил (например, создание санкционных таможенных или фискальных правил) может привести к тому, что за нарушение санкций в прибрежной зоне суда будут так же привлекаться к ответственности",— отметил Константин Краснокутский.
По мнению юриста, установление прилежащей зоны не может закрыть воды для какого-либо государства и не должно стать препятствием для осуществления торгового мореплавания из российских портов в Финском заливе, но в теории может его в какой-то степени осложнить.