Виктор Кузнецов учился в Ленинградском индустриальном институте (ныне Политехнический университет), но специальность "паровые машины и котлы" его не устраивала, и он добился перевода на вновь организованную специальность "динамика машин". Вопрос о переводе решался после собеседования, которое провел с Кузнецовым выдающийся профессор-механик Евгений Леопольдович Николаи, в тот период активно работавший в новой области – механике гироскопов. Это и стало специализацией В. Кузнецова.
На преддипломную практику В. Кузнецов был направлен в единственное гироскопическое подразделение страны и города – морскую часть завода "Электроприбор", к Н.Н. Острякову, который в ходе первой же беседы определил тему дипломной работы и взялся ею руководить. Дальнейший профессиональный рост В. Кузнецова был стремительным: через месяц он был зачислен на штатную должность инженера, затем ему была поручена сдача гировертикали "Газон" на крейсере "Киров". Он не только справился с этой задачей, но, проанализировав работу системы управления стрельбой, предложил ее усовершенствование, значительно повысившее точность стрельбы. В 1943 г. за это усовершенствование он в составе авторского коллектива получил свою первую Государственную премию.
В 1938 г. закончился первый год работы В. Кузнецова в гироскопии, очень успешный год. Крейсер "Киров" был включен в состав Балтийского флота, В. Кузнецов блестяще защитил дипломный проект "Корабельная гировертикаль", и ему была присвоена квалификация инженера-исследователя. Он заслужил большой авторитет у коллег в "Электроприборе" и среди флотских командиров.
Следующий год был посвящен напряженному труду на гировертикалью "Шар". Дефицит времени был таким, что Кузнецова на три месяца перевели на казарменный режим без права выхода с завода. Успешные испытания гировертикали на крейсере "Максим Горький" стали результатом этой работы. Сороковой год принес новые важные планы, но жизнь сложилась иначе.
Было принято решение о формировании в Москве второго центра по разработке гироскопической техники, и Виктору Ивановичу предложили возглавить это подразделение. Он отказывался, хотя настаивал нарком судостроительной промышленности И.Ф. Тевосян, а затем и председатель правительства В.М. Молотов. Дело решил приказ.
Кузнецов еще толком не освоился на новом месте, как был командирован в Германию принимать приборы управления артиллерийским и торпедным вооружением для строившегося по заказу СССР крейсера "Чапаев". Здесь его застала война, он в составе группы советских специалистов был интернирован, за месяц прошел полицейский участок, тюрьму "Моабит", пересыльный лагерь и был выслан в СССР.
В 1942 г., когда морская часть завода "Электроприбор" была эвакуирована из осажденного Ленинграда в Москву, Виктор Иванович воссоединился с ленинградскими коллегами. Совместно была разработана гировертикаль "Компонент" (вторая Государственная премия В.И. Кузнецова).
В 1945 г. завершилась еще одна разработка Виктора Ивановича – одноосный силовой стабилизатор танкового орудия "Таран". Сравнительные полевые испытания с американским танком "Шерман" выявили преимущества схемы, предложенной Кузнецовым. Но в производство она не пошла, и еще долго наши танки для прицельной стрельбы вынуждены были останавливаться.
После окончания войны Кузнецов был командирован, как и многие специалисты, в Германию для отбора техники и документации в качестве репарации. На заводе, на котором он принимал раньше приборы для крейсера, обнаружил гиростабилизаторы для немецких ракет. Это, а также случайная встреча в самолете с С.П. Королевым привели Виктора Ивановича в зарождавшуюся ракетно-космическую промышленность.
Как известно, разработка советских ракет началась с воспроизведения немецкой ракеты "Фау-2". Но уже через год Кузнецов разработал модернизированные приборы управления ракетой, превзошедшей по дальности и точности немецкий прототип. Так началась чрезвычайно плодотворная деятельность Виктора Ивановича в ракетной технике. Особое внимание он обращал на тщательную отработку надежности аппаратуры.
Вспоминает ближайший сотрудник Кузнецова Иларий Николаевич Сапожников: "И если половина немецких ракет, выпущенных во время войны, сбивалась с курса и терпела аварию, то в отечественной ракетной технике отказы по вине гироприборов, разработанных под руководством Кузнецова, стали чрезвычайной редкостью.
Это дело стало основным в жизни Виктора Ивановича". В гироскопе для него не было мелочей, он тщательно отрабатывал каждое техническое решение. Он сформировал гироскопический институт и был его главным конструктором, но не директором – административная работа его не прельщала. В институте Кузнецова (сейчас НИИ прикладной механики имени В.И. Кузнецова) был разработан поплавковый гироскоп с газодинамической опорой ротора, но гироприборы строились на менее точных "сухих" гироскопах до тех пор, пока поплавковые гироскопы не подтвердили уникальный ресурс – 150 000 часов.
Кстати, на базе модификации поплавковых гироскопов космического применения ЦНИИ "Дельфин" создал морские инерциальные навигационные системы, отличавшиеся высокой надежностью.
Ключевой была роль академика Кузнецова в создании гироскопической подотрасли в приборостроении. По его инициативе были построены специализированные гироскопические заводы, крупнейший из них – Саратовский завод, где Виктор Иванович месяцами работал над освоением гироскопических технологий, а всего таких заводов для ракетной техники было построено семь. Один из них – Барнаульский завод "Ротор" – отошел в судостроение.
Академик А.Ю. Ишлинский, много десятилетий работавший с Виктором Ивановичем, охарактеризовал его так: "Виктор Иванович – крупный ученый, выдающийся инженер. Я бы переставил эти слова местами. Это крупнейший инженер нашего времени. А хорошим инженером быть труднее, чем хорошим ученым. Конечно, Виктор Иванович был ученым, и математические трудности им легко преодолевались. Но это не было главной задачей.
Главной задачей было изготовление и доведение инженерного труда до конца, когда гироскопический прибор действительно мог быть поставлен на соответствующее изделие и хорошо работать".
Таким был Виктор Иванович Кузнецов. Я довольно часто встречался с ним в Академии наук в последние годы его жизни и могу только добавить очень теплое отношение к "Электроприбору", где впервые проявился его инженерный талант.
В. Г. Пешехонов
научный руководитель АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор"