Модератором дискуссии выступил вице-президент по техническому развитию ОСК Василий Бойцов.
В обсуждении приняли участие: генеральный директор КГНЦ Олег Савченко, заместитель генерального директора ФГУП "Атомфлот" Станислав Головинский, заместитель генерального директора ФГУП "ВНИИ "Центр" Наталья Антропова, генеральный директор АО "ЦНИИ "Курс" Виталий Ханычев, представители Минпромторга России, Минтранса России, Фонда перспективных исследований и предприятий отрасли.
Открывая заседание, Василий Бойцов обозначил подход корабелов к развитию программы диверсификации производства: "Мы не должны идти путём упрощения военной и специальной техники. Напротив, гражданская техника должна быть более инновационной, более сложной и прорывной, чтобы затем этот задел использовался в оборонке".
Генеральный директор КГНЦ Олег Савченко обратил внимание на ряд проблем в гражданском секторе судостроения, требующих скорейшего разрешения. "Необходимо разрывать порочный круг, когда мы не можем создавать морскую технику для российских компаний потому, что их отраслевые стандарты написаны под зарубежное оборудование", – заявил Олег Савченко.
По оценке заместителя генерального директора ФГУП "ВНИИ "Центр" Натальи Антроповой, диверсификация в судостроительной отрасли идёт опережающими темпами. "В 2020 году, несмотря на все сложности, от судостроителей мы ожидаем уровня в 27,5% по объему выпускаемой гражданской продукции, и к 2030 году рассчитываем, что этот показатель достигнет 42,1%", – сообщила она. Наталья Антропова также отметила важность механизмов государственной поддержки: "Инвестквоты и лизинг заработали в полную силу – темпы роста сумасшедшие. Надеюсь, они будут оставаться на таком же уровне".
Заместитель генерального директора ФГУП "Атомфлот" Станислав Головинский в своём выступлении обозначил важность обновления российского ледокольного флота. Вместе с тем он обратил внимание на отмену субсидирования процентных ставок для судов стоимостью свыше 1,5 млрд рублей, что негативно скажется на диверсификации судостроительной отрасли, перспективных проектах в Арктике и может отразиться на загрузке СМП.
Эксперты также обменялись мнениями по вопросам введения института ориентировочных цен в судостроении, унификации гражданских проектов и эффективности действующих мер государственной поддержки отрасли.
Подводя итоги заседания, Василий Бойцов поблагодарил собравшихся за плодотворное обсуждение и выразил надежду, что прозвучавшие идеи найдут своё отражение в виде законодательных инициатив и общеотраслевых решений, что позволит российскому гражданскому судостроению стать более технологичным и устремленным в будущее.