— Андрей Васильевич, какие главные вехи в совместной работе, проделанной за этот период федеральным депутатским корпусом и Росморречфлотом, вы можете назвать? Какие стратегические задачи отрасли удалось решить, благодаря этому сотрудничеству?
— Думаю, что для любого федерального органа исполнительной власти постоянное взаимодействие с институтами власти законодательной — фундаментальное условие для полноценного выполнения своих функций. В случае Росморречфлота, отвечающего за обеспечение работы и развития отечественного водного транспорта, которому необходимо возвращать утерянные позиции относительно других видов транспорта, хорошее взаимопонимание и поддержка законодателей особенно важны. За время работы Госдумы седьмого созыва с 2016 по 2021 год было принято более 70 законов, регулирующих отношения в области торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и морских портов.
Нет сомнений, в том, что все последние годы отрасль ощущает неуклонный рост внимания государства к ее нуждам, немалая заслуга наших законодателей, как в Госдуме, так и в Совете Федерации.
|
Лаврищев А. , руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта |
Эти направления работы, отраженные в соответствующих поручениях Президента России, легли в основу повестки взаимодействия Росморречфлота с обеими палатами Федерального Собрания. В широком смысле государство нацелило представителей отрасли и законодателей на задачу повышения конкурентоспособности и эффективности отечественного водного транспорта и для ее решения был сформирован целый ряд исполнительных инструментов, главный из которых, принятый Правительством РФ Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМИ), получивший статус национального проекта. Напомню, что Росморречфлот стал ответственным исполнителем двух федеральных проектов КПМИ — «Морские порты России» и «Внутренние водные пути», а также совместно с Росатомом, с 2018 г. ставшим единым инфраструктурным оператором Севморпути, выступил соисполнителем федерального проекта «Северный морской путь». Хотя к участию в реализации конкретных мероприятий, вошедших в состав этих федеральных проектов, законодательная власть формально прямого отношения не имеет, мы постоянно чувствуем заинтересованную поддержку задачи планомерного воплощения КПМИ со стороны федеральных депутатов и сенаторов.
В Госдуме эту работу под постоянным контролем со стороны спикера Вячеслава Викторовича Володина возглавляет Комитет по транспорту и строительству, а в Совете Федерации при неизменно активной поддержке Валентины Ивановны Матвиенко наибольший вклад вносят Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет по экономической политике.
— Можете привести примеры оперативного участия законодателей в решении актуальных для отрасли вопросов нормативно-правового обеспечения проектов развития?
— Конечно. Как вы знаете, одним из самых значимых направлений для социально-экономического развития страны признано опережающее развитие инфраструктуры морских портов, планомерное повышение их мощности и конкурентоспособности. Эта задача успешно решается в рамках соответствующего федерального проекта в составе КПМИ, который в обновленной редакции Комплексного плана называется «Развитие морских портов». Многие объекты, входящие в его состав, уже находятся на этапе проектирования и строительства, причем, реализация проектов по состоянию на текущий (2021) год, в основном, осуществляется на средства инвесторов — 86%, на средства федерального бюджета приходится 14%, которые идут, прежде всего, в дноуглубление акваторий морских портов и подходов к ним, строительство ледокольного и аварийно-спасательного флота.
При таких исходных условиях понятно, что планомерность осуществления мероприятий данного федерального проекта, в значительной, даже преобладающей степени зависит от инвесторов, в связи с чем, по поручению Президента России был разработан законопроект, уточняющий обязательства инвесторов по вводу в эксплуатацию объектов портовой инфраструктуры, в рамках которых часть работ осуществляется за счет средств бюджетов РФ. Речь идет о проектах, включаемых в КПМИ, где Росморречфлот является ответственным за реализацию федерального проекта по развитию морских портов.
Законопроект, обязывающей частных инвесторов при инвестициях в портовую инфраструктуру представлять органам власти инвестиционную декларацию, на основе которой заключаются соглашения о создании объектов инфраструктуры морского порта, был внесен правительством в Госдуму в начале декабря 2020 года. Уже 17 июня 2021 документ был принят депутатами в третьем чтении, затем одобрен Советом Федерации и 2 июля федеральный закон N 340-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписан главой государства.
Таков результат только одного эпизода большой совместной работы Росморречфлота с коллегами-законодателями.
Значимым для отрасли является и федеральный закон от 18.07.2017 №177-ФЗ которым Минтрансу России предоставлено право утверждать перечень объектов инфраструктуры морского порта, а также критерии неразрывной связи находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта со смежным объектом инфраструктуры морского порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Закреплен порядок создания морского порта.
Введен новый портовый сбор на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к объектам федеральной собственности — инвестиционный портовый сбор.
Кроме того, установлено, что создание объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности (п.1 ст.29), может осуществляться за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей по концессионному соглашению.
Среди других примеров можно упомянуть наше взаимодействие с депутатами по внесению изменений в Закон о морских портах в части, касающейся развития портовой инфраструктуры. В обновленной версии закона уточнены положения по заключению концессионных соглашений для создания новых перегрузочных мощностей.
В марте 2021 г. Росморречфлотом уже заключено концессионное соглашение по созданию терминала для перевалки углеводородного сырья в Поронайском районе Сахалина. Не сомневаюсь, что за ним последуют и другие.
Росморречфлот и профильный комитет Госдумы также совместно проделали кропотливую работу по внесению изменений в Кодекс торгового мореплавания, уточнивших его положения, касающиеся каботажного плавания. Наряду с этим в результате проведенной работы правительство обрело полномочия в части утверждения положения о взаимодействии в ходе поиска и спасания на море, где Росморречфлот определен главным координатором при проведении соответствующих аварийно-спасательных операций.
Во многом благодаря активной поддержке депутатов в профильном Комитете Госдумы были оперативно доработаны и приняты поправки в 65-ю статью Водного кодекса, что позволило ускорить реализацию ключевых мероприятий федерального проекта КПМИ «Развитие морских портов».
— Упомянутые законотворческие новации, в основном, связаны с морским транспортом, а как же речка?
— Поистине знаковым, историческим событием стало для всей отрасли заседание Президиума Госсовета РФ августа 2016 года, по итогам которого были приняты решения о поэтапном переходе на нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений; обеспечении долгосрочной государственной поддержки строительства в РФ гражданских судов, а также поставлена задача ликвидации лимитирующих участков на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации.
Здесь, наверное, уместно напомнить о том, что в этой сфере наша страна располагает огромным богатством и обширной, разветвленной инфраструктурой. По протяженности внутренних водных путей Россия занимает ведущее в мире, 101, 6 тыс км, ненамного уступая только КНР. Протяженность ВВП России, используемых для судоходства, существенно превышает длину внутренних водных путей США и всех стран Западной Европы. При этом, наибольшая доля протяженности внутренних водных путей приходится на сибирский макрорегион - 64%. В центральном регионе расположены внутренние водные пути, достигающие 26,9% от общей протяженности, а в северном макрорегионе этот показатель составляет 9,1%.
Как видим, северные, сибирские и дальневосточные регионы, занимающие суммарно свыше половины территории страны, жизненно зависят от полноценного функционирования ВВП и доставки по ним грузов для обеспечения своей жизнедеятельности. Не стоит даже пытаться представить, чем этим регионам, а значит и всей стране, грозит крупный сбой в функционировании наших транспортных артерий. Значимость водных путей, в данном случае, внутренних, в нашей стране с ее географическими масштабами и другими уникальными особенностями, имеет стратегический характер.
Уверен, не погрешу против истины, заявив, что задачи развития внутреннего водного транспорта составили преобладающую часть нашего взаимодействия с Госдумой и Советом Федерации. Так, в соответствии с поручением Президента, в минувшем и начале этого года прорабатывались идеология и структура национального проекта по внутреннему водному транспорту. Эта работа, вне зависимости от окончательного решения по статусу этого документа, фактически стала базовой частью других разрабатывающихся сейчас стратегических планов, прежде всего, Концепции Стратегии развития внутренних водных путей в рамках Транспортной стратегии России с прогнозом до 2035 года. Согласование Концепции с федеральными органами и общественными отраслевыми объединениями завершено и она внесена на рассмотрение Правительства.
В результате актуализации упомянутой Транспортной стратегии и отраслевой части Фронтальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации определены новые подходы к решению задач по развитию морского транспорта, внутреннего водного транспорта, выверены параметры опорных сетей по морскому и речному направлению. Для моряков и речников, наверное, самое главное в том, что водный транспорт в целом и планы его секторального развития подтверждены в качестве приоритетного объекта внимания государства.
— Какие проекты развития принципиально важны для речников, и чем в этом им могут помочь законодатели?
— Безусловно, ключевой задачей, от решения которой зависит будущее внутреннего водного транспорта страны, является ликвидация так называемых «лимитирующих» участков Единой глубоководной системы Европейской части РФ.
С момента принятия Комплексного плана, и при работе над концепциями нацпроекта по ВВП и Стратегии развития внутренних водных путей, только на площадках Госдумы и Совета Федерации прошли десятки совещаний, заседаний профильных комитетов и круглых столов, где обсуждались приоритеты развития отрасли и ключевых проектов водного транспорта. Сегодня на реке для нас высшим приоритетом являются строительство Багаевского гидроузла на Нижнем Дону, модернизация Городецких шлюзов в сочетании с комплексом гидротехнических дноуглубительных мероприятий на Средней Волге.
Кроме того, и в формате работы с избирателям в своих округах коллеги-законодатели оказывают нам содействие в исполнении принятых решений, что бывает особенно важно при возникновении на местах разного рода проблемных вопросов. Так, стало хорошей традицией, что члены комитета ГД по транспорту и строительству в своих округах проводят выездные совещания с коллективами бассейновых администраций. Как то, что в июне с.г. представитель профильного комитета Госдумы провел в Администрации Азов-Дон, с работниками которой были обсуждены актуальные вопросы строительства уже упомянутого Багаевского гидроузла, влияния маловодья на судоходство в текущей навигации и планы законопроектной деятельности Госдумы по воднотранспортному направлению.
Кстати, благодаря этому взаимодействию, Росморречфлот и Минтранс пользуются бесценной возможностью оперативно вносить предложения по актуализации законодательной базы, в том числе для того, чтобы вовремя корректировать выявляемые практикой недостатки в нормативно-правовых механизмах, сократить «пробуксовку» некоторых проектов и укрепить исполнительскую дисциплину их осуществления.
— Какие пожелания вы бы хотели адресовать новому составу нижней палаты Федерального Собрания, что будет избран на предстоящих в сентябре выборах, и своим коллегам по отрасли, которым предстоит работать с новым депутатским корпусом? И собираетесь ли принять участие в голосовании лично?
— За последние годы Росморречфлотом проделана большая работа по увеличению мощностей морских портов и развитию внутренних водных путей, модернизации информационных систем и росту эффективности государственного портового контроля на море и реке, цифровизации функций капитанов морских портов и Служб управления движением судов. Много удалось сделать для обновления флота, в том числе, по строительству новых ледоколов и аварийно-спасательных судов, перенаправления российских грузопотоков из портов сопредельных стран в отечественные и, в целом — для повышения конкурентоспособности морского и речного транспорта и увеличения безопасности судоходства.
Без постоянной, заинтересованной и профессиональной поддержки отрасли со стороны парламента это было бы просто невозможно. Искренне надеюсь, что новый состав Государственной Думы обеспечит преемственность с депутатами 7 созыва в квалифицированном и энергичном взаимодействии с работниками водного транспорта, руководством и населением морских и речных регионов для решения задач масштабных задач, которые поставлены перед отраслью.
Флот готовится наращивать сроки навигации в Арктике и на реке, сокращать человеческий фактор в работе портов, переходить на цифровые технологии по всей логистической цепи, улучшать инвестиционную привлекательность отрасли, отрабатывать технологии и регуляторику автономного судоходства, снижать углеродную составляющую судовой энергетики и отраслевую нагрузку на окружающую среду. Но главным результатом всех новаций должно быть удовлетворение запросов и потребностей наших граждан, повышение безопасности, доступности и экологичности пассажирских и грузовых перевозок. В новом составе депутатского корпуса моряки и речники ожидают обрести надежных, профессиональных и активных союзников и партнеров в достижении этих целей.
Уверен, для того, чтобы эти ожидания были воплощены в жизнь, стоит потратить час-другой, чтобы 19 сентября отдать свой голос за кандидатов, которым люди доверяют, за стабильное, мирное будущее и процветание нашей страны. И сам я обязательно это сделаю!