"Ермак" поможет "Красину" вовремя начать навигацию

Интересно, что как только ФГУП "Росморпорт" в начале августа заявил, что "Ермак" будет разобран и пойдет на восстановление "Красина" (проект Р-1039), в западных СМИ сразу заинтересовались новостью и стали её всячески смаковать. А тем временем разбор ледокола на данный момент – процесс естественный и даже необходимый.
Как же так получилось, что "Ермак" станет донором "Красина"? Ситуация, на самом деле, прозрачна (по этой ссылке можно прочитать развернутую статью), однако напомнить предысторию будет нелишним.

Решение было принято в первую очередь потому, что из-за санкций с рынка ушли производители. Однако, со слов заместителя генерального директора по флоту ФГУП "Росморпорт" Василия Стругова, "Ермак" все равно в ближайшее время планировали списывать. Февральские события стали лишь катализатором. Так, ещё в начале августа госкомпания объявила аукцион на разбор ледокола, с которого предстояло снять 112 видов различного оборудования общим количеством более 700 единиц. Сейчас этот процесс уже в самом разгаре. Что же такого ценного на "Ермаке", что "Красин" ему еще не раз скажет: "Спасибо!"
Ледокол проекта Р-1039 "Красин" / Фото: ФГУП "Росморпорт"

Мы с тобой одного проекта

И "Ермак", и "Красин" – дизельные ледоколы одного проекта Р-1039. "Ермак" построили первым в 1974 г., потом – "Адмирала Макарова" в 1975, наконец, в 1976 – "Красин". Заказчиком выступил ВО "Судоимпорт" СССР, исполнителем – Хельсинская верфь "Wärtsilä" ("Вяртсиля"). Ледоколы служили верой и правдой Советскому Союзу, а теперь служат России вот уже как в совокупности почти 50 лет, и, что уж тут скрывать, стали устаревать.

Но две из трех "лошадок" – до сих пор нужны отечеству, также на каждой из них установлено оборудование, которое теперь очень сложно достать. Соответственно, чтобы "Красин" смог достойно отработать в зимнюю навигацию, "Ермака" и разбирают. Вспомним, каким было судно, когда его только-только построили.

Легендарный "Ермак"

Вообще, ледокол с именем "Ермак", как помнят наши уважаемые читатели, – первый в мире арктический ледокол. В комиссии по разработке спецификации в 1897 г. принял участие даже Дмитрий Иванович Менделеев. Построили судно 4 февраля 1899 г. на верфи "Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и К°" (Великобритания), свой последний рейс в Арктику ледокол выполнил в конце 1962 г., а 23 мая 1964 г. был подписан указ министра морского флота № 107 о списании "Ермака". Но слава знаменитого адмирала Макарова не была забыта. Так и появился дизель-электрический "Ермак" финской постройки.
Е. В. Войшвилло, Б. М. Стародубцев. "Ледокол "Ермак" (1986 г.). / Из собрания Музея Мирового океана

Что нужно знать о ледоколе "Ермак" и проекте Р-1039, чтобы понять, почему его используют для донорства и, вообще, почему проект еще в строю? Во-первых, это, конечно, – вся пропульсивная система: воспроизвести её сходу или где-то заказать, как мы уже поняли, сейчас нелегко. Кстати, помимо девяти главных дизель-генераторов постоянного тока по 3080 кВт, на судне также были установлены весьма мощные для своего времени три ГЭД по 8800 кВт каждая; и шесть вспомогательных дизель-генераторов переменного тока по 1126 кВт. Все это позволило развить 19,5 узлов на чистой воде и даже обогнать по скорости атомный ледокол "Ленин".

Интересно будет отметить, что гребной вал диаметром 670 мм у этого судна выходит из корпуса через водонепроницаемую трубу с сальниковым уплотнением и резиновым подшипником (на тот момент это техническое новшество было впервые применено для судов данного типа). Частота вращения гребных валов – 108-180 оборотов. Первые четырехлопастные гребные винты были изготовлены из никелевой стали, имели съемные лопасти. Еще один отличительный нюанс проекта: над рулем ледокола конструкторы расположили огромных размеров ледовый нож, задача которого была – защитить его от повреждений во время заднего хода.

К мощной пропульсии должно было прилагаться не менее серьезное навигационное оборудование. Так, на "Ермак" были установлены: две радиолокационные станции, индикатор обстановки и эхолот. Несмотря на все свое техническое превосходство, ледокол Р-1039 не настолько был совершенным, чтобы на 100% избежать попадания в ледовые тиски. Для таких случаев на судне были реализованы креновая и дифферентная системы. А воздушно-пузырьковая, разработанная тогда впервые, помогла снизить коэффициент трения между судном и льдом. Через специальные сопла, расположенные вдоль корпуса ниже ватерлинии, подавался сжатый воздух, который, поднимаясь, провоцировал сильное вертикальное течение. В итоге обломки льда сталкивались с так называемым воздушно-водяным слоем (практически – смазкой), и не оказывали такого разрушительного воздействия на обшивку.
Ледокол проекта Р-1039 "Ермак" / Фото: ФГУП "Росморпорт"

Технические характеристики "Ермака" проекта Р-1039:
  • Длина – 135 м;
  • Ширина (максимальная) – 26 м;
  • Высота борта – 16,7 м;
  • Водоизмещение – 20 241 тонн;
  • Осадка – 11 м;
  • ГД – девять дизель-генераторов по 3080 кВт;
  • Суммарная мощность – 28,3 МВт;
  • Экипаж – 118 чел;
  • Толщина преодолеваемого льда – 1,8 м;
  • Скорость хода на чистой воде – 19,5 узлов.
Специально для обеспечения работы экипажа в ночное время и в условиях ограниченной видимости на "Ермак" были установлен мощные прожекторы диаметром 624 мм: луч бил на расстояние 6 км и позволял спокойно различать любые предметы, а источник света можно было заметить за 50 км. Ну, и не забудем упомянуть про вертолет, базировавшийся на судне в ангаре, расположенном в кормовой части верхней палубы: поднимали его краном грузоподъемностью 10 тонн. Без вертолета невозможно было получить детальную ледовую разведку.

Помнили тут и об условиях жизни моряков. Каюты "Ермака" отличались комфортом, их можно было сравнить с каютами пассажирских судов. Для отделки помещений использовались лучшие современные материалы, также на судне разместили: клуб, кинотеатр, библиотеку, амбулаторию, плавательный бассейн, гимнастический зал, финскую баню-сауну. По современным меркам – вроде бы ничего такого, а для 1974 г. весьма значительно.

В завершение картины обязательно надо вспомнить, что примерно в 2005-2007 гг. "Ермака" основательно модернизировали, соответственно, когда говорят о том, что с судна снимают 112 видов различного оборудования общим количеством более 700, это значит, что снимают вполне приличное оборудование, что подтверждает наш источник. Однако нужно не забывать, что добытые таким способом комплектующие в какой-то момент закончатся (размышления на этот счет можно прочитать по ссылке на другую статью).

Проект Р-1039 нам ещё послужит

Если говорить о том, почему проект Р-1039 до сих пор в строю, то, конечно, нужно вспомнить, сколько в распоряжении России есть вообще ледоколов, а сколько – необходимо. По данным "Росморпорта" на 1 июля флот предприятия располагал 37 ледоколами, однако время (и сложности с поставками ЗИП) неумолимо будут выводить из строя шаг за шагом и их, в связи с чем, кстати, было принято решение о модернизации ряда ледоколов финской постройки проектов 1101, 1105. Это: "Капитан Хлебников", "Капитан Букаев", Капитан Драницын", "Капитан Чечкин", "Капитан Чадаев" и "Капитан Зарубин". Разработкой технического проекта займется АО "Нордик Инжинирнг", сроки завершения проектных работ – весна 2023 г. Непосредственно модернизация судов пройдет в период с 2025 по 2030 гг. и продлит жизнь ледоколам на 15 лет.

Чтобы организовать круглогодичную навигацию по СМП, согласно прогнозам "Росатома", к 2030 г. стране требуется минимум семь, оптимально – 12-14 ледоколов, в том числе дизель-электрических, например, таких, как "Красин". Но вернемся к проекту Р-1039.

"Ермак" для своего времени стал одним из лучших дизель-электрических ледоколов, к тому же вобравший в себя самые удачные наработки конструкции атомохода "Ленин". Чтобы получилось судно с максимально крепким корпусом, непотопляемое, его разделили восемью водонепроницаемыми переборками на десять отсеков: заполнение водой одного или нескольких отсеков не угрожало плавучести судна. Ледовый пояс проекта был изготовлен из стали толщиной 54 мм (у "Ленина" он составлял всего 36 мм), ниже третьей палубы корпус был двойной. Все это позволяло ледоколу на скорости 4-6 узлов преодолевать льды толщиной до 1,8 м, а проекту по сей день остаться в строю.

Что происходит на "Ермаке" прямо сейчас?

Потихоньку с него снимают оборудование, оставляя лишь необходимое для обеспечения жизни судна (вспомогательные системы, котлы) и комфортной работы сотрудников, занятых в разборе. Но по итогу – "Ермак" будет полностью разобран на составляющие, тем более кроме "Красина" есть еще и "Адмирал Макаров". На данный момент демонтируют: сепараторы, насосы, двигатели, топливную аппаратуру и т.д.
Ледокол "Адмирал Макаров" / Фото: ФГУП "Росморпорт"

Почему про "Ермак" написать было важно?

Многолетний опыт Корабел.ру взаимодействия с различными предприятиями показывает, что нередко с тем или иным производителем важного оборудования отрасль недостаточно знакома, а порой и просто не знает его. Сейчас с "Ермака" снимается масса важного оборудования именно по причине того, что нет возможности это оборудование оперативно (или вообще) раздобыть. Вывод напрашивается сам собой: проанализировать, какие комплектующие сегодня нужны для проекта Р-1039, если таковое есть в наличии – предложить.

Для справки: начальная цена договора, объявленная "Росморпортом" на разбор ледокола "Ермак", составила почти 9 млн руб.

Материалы по теме:

Ледоколы России в зеркале западной аналитики
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты
21:45 / судоходство