Тематика СПГ-топлива в последнее время набирает обороты. Еще один восходящий тренд - это освоение Арктики. Если совместить обе тенденции, можно получить интересный результат - замена традиционного топлива, поставляемого в рамках "северного завоза", на сжиженный природный газ позволит сократить издержки и повысить экономическую эффективность. Это не говоря уже об экологических преимуществах. Но для этого нужны газовозы и плавучие хранилища газа.
Подробнее об этом своем докладе, прозвучавшем на форуме "Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов - 2018" рассказали эксперты российского подразделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Книжников и Александр Климентьев.
Замена традиционных энергоресурсов в рамках "северного завоза" на СПГ – экономические и экологические преимущества
В последние годы наблюдается тенденция дальнейшего экономического развития Арктической зоны России. Это требует надежного обеспечения, которое называется "северный завоз" – организация поставки грузов, в основном топлива, в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В рамках "завоза" ежегодно поставляется до 6–8 млн т горюче-смазочных материалов и до 20–25 млн т угля. Доля транспортной составляющей в стоимости топлива достигает 70%. Стоимость угля доходит до 8 тыс. ?/т, дизельного топлива до 80 тыс. ?/т и существенно превосходит цену внутреннего и мирового рынка.
Замещение поставок угля и дизельного топлива для тепло и энергоснабжения потребителей в Арктике на СПГ позволит снизить транспортные расходы и повысить надежность энергообеспечения с одновременным снижением экологического рисков и воздействий по всей цепочке поставки. Для этого требуется не только строительство заводов по производству СПГ, но и формирование флота газовозов и систем хранения СПГ у потребителя.
В зависимости от места расположения, объема потребления для поставки топлива могут использоваться наземные или плавучие решения по хранению, регазификации и производству электрической энергии. Плавучие терминалы могут обеспечить надежные и конкурентоспособные поставки газа для потребителя и генерации электрической энергии. Поставки газа дают потребителю дешевое, экологически чистое и наиболее гибкое энергетическое решение.
Текущее замещение угля, дров и нефтепродуктов, используемых для тепло- и энергоснабжения населенных пунктов в Арктике, обеспечит продажи около 223 тыс. т СПГ. Ожидается, что при реализации трех горных проектов в российской Арктике: освоения Павловского месторождения, проекта Тайбасс и группы проектов на Чукотке, дополнительный объем потребления СПГ составит 360 тыс.т.
Организация плавучих хранилищ газа возможна с использованием емкостей типа С. Для крупных потребителей хранилища могут быть мембранного типа или на основе горизонтальных емкостей объемом до 1500 м3.
В случае крупных портов или в районах реализации масштабных инвестиционных проектов, целесообразно создание береговых систем хранения на основе вертикальных хранилищ с бетонной стенкой.
Для полного обеспечения поставки СПГ арктическим потребителям потребуется 2 газовоза емкостью 3000 м3, 2-3 газовоза емкостью 15000 м3 и для поставки СПГ в интересах горнодобывающих проектов на Чукотке один газовоз емкостью 60000 м3.
Исходя из отсутствия необходимого опыта и компетенций использования СПГ, для проекта энергообеспечения Арктики целесообразно следующая практическая последовательность реализации:
пилотный проект вне зоны СМП – Карское, Белое, Баренцево моря;
газификация портов в районе СМП;
газификация припортовых районов;
проникновение в континентальную часть, в т.ч. с использование внутренних водных путей.
СПГ может поставляться с реализуемых крупнотоннажных проектов в Арктике – "Ямал СПГ", а также с планируемых производств - "Арктик СПГ" и "Печора СПГ". В арктической зоне расположены несколько изолированных центров газодобычи, потенциал которых может использоваться для производства СПГ, например, в Норильске, Якутске и Анадыре. В 2017 году проведена оценка целесообразности производства СПГ в Архангельске с поставкой газа из ЕСГ. В Балтийском районе реализуются и планируются к реализации несколько проектов СПГ мало-, средне- и крупнотоннажных, с которых возможны поставки СПГ через Белое море в Арктическую зону в период судоходства по Беломоро-Балтийскому каналу.
Перевозки и использование СПГ вдоль СМП может основой для газификации для потребителей и вдоль сибирских рек. Это может стать основой для газификации потребителей вдоль рек, для бункеровки океанских и речных судов.
Доклад предоставлен организаторами форума "Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов - 2018"
[Полностью с презентацией вы можете ознакомиться в галерее ниже]
Материалы по теме:
Ямал да удал (о проекте "Ямал СПГ")
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
"Нам интересно заниматься экспансией" (интервью с гендиректором компании "СПГ Горская")
Северный завоз |
Замена традиционных энергоресурсов в рамках "северного завоза" на СПГ – экономические и экологические преимущества
В последние годы наблюдается тенденция дальнейшего экономического развития Арктической зоны России. Это требует надежного обеспечения, которое называется "северный завоз" – организация поставки грузов, в основном топлива, в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В рамках "завоза" ежегодно поставляется до 6–8 млн т горюче-смазочных материалов и до 20–25 млн т угля. Доля транспортной составляющей в стоимости топлива достигает 70%. Стоимость угля доходит до 8 тыс. ?/т, дизельного топлива до 80 тыс. ?/т и существенно превосходит цену внутреннего и мирового рынка.
Замещение поставок угля и дизельного топлива для тепло и энергоснабжения потребителей в Арктике на СПГ позволит снизить транспортные расходы и повысить надежность энергообеспечения с одновременным снижением экологического рисков и воздействий по всей цепочке поставки. Для этого требуется не только строительство заводов по производству СПГ, но и формирование флота газовозов и систем хранения СПГ у потребителя.
Всемирный фонд дикой природы |
В зависимости от места расположения, объема потребления для поставки топлива могут использоваться наземные или плавучие решения по хранению, регазификации и производству электрической энергии. Плавучие терминалы могут обеспечить надежные и конкурентоспособные поставки газа для потребителя и генерации электрической энергии. Поставки газа дают потребителю дешевое, экологически чистое и наиболее гибкое энергетическое решение.
Текущее замещение угля, дров и нефтепродуктов, используемых для тепло- и энергоснабжения населенных пунктов в Арктике, обеспечит продажи около 223 тыс. т СПГ. Ожидается, что при реализации трех горных проектов в российской Арктике: освоения Павловского месторождения, проекта Тайбасс и группы проектов на Чукотке, дополнительный объем потребления СПГ составит 360 тыс.т.
Организация плавучих хранилищ газа возможна с использованием емкостей типа С. Для крупных потребителей хранилища могут быть мембранного типа или на основе горизонтальных емкостей объемом до 1500 м3.
В случае крупных портов или в районах реализации масштабных инвестиционных проектов, целесообразно создание береговых систем хранения на основе вертикальных хранилищ с бетонной стенкой.
Всемирный фонд дикой природы |
Для полного обеспечения поставки СПГ арктическим потребителям потребуется 2 газовоза емкостью 3000 м3, 2-3 газовоза емкостью 15000 м3 и для поставки СПГ в интересах горнодобывающих проектов на Чукотке один газовоз емкостью 60000 м3.
Исходя из отсутствия необходимого опыта и компетенций использования СПГ, для проекта энергообеспечения Арктики целесообразно следующая практическая последовательность реализации:
пилотный проект вне зоны СМП – Карское, Белое, Баренцево моря;
газификация портов в районе СМП;
газификация припортовых районов;
проникновение в континентальную часть, в т.ч. с использование внутренних водных путей.
СПГ может поставляться с реализуемых крупнотоннажных проектов в Арктике – "Ямал СПГ", а также с планируемых производств - "Арктик СПГ" и "Печора СПГ". В арктической зоне расположены несколько изолированных центров газодобычи, потенциал которых может использоваться для производства СПГ, например, в Норильске, Якутске и Анадыре. В 2017 году проведена оценка целесообразности производства СПГ в Архангельске с поставкой газа из ЕСГ. В Балтийском районе реализуются и планируются к реализации несколько проектов СПГ мало-, средне- и крупнотоннажных, с которых возможны поставки СПГ через Белое море в Арктическую зону в период судоходства по Беломоро-Балтийскому каналу.
Всемирный фонд дикой природы |
Перевозки и использование СПГ вдоль СМП может основой для газификации для потребителей и вдоль сибирских рек. Это может стать основой для газификации потребителей вдоль рек, для бункеровки океанских и речных судов.
Алексей Книжников,
руководитель программы по экологический политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы (WWF) России
Александр Климентьев,
эксперт WWF России
руководитель программы по экологический политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы (WWF) России
Александр Климентьев,
эксперт WWF России
Доклад предоставлен организаторами форума "Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов - 2018"
[Полностью с презентацией вы можете ознакомиться в галерее ниже]
Материалы по теме:
Ямал да удал (о проекте "Ямал СПГ")
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
"Нам интересно заниматься экспансией" (интервью с гендиректором компании "СПГ Горская")