Не в первый раз приезжаю в Архангельск, и всегда очень полезно, плодотворно, насыщенно проходит мероприятие, организованное Ассоциацией "Созвездие". Тематика включает и широкие стратегические и узкопрофильные вопросы, но все они связаны с развитием Русского Севера, Арктики, Северного Морского пути и включают, конечно, самые актуальные: вопросы развития промышленности в Арктической зоне, вопросы судоходства, работы всей линейки флота, работы морских портов и вопросы судостроительной отрасли. Это в Арктике - самое главное. Поэтому и список участников очень широкий: поставщики оборудования хотят сориентироваться в деловой среде, корпорации раскрывают стратегические прогнозы, наука предлагает новые идеи, транспортники - новые коридоры, а судостроители и ремонтники поднимают свои злободневные проблемы. Все это гармонично переплетается и оказывается, что именно все это и есть главный продукт деловой площадки: встречи, общение, обмен мнениями и идеями.
Из всех вопросов, поднятых на форуме нет ни одного неактуального. Нужно все!
Но в этом обзоре остановимся только на системном и информационном обеспечении вопросов грузоперевозок, терминалов и флота.
Одним из центральных выступлений первого дня было выступление Директора Архангельского морского торгового порта Цецена Горяева о создании полноценной цифровой среды для повышения эффективности работы терминала. Цель этого проекта - прозрачность и эффективность для всех участников арктического рынка перевозок. Предприятие несколько лет методично шло к решению этой задачи и вот наконец все блоки структурированы и оцифрованы. «Цифровой двойник морского терминала» для генеральных (и любых других) грузов (а это уникальные решения) создан и функционирует. Еще есть нерешенные задачи, но у предприятия амбициозные планы. Система только начинает «проявлять» внутренние и внешние эффекты, но в перспективе это будет востребованным решением для всех арктических портов. Отличное начало форума! Это достижение, которым может гордиться не только терминал АМТП - ключевой участник рынка арктических перевозок , но и Архангельский транспортный узел в целом.
Вопросы управления и контроля в арктической зоне обсуждались и на панели по вопросам информационного обеспечения судоходства на Северном морском пути. ФГБУ «ГлавСевморпуть» использует контрольные и информационные программы, связанные в основном с контролем за движением судов и ледоколов и оценкой ледовой обстановки. В перспективе (судов будет больше в десятки раз) планируется создать единую информационную систему маршрутов для каждого судна и отдельно для каждого участка в зоне Северного морского пути как рекомендованную для судовладельца. Директор направления цифровизации и информационных технологий Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Валерий Бражников пояснил, что архитектура модели оператора СМП создана, но не все блоки системы еще функционируют и не все созданы. Планируется интеграция и координация с другими участниками рынка и с их системами управления - портовиками, грузовладельцами и судовладельцами: как это будет организовано? это открытый вопрос.
Последним завершающим «аккордом» стала встреча-дискуссия «Возможности использования Северного морского пути как транспортного коридора для выхода на азиатские рынки». На этой встрече судовладельцы, операторы ледокольного флота и операторы контейнерных линий встретились с грузовладельцами, обменялись актуальной информацией.
Результаты большой аналитической работы по обоснованию организационной модели для создания новых экономических связей и их эффективности в новом евразийском пространстве представила советник декана экономического факультета МГУ Елена Тищенко. Ученые обосновали, что новые экономические реалии требуют совершенно новых организационных подходов и новых моделей поведения бизнеса - предложенная рабочей группой ученых МГУ новая модель координации и кооперации участников должна как раз и помочь справиться с новыми глобальными вызовами, помочь разрозненным ( изолированным) технологическим и коммерческим предприятиям промышленности, разным отраслевым секторам, разным видам транспорта и соседним регионам не только услышать друг друга, понять, но и двигаться дальше -именно в рамках координации усилий, взаимной информированности, по сути , в новой деловой и организационной среде. Только таким образом можно построить новую устойчивую модель деятельности. И справиться с глобальными вызовами, снизить риски.
И как моментальное подтверждение этой идеи координации, эта деловая встреча практически сразу переросла в обмен контактами, знакомствами, и началом движения «друг к другу». Потому что на площадке были представители лесопромышленного комплекса, нефтехимии и транспортники. Представители ЛПК узнали, что судоходство на восточном направлении - это реальность, директор по стратегии и развитию группы компаний «Дело» Владимир Прибыш рассказал о плановых тестовых перевозках с Запада на Восток, начальник отдела эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Дмитрий Филатов проинформировал о тарифной политике субсидируемых рейсов грузового атомного судна «Севморпуть».
Представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Дмитрий Юрков предварительно пояснил, что область вела активный диалог с операторами контейнерных линий и результатом этой проработки стало появление тестового восточного маршрута с чёткими ценовыми ориентирами.
Это отличное завершение форума оставило самое яркое впечатление и четкое понимание -для чего мы все здесь собрались- для координации друг с другом!
И еще, мне кажется, все, кто был на форуме, в этом удивительном городе, как будто окутан теплом, чутким и внимательным отношением и лично к себе, и к своей теме, и к своей отрасли. Большое спасибо Ассоциации Созвездие - их руководителю Смирнову Сергею и его команде за подготовку, организацию и КООРДИНАЦИЮ! Будем ждать новых встреч.
Софья Викторовна Каткова - независимый эксперт.
Окончила Московский Институт инженеров транспорта по специальности инженер по управлению процессами перевозок. Работала на Московской железной дороге, начиная с должности коммерческого ревизора. Имеет большой опыт, приобретенный в результате продолжительной работы в транспортном секторе экономики России и стран СНГ, коммерческих, государственных и общественных структурах. Эта деятельность была связана с транспортными процессами по большому спектру грузов, участием в разработке законодательной базы органов транспорта и в тарифообразовании в государственных транспортных ведомствах. Глубокое знание происходящих событий в этой области и практический опыт позволяет иметь определенную позицию при принятии решений в стратегических вопросах развития транспортной отрасли. Последние 10 лет проектная деятельность связана с Арктической зоной РФ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ (только крупные проекты)
2021- Оценка грузопотоков Арктической зоны по грузам освоения в перспективе до 2035 г. (совместно с «Газпромнефть-Снабжение»)
2020 - Концептуальные логистические решения для доставки персонала на проектируемый горнорудный комплекс в Арктической зоне РФ.
2020 Оценка возможности возрождения судоходства в бассейне реки Северная Двина
2019 Эффективность новых железнодорожных направлений (Варианты и методы расчета железнодорожных тарифов и их комбинации на новых (проектных) участках железнодорожных линий СШХ и БЕЛКОМУР (Южное и Северное звено)).
2019 г. Разработка предварительной концепции организации договорной и эксплуатационной работы для нового железнодорожного подъездного пути к морскому порту и расчет эксплуатационных расходов на его содержание.
2018 г. Оценка возможностей перевалки нефтеналивных грузов для морского порта на Каспии (моделирование цепочек и ценовое распределение).
2017 . Грузовая база для Архангельского транспортного узла (для консорциума Компаний) (исследование, стратегия, подготовка к реализации) в партнёрстве с ООО «Морстройтехнология» и АО «Арктический транспортный промышленный узел «Архангельск».
2015-2016 г. Грузовая база нового (проектируемого) железнодорожного участка Бованенково-Сабетта. Моделирование цепочек и ценовое распределение выбранных грузов по каналам транспортировки (ЯНАО). (в партнерстве с «Высшей Школой Экономики»).
2014 г. Грузовая база Северного Широтного Хода (ЯНАО) ( в перспективе до 2050 г.). Определение размеров грузового движения на участках СШХ. (в партнерстве с «Высшей Школой Экономики»)
2014 г. Оценка возможностей переключения грузопотоков угля с железнодорожного транспорта на речной на Дальнем Востоке (партнерстве с ООО «Морстройтехнология»)
2013- Разработка логистических решений по проекту освоения месторождения редкоземельных металлов на Севере Якутии ( в партнерстве с ООО «Морстройтехнология»).
2012 - Разработка концепции транспортной логистики завоза материалов и оборудования на труднодоступные месторождения Гыданского полуострова в ЯНАО для крупной нефтегазовой компании (в партнерстве с ООО «Морстройтехнология»).