Генеральный директор “INFOLine-Аналитики” Михаил Бурмистров на XII Международном форуме “Арктика: настоящее и будущее” выступил с докладом “Развитие арктического флота России в новой реальности”. Напомним, форум проходил 8-9 декабря 2022 года в Санкт-Петербурге. Он отметил, что сегодня, в условиях санкций, вводимых недружественными странами в отношении России, нарушились привычные логистические цепочки. Кроме того, ограничения страхования и других услуг привели к увеличению расходов компаний, занимающихся бизнесом на маршрутах из России. В такой ситуации перевозки по Северному морскому пути стали более выгодными по сравнению с иными маршрутами. Одно из преимуществ Севморпути – короткий и надежный путь в страны АТР. Фактически, указал Бурмистров, в условиях санкций и экспортных ограничений нефтегазовые и угольные проекты в Арктике рассматриваются в качестве единственных возможных перспективных проектов для инвестиций.
“Согласно Базе данных ”Заказы на строительство судов на верфях России", на IV кв. 2022 года на российских и иностранных верфях для российских заказчиков строится 440 гражданских судов суммарной стоимостью свыше 2 трлн руб. Суда арктического флота составляют около 25% портфеля строящихся судов в количественном выражении и более 70% в денежном выражении. Около 30% строящихся судов арктического флота размещены на иностранных верфях", – пишет INFOLine.
Судостроительные предприятия из ТОП-7 выполняют более 80% заказов на строительство судов Арктического флота. Михаил Бурмистров указал на высокую степень концентрации заказов на крупнотоннажные суда арктического класса на ССК “Звезда” – 45% суммарного количества заказов. При этом верфь сильно зависит от южнокорейских партнеров: строительство танкеров и газовозов осуществляется методом крупноблочной сборки, сегменты которых строятся в Южной Корее. Недостаток или отсутствие отечественного оборудования для импортозамещения, дефицит рабочих кадров для расширения производства увеличивает риски срыва сроков и нехватки флота для реализации плана развития Северного морского пути.
Субсидирование газовозов на ССК “Звезда”, являющееся самой крупной мерой господдержки в судостроении, в условиях санкционной политики вызывает вопросы. Альтернативным вариантом могло бы стать перераспределение средств господдержки для развития строительства судов ледового класса на верфях с более высокой степенью локализации производства. В качестве тактической цели перед государством стоит необходимость обеспечить вывоз грузовой базы с разрабатываемых нефтегазовых и угольных месторождений. Для решения данной цели необходимо обеспечить господдержку закупки крупнотоннажных судов на вторичном рынке и расширить механизмы льготного лизинга крупнотоннажных судов. В качестве стратегической цели выступает наращение мощностей судостроительной отрасли России, а именно увеличение госфинансирования НИОКР, модернизация верфей, импортозамещение СКО, перераспределение заказов и кооперация верфей.
Одной из важных мер является создание центров компетенций, например, целесообразным выглядит передача "Балтийского завода" под контроль Росатома. Текущие производственные мощности позволяют заводу выполнить контракты на строительство атомных ледоколов проекта 22220 в срок, однако для расширения портфеля заказов заводу необходима модернизация и строительство сухого дока. Стоит отметить, что проект перевооружения завода был разработан Центром технологии судостроения и судоремонта еще в 2017 г., однако в связи с нехваткой финансовых средств так и не был реализован. Модернизация завода позволит выполнить программу строительства арктического флота, в том числе обеспечить строительство крупнотоннажных судов в условиях дефицита кадровых ресурсов на ССК "Звезда" и возможных проблем с поставками крупных блоков СКО из Южной Кореи.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|