В компании "Нордвег-51" считают, что "эксперимент над собой никто ставить не хочет, а основная цель промысла всё-таки заработок". Именно поэтому, если есть такая возможность, рыбаки продолжают доставать зарубежное оборудование через параллельный импорт, пусть на это и уходит немало времени.
"Зачем изобретать велосипед? Лучше сосредоточиться на выпуске того, что иностранцы не делают, занимать новые ниши. К тому же не факт, что вновь созданный велосипед окажется дешевле и лучше, ведь за границу мы его точно продать не сможем, а значит о крупной серии говорить не приходится. Вот если бы мы придумали принципиально новую технологию ловли / переработки рыбы, это было бы интересно", – инженер-программист ООО "Нордвег-51" Алексей Купцов.
Собеседник из компании "Навада" предположил, что принципиально в ближайшей перспективе рынок оборудования для промысловых судов не изменится, а неожиданного разворота в сторону Европы не произойдет.
"Своего надо больше выпускать. Но при этом у производителя должна быть гарантия, что его оборудование купят. А то ведь может выйти и так, что заказчик по какой-нибудь причине откажется от закупок, и что тогда? Тут, я считаю, на законодательном уровне нужно решать вопрос", – механик-наставник ООО "Навада" Владимир Чухвистов.
Также Владимир Борисович обратил внимание на проблему нехватки и обучения специалистов по выпуску филе, чем он непосредственно и занимается. Обширный опыт доказывает, что баадер-механика (такое наименование они получили из-за того, что работали изначально на машинах фирмы Baader) нужно подбирать внимательно, и не каждый специалист для этого подходит, даже если до он работал на схожей должности. При этом спикер отметил, что желающие обучиться профессии есть, в том числе молодые люди 25–26 лет.
В ООО "Морские Комплексные Системы" подсветили другую часть проблемы, а именно, что даже в СССР сложного технического оборудования для промысловых судов как такового не производилось. Есть проблемы и со специалистами: инженеров, имеющих релевантный опыт проектирования рыбопромысловых фабрик, нет. Кадровый состав набирается из машиностроительного сектора.
"Что касается возможного отката в сторону зарубежного производителя, то, думаю, это навряд ли теперь произойдет. Тем более это даже вредно для России. А наше высокотехнологичное оборудование обязательно появится, тем более, как вы помните, мы как раз занимаемся разработкой малых и средних рыбофабрик", – первый заместитель генерального директора Лев Засыпко.
Основатели компании "Ватек" считают, что даже если рынок будет сполна насыщен оборудованием для промысловых судов, спрос на него не упадет, ведь его нужно будет обслуживать, а в какой-то момент заменять. Даже у самых надежных судовых весов срок службы 5-7 лет.
"Все наши приборы идут с ПО на двух языках – русском и английском. Мы можем поставлять весовое оборудование для стран СНГ, на Ближний Восток. Ну, и хочется напомнить участникам рынка, что на Европе он не заканчивается, и что действительно можно выходить за рубеж при желании", – команда "Ватек".
Спикер из ОАО "КАНАТ" считает, что для России санкции пошли только на пользу, так как произошел разворот в сторону внутреннего рынка.
"Да, в короткие сроки мы не можем полностью удовлетворить спрос на тот ассортиментный ряд, который шел в Россию из Европы, но это значит, что мы продолжим развиваться. Например, скоро планируется создание совместного предприятия с Китаем по производству нитей из сверхвысокомолекулярного полиэтилена, которого пока в нашей стране еще нет, а это значимый материал на текущий момент. Знаний и ресурсов хватает", – заместитель генерального директора ОАО "Канат" Андрей Кравцов.
О конкуренции с Китаем представитель компании отзывается спокойно, так как китайский рынок на сегодня очень даже полезен отечественному производителю. При этом Андрей Николаевич считает, что свои производство и технологии все равно нужно развивать, ведь никогда нельзя быть уверенным на 100%, что сотрудничество продолжится.
Генеральный директор ООО "Производственные ресурсы" считает, что отсутствие должного спроса к вдруг появившемуся российскому оборудованию связано с устоявшейся логистикой (там, где она имеет место быть), личным фактором, качеством продукции. Рыбакам на Дальнем Востоке все еще выгоднее и удобнее заходить на ремонт в Китай и заодно закупаться всем необходимым, нежели делать это в России. Такелажное европейское оборудование привлекательнее отечественного по причине технологического превосходства.
"Чтобы выйти на европейский уровень, требуются значительные финансовые вливания. Но чтобы эти финансы заработать, нужен больший спрос, а он, как я говорил, на наш продукт не такой уж высокий. Но я и не считаю, что нужно делать все в одной стране. На мой взгляд более разумный путь развития – специализация. Не выращиваем же мы бананы за полярным кругом. Однако, улучшать качество продукции необходимо. Считаю, что чересчур ограничивать рынок на государственном уровне не следует", – генеральный директор ООО "Производственные ресурсы" Евгений Быков.
ООО "СТТ Марин Сервис" подсветил проблему комплектующих. Часто, когда речь идет о 100% российском продукте, тут же находятся те, кто замечает, что "комплектующие-то зарубежные". Обычно дело не в том, что отечественные заводы не могут что-то сделать, а в сроках. Таким образом проще и выгоднее, и быстрее привезти необходимое из-за границы. Тем более, Китай готов сотрудничать. Однако, когда чисто китайское оборудование выдается за российское, – тоже не совсем правильно. Поэтому "СТТ Марин Сервис" поддерживает компании, занимающиеся локализацией.
"Надо отдать должное нашим производственникам – они действительно стали стараться. Если раньше их было невозможно уговорить выпускать продукцию, которая уже идет с зарубежного рынка, так как они боялись, что на нее не будет спроса, то теперь нам даже новинки готовы предложить. Касательно технологического суверенитета, о котором повсеместно заговорили, полностью его поддерживаю. Россия испокон веков могла и может производить все для себя. А сейчас как раз есть уникальный шанс вернуть утерянные позиции. Очень нравится, что государство стало выделять гранты научным институтам на разработку нового оборудования, и очень порадовало, что такие институты сохранились. Уверен, на следующий год на Seafood Expo Russia 2024 мы увидим немало интересных новинок, пришедших на смену импортной продукции", – начальник отдела продаж "СТТ Марин Сервис" Андрей Олейников.
Собеседник подчеркнул, что компания и впредь готова быть связующим звеном с рынком для предприятий, выпускающих важную продукцию для отечественного судостроительного рынка, но пока еще не получивших должного внимания.
По словам представителей Концерна "Аврора" вопрос замены импортного оборудования на отечественное становится все актуальнее для судовладельцев в свете труднодоступности и сложности в обслуживании продукции иностранных производителей.
Выводы
Исходя из полученных ответов и собранной информации можно предположить, что спрос на оборудование для промысловых судов в ближайшее время точно не упадет, а может и сохраниться на постоянной основе, если оно будет с одной стороны соответствовать запросу рыбаков, с другой – рыбаки поддержат производителя рублем. В таком случае пусть и не в ближайшей перспективе мы сможем увидеть как высокотехнологичное оборудование для промысловых судов появится и у нас. Скорее всего на первом этапе оно будет дороже зарубежного, однако немало участников нашего опроса считает, что критически важные технологии и оборудование в России должно быть.
Интересным и в чем-то инерционным моментом остается личный фактор. Длительная опора на европейского производителя привела с одной стороны к стагнации ряда отраслей российской промышленности, а с другой – к потере доверия к ней. Изменений в этой области, полагаем, будет добиться непросто, однако и тут возможно растопить лед, особенно, как заметил один из наших собеседников, если еще пару лет Россия будет вкладываться в свое.
Читайте первую часть статьи "Российское оборудование для рыбаков. Вспомним о Seafood Expo Russia 2023".
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |