Электромонтаж судовой: из корпуса в корабль

Именно благодаря насыщению судно становится судном, а корабль кораблём. А ещё современный проект попросту немыслим без обилия электроники, а это, конечно, электромонтажные работы, пусконаладка, слесарное насыщение и умелые руки, которые могут всё это качественно собрать и проверить. В этой статье поговорим о такой важной профессии, как электромонтажник судовой.

За ответами обратимся к нескольким компаниям: АО "ЭлектроРадиоАвтоматика", ООО "СУДОЭЛАН", ООО "НЭМО", АО "ЭРА Марин" и ООО "Авангард". Каждое из предприятий обладает собственным уникальным опытом в области судового электромонтажа, профессиональной командой, а, главное, готово рассказать об этой по-настоящему непростой профессии и подсветить обстановку на рынке в своем сегменте.
 

Монтаж кабельной судовой трассы / Фото: пресс-служба ООО
Монтаж кабельной судовой трассы / Фото: пресс-служба ООО "НЭМО"

Исторически сложилось

 

Перед тем, как перейдем непосредственно к ответам компаний, небольшая историческая ремарка. Интересно, что в процессе развития российского судостроения, а именно в его пик, который пришелся на советский период, происходит отделение судового электромонтажа в отдельную нишу. О чем речь? Как отмечают в АО "ЭлектроРадиоАвтоматика", по мере усложнения технических систем судов и кораблей увеличивался объем электромонтажных работ, требующий все большее количество высококвалифицированных судовых электромонтажников. Но, учитывая масштабы строительства, с одной стороны, и довольно короткий цикл достроечных – преимущественно электромонтажных – работ, с другой, каждому заводу содержать постоянный штат судовых электромонтажников в какой-то момент стало нерентабельно. Итог – появление в 60-е годы при Министерстве судостроительной промышленности СССР 6-го Главка, который, собственно, и должен был заниматься вопросами электротехники, объединив в своём составе по региональному признаку ряд базовых электромонтажных предприятий (ЭМП) "ЭРА", в задачи которых входило выполнение судовых электромонтажных работ (СЭМР) на судостроительных предприятиях региона. Целью создания ЭМП "ЭРА" было обеспечение судостроения электромонтажными работами должного качества в требуемых отраслью объемах и в определенные сроки
 

Методическое руководство, разработка как типовых, так и специальных технологических процессов, нормативно-технической документации, в том числе по экономике, планированию и нормированию СЭМР было возложено на отраслевой ЦНИИ "Судовой Электротехники и Технологии", который в течении 50 лет обобщал опыт работы всех ЭМП.

 

Кто же он – электромонтажник судовой?

 

Как и в случае с другими профессиями, представленными не только в судостроении но и в иных производственных секторах, от судового электромонтажника всегда ждут более высокого уровня подготовки, терпения, сноровки, мастерства. А вот, что об этом говорят сами специалисты.

"Недавно читал обзор в вашем журнале про сварщиков и про то, в каких непростых условиях им приходится работать. Скажу, что у нас ничуть не легче. Например, чтобы выполнить ту же самую затяжку кабеля, подключение оборудования в каком-нибудь небольшом помещении (отсеке), нужно иметь определенные габариты и навыки. У нас, конечно, не как в танкисты принимают, но сотрудник ростом два метра может и не справиться с такой задачей. Если говорить о сложности работ, то все зависит от конкретного проекта и годной документации к нему", – делится опытом главный инженер ООО "СУДОЭЛАН" Александр Драговский.

В зависимости от размера, на судне может быть уложено от 12 до 2000 км кабеля / Фото: пресс-служба ООО
В зависимости от размера на судне может быть уложено от 12 до 2000 км кабеля / Фото: пресс-служба ООО "НЭМО"

Директор управления электромонтажных и пусконаладочных работ АО "ЭРА Марин" Андрей Иванов, отмечает, что на первый взгляд работа судового электромонтажника может показаться несложной. Но опыта нужно набираться долго. Есть множество нюансов по сравнению с работой на берегу, поэтому, если вдруг решил переквалифицироваться в корабелы, будь готов к изучения нормативно-технических документов, усвоению новых знаний и освоению необходимых навыков.

"Главное, чтобы электромонтажник в первую очередь – думал, качественно и ответственно выполнял поставленные перед ним задачи, задавал вопросы, если в этом есть необходимость. Это важно. В профессии я с 2017 г., поэтому не понаслышке знаю, как бывает на судне, особенно, когда на заказе в одном помещении собираются и сварщики, и маляры, а ещё и ты", – вспоминает личный опыт работы на судне коммерческий директор ООО "Авангард" Артём Козьменко.

Однако, добавляет Артём Валентинович, на предприятиях, где всё грамотно организовано, обычно с такими проблемами и не встречаешься. Все приходят на объект в свое время.

"Есть на судах и очень маленькие помещения и пространства. Но для их создания вначале поработали сборщики и сварщики. А раз они туда смогли забраться, то и электромонтажник тоже заберётся. Иногда для этого требуется ползти по-пластунски и работать в позе эмбриона. Но любая техника и кабели в процессе эксплуатации судна требуют осмотра и профилактики. Понимая это, проектанты редко размещают оборудование в таких места", – рассказывает техническийначальник ТБ филиала "Адмиралтейский" АО "ЭлектроРадиоАвтоматика" Глеб Суслин. 

Специалисты ООО "НЭМО" присоединяются к коллегам, а также добавляют, что всегда можно договориться.
 

Касательно личных качеств, все спикеры сходятся на том, что судовой электромонтажник должен быть в первую очередь стрессоустойчивым и выносливым. Нередко на проекте приходится задерживаться, особенно, когда поджимают сроки. Тут-то и выходят на первый план терпение, трудолюбие, готовность вложиться, ну и, конечно, умение работать в команде. Но помимо этого очень важно, чтобы электромонтажник разбирался в документации, действительно понимал работу (бывает и так, что за "профессионалом" приходится переделывать). А, в целом, как и в других профессиях, судовой электромонтажник это – носитель необходимых компетенций уровня своей разрядной квалификации, постоянно ее расширяющий и повышающий, надежный, ответственный специалист, представитель большого коллектива, работающего на общий результат.

Электромонтаж от ООО
Электромонтаж от ООО "Авангард" / Фото: ООО "Авангард"

Российское VS Санкционное

 

И хотя компании, занимающиеся электромонтажом, не выбирают оборудование на судно (корабль), однако представление о качестве того или иного продукта всё-таки у них по итогу работ появляется.
 

Главный инженер ООО "СУДОЭЛАН" отмечает, что компания на своих проектах работала как с иностранным кабелем, так и с отечественным. Раньше качество последнего отличалось не в лучшую сторону. Однако сегодня отечественный производитель ничуть не хуже зарубежного. Например, кабель марки "ИнСил", вполне соответствует всем требованиям, а компания-производитель НПП "ИНТЕХ" прислушивается к обратной связи, вносит необходимые корректировки в ТТХ своей продукции.

"Если говорить о качестве, то, возможно, в 90-е отечественный кабель чем-то и отличался, но сейчас он ничуть не хуже. А вот с санкционным оборудованием есть проблема, и в первую очередь она связана с необходимостью перепроектирования, что в свою очередь существенно влияет на увеличение сроков строительства и, как следствие, – производственные потери, плавно перетекающие в убытки", – продолжает технический директор АО "ЭлектроРадиоАвтоматика" Сергей Лебедев.

Артём Козьменко из ООО "Авангард" считает, что не всякий российский кабель хорош, бывает и вполне "деревянный" попадается, из-за чего с ним сложно работать. Опять-таки – сроки. Поставки, даже при наличии качественной продукции, доходят до 10 месяцев. Из отечественных производителей кабеля отмечает: "ИнСил". Также Артём Валентинович замечает, что потенциал российских производителей кабеля огромный, но нужно время.

 

Коллега из АО "ЭлектроРадиоАвтоматика" ещё раз напоминает, что как и марку кабеля, так и оборудование определяет проектант. А закупаться лучше всего у "гарантированного поставщика". "Заказчики, формулирующие условия тендерных процедур знают о чем речь", – добавляет он. Санкции на судостроении сказались отрицательно, потому что "в 90-х глобально "импортозаместили" всю отрасль, а "обратное импортозамещение" пока идет слишком медленно. Но то, что оно "происходит" это – правильно и необходимо".

 

Специалисты ООО "НЭМО" по данному вопросу сходятся на том, что главное, чтобы кабель соответствовал проектной и рабочей документацией.
 

Сколько кабеля в вашем проекте?
 

В этой главе сделаем небольшое отступление от общей канвы изложения и узнаем, сколько же кабеля уходит на судно или корабль. Уже приготовили ваши предположения? Данные предоставлены по "крайним" проектам, над которыми работают предприятия:
 

Итак, как рассказали нам в ООО "СУДОЭЛАН", на патрульный корабль проекта 22120 (а это 10,4 м ширины и 71 м длины) требуется порядка 130 км кабеля. По данным ООО "Авангард" проект "Котлин" (ширина – 8,7 м, длина – 32 м) вмещает в себя 12 км кабеля. От 12 до 2000 км кабеля требуют заказы АО "ЭлектроРадиоАвтоматика". "НЭМО" раскрыли нам секрет "Соммерса" (ширина – 7,5 м, длина – 25,8 м), туда требуется порядка 9 км кабеля. АО "ЭРА Марин" сообщило, что суммарная длина кабеля на проектах, выполняемых компанией в настоящее время более 1000 км.

 

А сколько человек на проект требуется?
 

Ещё одно небольшое отступление от общей канвы. А ответ тут будет довольно-таки простой: все зависит от проекта. Но сама тема, на самом деле, непростая, ведь, как отметил коммерческий директор ООО "Авангард" Артём Козьменко, на судне могут 50 человек не давать должного результата и в итоге сорвать сроки, а могут и 15 со всем справиться. И так мы плавно подходим к проблеме кадров.

"Все зависит от конкретного проекта (грузовое судно, пассажирское, научно-исследовательское или военный корабль): то есть это – объём и сложность электрооборудования, количество прокладываемого кабеля, а также сроки строительства заказа; актуальность документации, сроки поставки оборудования и кабельной продукции, наличие у организации высококвалифицированных специалистов. При правильной расстановке и всех сопутствующих факторах, например, на судне снабжения с классом автоматизации А1 на 130 км прокладываемого кабеля требуется не более 50 специалистов для выполнения полного цикла ЭМР", – подчеркивает главный инженер ООО "СУДОЭЛАН" Александр Драговский.

 

Кадры – вопрос всегда непростой

 

На взгляд главного инженера ООО "СУДОЭЛАН" даже среди давно работающих специалистов встречаются те, кто недостаточно хорошо справляются со своими профессиональными обязанностями, а, бывает, что и молодые показывают хороший результат. Команда в компании сложенная и слаженная, при наборе персонала здесь отдают предпочтение кандидатам не только с опытом, но открыты и для молодых, получивших только что образование, а также готовых к росту и познанию. Тем более, что внутри компании есть собственное обучение и профессиональный лифт. Также здесь регулярно проходят повышение квалификации.
 

Директор управления электромонтажных и пусконаладочных работ АО "ЭРА Марин" Андрей Иванов о кадровой проблеме в стране отзывается с беспокойством:

"Команда на нашем предприятии собрана из настоящих профессионалов своего дела, но к сожалению, людей таких на рынке труда становится с каждым годом меньше, уходят те советские кадры, что могли бы передавать знания. Несмотря на высокую конкурентную заработную плату от 100 000 до 150 000 руб. и возможности карьерного роста, молодежь неохотно идет в судостроение, так как работа непростая и условия труда зачастую тяжелые".

"Кадры – решают. Опытных специалистов хватает, а вот тех, кто к работе подходит ответственно – нет. Также в нашем деле очень важна репутация. Поэтому если уж взялся за гуж, не говори, что не дюж. Нужно себя показать, тогда всё получится. У нас только так", – разъясняет коммерческий директор ООО "Авангард" Артём Козьменко.
 

Специалисты ООО "НЭМО" также считают, что кадры – важная составляющая любого предприятия и определяющая его. Профессионалами здесь дорожат и понимают, насколько важно сохранять компетенции, передавая их от более опытных сотрудников к начинающим. Вдохновляет отношение старожилов к своей работе.

Главное – результат. Тогда есть, чем гордиться (в кадре катамаран проекта "Котлин") / Фото: Корабел.ру
Главное – результат. Тогда есть, чем гордиться / Фото: Корабел.ру

"Удовлетворение надо получать не от заработанных денег, а от выполненной работы. Особенно радуешься, когда видишь, как касается судно воды или как наши корабли участвуют в параде ВМФ, для создания которых ты приложил немало усилий. Приятно ощущать гордость за личный вклад", – отмечает электромонтажник судовой 5 разряда, бригадир Георгий Пикулик.
 

Стратегически смотрят на проблему кадров в АО "ЭлектроРадиоАвтоматика". Все предприятия, которые занимаются электромонтажом, на их взгляд, можно разделить на две категории: "старой формации", где "в структуре компании есть серьезные конструкторские и технологические подразделения, они ориентированы на максимальную технологическую автономность, качество и "разгрузку" судостроительных предприятий от проблематики ЭМР (* электромонтажа). И "новой формации", структура и технологический уклад которых ориентированы на максимальную экономическую конкурентоспособность". Но особенность последних в том, что такие предприятия стараются минимизировать затраты на подготовку производства, персонала и обеспечение качества. В итоге так называемая "максимальная экономическая конкурентоспособность", а на взгляд АО "ЭлектроРадиоАвтоматика" – способность к "максимальному ценовому демпингу", основывается исключительно на использование выгодной ценовой конъюнктуры в регионах с развитым судостроением и высоким средним доходом населения прежде всего путём привлечения вахтовым методом дешёвой и слабо квалифицированной рабочей силы из других регионов РФ.
 

"Золотые правила" судового электромонтажа
 

Завершим наш обзор на простой но важной теме – опыте, выраженном в конкретных действиях на судне. Уверены, что эта глава, как памятка, будет интересна не только начинающим судовым электромонтажникам, но и высококвалифицированным сотрудникам.

"Качественная документация, налаженная работа с КБ, соблюдение сроков поставки оборудования, кабельной продукции, грамотная подготовка производства, которая гарантирует 70% успеха выполнения работ. Высококвалифицированный, сплоченный персонал готовый выполнять сверхсложные задачи. Вот наши "золотые правила" электромонтажа", – главный инженер ООО "СУДОЭЛАН" Александр Драговский.
 

Присоединяется к коллеге директор управления электромонтажных и пусконаладочных работ АО "ЭРА Марин" Андрей Иванов и добавляет, что документы действительно играют важную роль в своевременной реализации заказа. За долгие годы работы ему неоднократно приходилось сталкиваться с разработками, где отсутствовал должный уровень проектирования, а это существенно замедляет темпы строительства судна.

"Плотная работа с КБ и РКД, своевременная поставка кабеля и оборудования на предприятие. Это обязательно! Добросовестная работа персонала", – очерчивает "золотые правила" коммерческий директор ООО "Авангард" Артём Козьменко.

Заместитель директора филиала "Северная ЭРА" Захар Броверман на вопрос о "золотых правилах" электромонтажа констатирует: "ГОСТ. 24040-80, ОСТ5.6185-83, РКД на проект и неукоснительное соблюдение правил техники безопасности".

 

В "НЭМО" на этот счет отвечают практически стихами-памяткой: 

Делай всё по чертежу (при наличии).

Не знаешь – спроси,

Распаял – прозвони.

Соблюдай радиус изгиба кабеля!

А на этом всё. "Корабел.ру" выражает благодарность и признательность компаниям, принявшим участие в обзоре. Всем судовым электромонтажникам и компаниям, представленным в данной сфере, желаем, чтобы дело спорилось, а заказы никогда не заканчивались.

"Нэмо", ООО
Отрадное
+7(812)318-14-40
"ЭРА Марин", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 447-93-81
"Судоэлан", ООО Санкт-Петербург
+7(812)710-85-65
"ЭлектроРадиоАвтоматика", АО Санкт-Петербург
+7(812)571-39-19
"Авангард", ООО Санкт-Петербург
+7 (993)384-44-56



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025