В воскресенье, 29 апреля, в гарнизонах, военных частях, заведениях и учреждениях Военно-морских сил Украины прошли торжества по случаю 100-летия поднятия украинских флагов на кораблях Черноморского флота. Практически во всех украинских городах, как в приморских, так и находящихся далеко от моря (Львов, например), состоялись торжественные мероприятия, посвященные этому событию.
Так в Одессе, на сторожевом корабле "Гетман Сагайдачный", под пролетающие боевые вертолеты, торжественно подняли госфлаг Украины, военно-морской флаг и провели церемонию специального гашения почтовой марки, посвященной этой дате.
Торжественное мероприятие на борту фрегата "Гетман Сагайдачный", посвящённое 100-летию подъема военно-морского флага / Министерство обороны Украины |
Кроме того, президент Украины Петр Порошенко поздравил страну со своей личной странички в "Фейсбуке" и "Твиттере", где в очередной раз по-своему интерпретировал исторические события. Он вспомнил о том, что век тому назад, 29 апреля 1918 года, на большинстве кораблей Черноморского флота в Севастополе были подняты сине-желтые флаги Украинской Народной Республики (УНР). А еще - о том, что благодаря действиям именно украинской армии в Крыму "рухнул большевистский режим".
Свой пост президент Украины сопроводил рисунком.
Чтобы понять, что произошло 29 апреля 1918 года, мы отправимся в историческое путешествие. Сперва в далекий ноябрь 1917 года, в Севастополь, на борт крейсера "Память Меркурия".
Черноморский флот - самый мощный из флотов Российской Империи в начале 20-о столетия. Он был основан 13 мая 1783 года и ведёт своё начало от русского военного флота, созданного на Чёрном море после присоединения Крыма к Российской империи из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий.
"Память Меркурия"
Одним из самых известных кораблей, поднявших флаг УНР, был "Память Меркурия" (ранее "Кагул"). Этот корабль был заложен 23 августа 1901 года в эллинге Николаевского адмиралтейства. Спущен на воду 20 мая 1902 года, в 1905 году вступил в состав Черноморского флота Российской Империи.
В период Первой мировой войны корабль участвовал в набеговых операциях Российского императорского флота на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. За 33 месяца участия в боевых действиях произвел 82 боевых похода общей продолжительностью 307 дней. В начале 1917 года крейсер "Память Меркурия" был направлен на ремонт, в ходе которого встретил Русскую революцию.
12 ноября 1917 года большая часть личного состава приняла решение не поднимать Георгиевского флага, а поднять вместо него флаг УНР. И это было не удивительно, так как большая часть команды была укомплектована украинцами. Более 200 матросов и все офицеры, за исключением одного мичмана, из команды крейсера отказались продолжать службу под этим флагом и покинули корабль.
В журнале "Русское слово" в номере от 23 ноября 1917 года о этом событии было написано:
"В связи с поднятием на крейсере "Память Меркурия" украинского флага состоялся официальный уход с крейсера всех матросов-неукраинцев, к которым присоединились все офицеры. Совершилось перенесение единственного во всем русском флоте Георгиевского Андреевского флага, полученного бригом "Меркурий" за геройские дела с турками и унаследованного крейсером.
К борту крейсера была подведена баржа, на которую перешли все великороссы и офицеры, за исключением одного мичмана. Развернули Георгиевский флаг и под звуки музыки отчалили на буксире катера. Съехав на берег, направились в казармы. Сцена была потрясающая, матросы и офицеры плакали. По прибытии на берег флаг, простреленный неприятельскими снарядами, был перенесен в Морское собрание".
Буквально через два месяца после этих событий, 16 февраля 1918 года, собрание команды крейсера большинством голосов постановило спустить украинский и поднять красный флаг и направиться в Севастополь, где корабль был поставлен в порт на хранение.
29 апреля - дата отсчета?
К концу апреля 1918 года германская армия начала наступление на Севастополь. В связи с этим вице-адмирал Михаил Саблин, который был поставлен большевиками к руководству Черноморским флотом, чтобы спасти флот от уничтожения немцами, приказал сменить красные флаги на украинские, а не пожелавшим это сделать - до полуночи покинуть гавань. Приказание выполнили не все корабли. А уже на следующий день, убедившись в истинных намерениях немцев, вице-адмирал увел основную часть Черноморского флота в сторону Новороссийска.
Согласно официальной украинской историографии, история современных военно-морских сил Украины ведет свое начало с создания военно-морского флота Украинской Народной Республики и Украинской державы 1917—1921 годов.
После распада Советского Союза
Если говорить о современных Военно-морских силах Украины, то очень сложно определить день их создания. Существует дата, 5 апреля 1992 года, когда президент Украины Леонид Кравчук подписал указ "О неотложных мерах по строительству вооруженных сил", которым предусматривалось создание в составе вооруженных сил Украины военно-морских сил. ВМС предполагалось создать на основе Черноморского флота СССР.
Первым боевым кораблем ВМС Украины стал сторожевой корабль СКР-112, поднявший украинский флаг 21 июля 1992 года и ушедший из Севастополя в Одессу. Спустя год, зимой 1993 года корабль исключили из списков ВМСУ и вывели в отстой.
28 мая 1997 года, после подписания соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота был осуществлен окончательный раздел Черноморского флота СССР. В соответствии с договором, ВМС Украины были переданы 43 боевых корабля, 132 судна и катера, 12 самолетов, 30 вертолетов, 227 береговых объектов, значительное количество техники, вооружения, боеприпасов и иного имущества.
За период независимости Украины было списано на металлолом 65 единиц техники, основную часть которой составляли боевые корабли, а достроили по проектам бывшего СССР всего лишь 5 единиц, среди которых флагман ВМСУ фрегат "Гетман Сагайдачный".
Крымская весна
Когда началась Крымская весна, военно-морские силы Украины практически разом потеряли всю мелочь, которую имели. Похожая ситуация происходила в Грузии во время Пятидневной войны 2008 года, но руководство Грузии было прагматичнее, чем руководство Украины. Когда грузины лишились всех своих боевых кораблей, то они просто упразднили военно-морские силы, а все то, что осталось, перевели в береговую охрану. Украина поступила совсем наоборот. После потери практически всех своих боевых кораблей, судов вспомогательного флота и основных баз они только нарастили общее количество адмиралов в своих рядах до 13 человек.
13 адмиралов - на флот, состоящий из одного фрегата "Гетман Сагайдачный", который не имеет ударного вооружения, корвета "Винница", у которого имеются проблемы с ГТУ, ракетного катера "Прилуки", который не имеет ракет, и среднего десантного корабля "Юрий Олифиренко", который вмешает 180 морпехов. Кстати, подводная лодка "Запорожье" до сих пор числится в боевом составе, хотя она давно находится в Севастополе и собирает на себе взгляды людей, мечтающих создать на её базе музей.
Новейшая история
Новейшая история Военно-морских сил Украины связана с надеждами на свое судостроение и подарками США. О каждом пункте поподробнее:
Судостроения на Украине нет, точнее есть, но только на заводе "Кузница на Рыбальском" (ранее "Ленинская Кузница"). Завод принадлежит президенту Петру Порошенко, поэтому и все заказы идут туда. В данный момент завод построил два речных бронекатера проекта "Гюрза-М", с экипажем из пяти человек, и еще четыре проходят испытания. Если говорить о крупных заказах, то на Черноморском флоте частично строится корвет проекта 58250 "Владимир Великий". Этот корабль, надежда украинского ВМСУ, был заложен в далеком 2011 году. Практически каждые три месяца в украинских СМИ политики и адмиралы озвучивают последние новости строительства корвета, но практически все они сводятся к тому, что недостроенные секции передвигаются из одной части цеха в другой, чтобы не мешали.
Если говорить о остальных заводах, о гигантах, которые достались Украине от Советского Союза, то тут и говорить нечего - всё уничтожили. В данный момент один из самых больших предприятий Советского Союза, Черноморский судостроительный завод, где строились авианесущие крейсера и другие крупные боевые корабли, практически ничего не выпускает. Из 40 тысяч корабелов осталось чуть более 1500. Предприятие занимается мелким ремонтом сухогрузов и арендой своих площадей. Что тут говорить о остальных предприятиях, всё и так понятно.
В последние недели апреля появилась информация, что Соединенные Штаты все-таки решили подарить Украине два подержанных корабля типа "Айленд". Речь идет о единицах, выведенных после длительного использования из состава сил береговой охраны США.
В разоруженном состоянии такие катера действительно бесплатно раздаются американским союзникам, но за обучение команд катеров и транспортировку катеров за пределы США их новому владельцу платить американцам все-таки придется. Так, в 2015 году, три таких катера были переданы ВМС Пакистана, еще два в 2016 поступили на службу в департамент береговой охраны пограничной полиции МВД Грузии.
По состоянию на сегодня, часть украинских моряков находится в США и проходят обучение на катерах данного проекта. Когда ожидается передача - не известно, но очевидно эта новость станет новым интересным материалом на нашем портале.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|