На прошлой неделе на рейде Североморска прошла тренировка с участием многофункционального судна тылового обеспечения "Эльбрус" Северного флота и вертолета Ка-27ПС. Вертолетчиками был выполнен облет судна и зависание над его грузовой палубой, где с помощью лебедки зацепили сетку с грузом, а затем транспортировали его на внешней подвеске. Стабилизация положения судна в заливе была обеспечена системой позиционирования МСТО "Эльбрус", которая позволяет кораблю находиться в точке со строго заданными координатами практически неподвижно.
Служба
"Эльбрус" был построен по проекту 23120 на заводе "Северная верфь" в Санкт-Петербурге и передан Северному флоту в апреле прошлого года. С его передачей флот получил первый многофункциональный транспорт ледового класса, способный действовать в арктических условиях. За полтора года с момента передачи судно не раз успело показать свои возможности.
Торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на судне тылового обеспечения "Эльбрус" / Пресс-служба Северного флота |
Спустя несколько месяце после подъема флага, в июле 2018 года, "Эльбрус" принял участие в операции по подъему танка M3 Lee времен Второй Мировой войны с борта транспорта "Баллот", затонувшего в начале 1943 года в Баренцевом море вблизи острова Кильдин. Выскочив на камни в условиях плохой видимости, судно получило серьезные повреждения. В основном оно было разгружено, но позже затонуло во время шторма.
В августе 2018 года судно приняло участие в поиске, обнаружении и уничтожении взрывоопасных предметов в акватории Обской губы Карского моря. По архивным данным в исследуемом районе, ограниченном побережьем полуострова Ямал, островом Шакальского и островом Белый, в начале августа 1943 года немецкая подводная лодка U-639 установила на дне неконтактные магнитные мины типа ТМВ-2, которые могут представлять опасность и в настоящее время при проведении подводных работ и активном судоходстве. На борту "Эльбруса" находились водолазы и специалисты по проведению подводных работ, которые с помощью подводного управляемого робота обследовали и уничтожали опасные объекты.
В феврале 2019 года "Эльбрус" вместе с фрегатом "Адмирал флота Советского Союза Горшков", построенным по проекту 22350 "Северного ПКБ" на "Северной верфи", выполнил задачи кругосветного плавания, которое продолжалось почти полгода.
В свой первый дальний поход группа вышла 26 февраля и провела вдали от пункта базирования 175 дней. За это время экипажи прошли свыше 40 тысяч морских миль. Отряд побывал в четырех океанах, дважды пересек экватор, прошел Суэцким и Панамским каналами. Яркой страницей похода стало участие в праздновании 70-летия ВМС Китая в Циндао . Завершая маршрут кругосветного плавания, "Эльбрус" и "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" посетили Кронштадт, где приняли участие в Главном военно-морском параде в честь дня ВМФ.
В октябре 2019 года "Эльбрус" принял участие в масштабных маневрах Северного флота, возглавляемых атомным ракетным крейсером "Петр Великий". Судно выполняло задачи тылового и поисково-спасательного обеспечения вместе с ледоколом "Илья Муромец".
Возможности
Возможности "Эльбруса" уникальны. Он сочетает в себе характеристики спасательного буксира и транспорта. На нем можно выполнять передачу грузов на берег и корабли в обстановке высоких широт при толщине льда свыше полуметра. Судно оснащено водолазным комплексом с барокамерой для проведения декомпрессии водолазов, что позволяет ему участвовать в спасательных операциях и оказывать медицинскую помощь терпящим бедствие подводникам. Его современное радиолокационное и гидроакустическое оборудование дает возможность поиска затонувших объектов и картографирования рельефа дна.
На судне созданы все условия для нормальной работы и отдыха экипажа в условиях Заполярья: сауна, бассейн, спортзал, комфортные каюты с индивидуальными санитарными блоками. Благодаря классу автоматизации А1 на корабле обеспечено безвахтенное обслуживание. Экипаж судна составляет 55 человек. Улучшенная маневренность обеспечивается винторулевыми колонками, которые вращаются вокруг собственной оси на 360 градусов и способствуют удержанию судна в заданной точке в любых погодных условиях. Также на судне установлены два электрогидравлических крана грузоподъемностью 50 тонн, буксирные лебедки с тяговым усилием 120 и 25 тонн. На грузовой палубе площадью более 700 квадратных метров возможна перевозка открытым способом морских транспортных контейнеров.
Проект
Суда проекта 23120 спроектированы санкт-петербургским ЗАО "Спецсудопроект" под руководством главного конструктора Анатолия Петрова и построены на класс Российского морского регистра судоходства (РС): КМ Arc4 [1] АUT 1 DYNPOS-2 BWM (E-S) Supply vessel. Фактически судно является военным вариантом типовых морских судов снабжения и обеспечения для морской нефтегазодобычи.
Полное водоизмещение судна проекта 23120 при осадке 8,5 м составляет около 9000 т, дедвейт судна при осадке 8,5 м - около 3600 т. Длина составляет 90 м, ширина - 22 м, наибольшая осадка - 8,65 м. Электроэнергетическая установка Wartsila 8L32 имеет общую массу около 300 тонн и состоит из четырех главных дизель-генераторов (ГДГ). Каждый ГДГ представляет собой приводной дизельный двигатель и трехфазный синхронный генератор переменного тока.
Спецификационная скорость судна в полном грузу при максимальной осадке и волнении до трех баллов по шкале Бофорта при суммарной мощности главных дизель-генераторов 15 000 кВт составляет не менее 18 узлов.
К сожалению, из-за того, что судно входит в состав ВМФ, сложно рассказать о производителях его систем и оборудования, но на сегодняшний момент известно, что системы пожаротушения сверхтонкораспыленной водой высокого давления "АТЛАС-АКВА" изготовлены компанией "БФК-проект". Работа системы такова, что распыление происходит методом создания водяного тумана, а не жестких струй. Это же свойство позволяет охватывать большую территорию, соответственно ликвидируя большие очаги, при этом воды затрачивается во много раз меньше.
Похожие материалы: