Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

«Экспедиция «Оптимиста» - песня безумству храбрых

28 апреля 1947 года тогда еще никому неизвестный Тур Хейердал с командой единомышленников отправились покорять Тихий океан. Одержимый идеей, что предки жителей Маркизских островов приплыли на самодельных бальсовых плотах из Перу, Тур решил ее доказать, повторив их путь. На точно таком же плоту, названном в честь инкского бога солнца «Кон-Тики». Была ли в чисто научном эксперименте весомая доля романтизма на гране безумства? Несомненно, и именно так оценивали затею норвежского путешественника большинство «специалистов» того времени. Но Тур в этой битве мнений оказался победителем. После на одноименной книге «Кон-Тики», повествующей о приключениях норвежско-шведской команды, с иллюстрациями Эрика Хессельберга выросло не одно поколение советских и российских мальчишек. В том числе и сам автор.
В новом веке появились новые проблемы и задачи, которые также требуют доказательств. В октябре месяце этого года, стартовал проект «Экспедиция Оптимиста», цель которого - показать обществу проблему загрязнения водоемов бытовым мусором, а также варианты альтернативного использования отходов. Продемонстрировать это пятеро «моряков», во главе с идейным вдохновителем проекта Евгением Покровским, решили в стиле Тура Хейердала: построив из использованных пластиковых бутылок катамаран и пройдя на нем из Санкт-Петербурга до Ижевска по Волго-Балтийскому каналу и  по Волге.
За основу своей идеи ребята взяли уже несколько реализованных проектов подобного плана. За рубежом использованием пластика для строительства различных плавсредств уже никого не удивишь. Так, британец Дэвид де Ротшильд построил 18-ти метровый катамаран, оборудованный солнечными батареями и ветряками. В основе конструкции лежали все те же пластиковые бутылки, общим числом в двенадцать с половиной тысяч штук. Мачты для паруса были изготовлены из старых алюминиевых труб, которые ранее использовалась в ирригационной системе. После четырехлетнего строительства лодка Plastiki (так было решено назвать катамаран) с шестью членами экипажа за 128 дней прошла из Сан-Франциско до Сиднея и 26 июля 2010 года успешно пришвартовалась в Австралии.

В России технологии строительства лодок не отстают от западных. Зачастую, правда, люди прибегают к строительству плавсредств из пластиковых бутылок скорее из-за небольшого бюджета и доступности материалов, а не по причинам борьбы за охрану окружающей среды. Однако конструкции получаются довольно замысловатыми: всевозможные каноэ, плоты, лодки в том числе и с парусным вооружением.

Команда Евгения Покровского не стала исключением. Изначально ребята попросту искали альтернативу дорогим яхтам и лодкам. А экологический подтекст уже зародился в процессе проработки проекта.
Экспедиция "Оптимиста" / Евгений Покровский
 
Наш «Оптимист», конечно, намного скромнее его американского собрата — Plastiki: длиной немногим более пяти с половиной метров (длина поплавка — пять метров), шириной — около трех метров, с одной мачтой и латинским парусом. На постройку требуется всего две с половиной тысячи бутылок. Никаких солнечных батарей и альтернативных источников энергии в конструкцию не закладывались. Зато учитывались требования Федерального закона №36-ФЗ, согласно которому не требуется регистрация судов, масса которых не превышает 200 килограмм, а мощность двигателя составляет не более 10 лошадиных сил.
Поплавки друг с другом соединяются при помощи разборного алюминиевого каркаса на который укладывается палуба из влагостойкой фанеры. Нужно уложиться в лимит 200 кг.

Способ соединения бутылок друг с другом команда Евгения Покровского также позаимствовала уже опробованный.

Лодка собирается из своего рода «бревен», каждое из которых состоит из пяти бутылок. Технология соединения проста: начинается все с двух бутылок, стыкуются они донышками, выступы дна одной бутылки вставляются в выемки дна другой. В качестве соединительного материала используется средняя часть третей бутылки, с помощью которой фиксируется соединение. Затем, все места герметизируются, например, эпоксидной смолой. С обоих концов такой конструкции будут горлышки бутылок, крышки на них также необходимо промазать.
Затем берется еще две бутылки и отрезаются верхние части. Нижние части необходимо плотно насадить на заготовку и опять же загерметизировать. После этого получается заготовка с донышками с обоих концов. К ним прикрепляются другие бутылки – донышко к донышку, как в самом первом случае. Когда это будет готово, на соединение натягивают среднюю часть другой бутылки, обязательно промазывается клеем. Вот из таких «бревен» предполагается собирать поплавки для катамарана.
Экспедиция "Оптимиста" / Евгений Покровский
Вопросы возникают с шлюзованием. По правилам гребные и парусные суда, не имеющие двигателей, к шлюзованию не допускаются. На «Оптимисте» мотор по проекту есть (мощностью 5 л.с.), тем не менее ребята сомневаются, что их «самоделку» до шлюзования допустят. Поэтому сейчас экипаж настраивается на «обхождение» шлюзов по суше.

Выйти на маршрут команда Евгения Покровского планирует уже летом 2014 года. Переход из Санкт-Петербурга до Ижевска займет, по расчетам экипажа, 2,5 месяца, с учетом запаса времени на непредвиденные ситуации. Команда планирует на большей части пути использовать парус. Но треть от маршрута, «Оптимист» должен идти против течения, поэтому без использования мотора не обойтись.
После завершения похода, в Ижевске, катамаран разберут на части и перевезут в город Плес. В дальнейшем ребята планируют эксплуатировать судно на Волге.

Сейчас основная задача перед командой «Оптимиста» состоит в сборе материала и желающие могут помочь здесь.
 



Комментарии   6.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Ященко Сергей Васильевич
17.01.2014, 19:32
Из за этих пустозвонов профессионалы потом рискуют своим здоровьем и жизнью спасая никому не нужных идиотов
-0+
#Букин Владислав
19.01.2014, 00:40
Если исходить из вашего мнения, то Умберто Нобиле и экипаж "Италии" тоже не надо было спасать - зачем напрягать профессионала "Красина" с его командой? А Георгий Седов, он тоже, по-вашему, "ненужный идиот" и "пустозвон"?
-0+
#Донской Алексей Владимирович
20.01.2014, 01:04
Экие у Вас сравнения, Владислав Сергеевич! )))
Дело-то в том, что упомянутые Вами лица (как в статье, так и в комментарии) ни в коем случае не были людьми "фанатически одержимыми романтическими идеями", а были людьми ставившими перед собой вполне конкретные цели и задачи и ясно отдававшими себе отчет в степени рисков их предприятий.
 
В данном же случае, нет ничего плохого в том, что в поисках альтернативы дорогим лодкам, ребята пришли к такой идее. Вопрос в том, это будет осуществлено. Либо это люди, которые подготовят свой поход в лучших традициях профессиональных путешественников и туристов, сведя к минимуму все возможные риски, либо это будет в стиле "плавания в тазу" тех, кому море (река) по колено (или чуть выше). И тогда это будет именно то, о чем говорит г-н Ященко и в этом случае я с ним согласен.
На мой взгляд именно на этот момент нужно делать акцент в таких статьях, т.к. к сожалению количество "пустозвонов и идиотов" в настоящее время превышает разумные пределы, а степень опасности в подобных проектов прямо зависит от степени глупости ))) далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
20.01.2014, 08:43
К слову сказать - Георгий Седов действительно достаточно близок к указанным определениям
-0+
#Букин Владислав
21.01.2014, 00:41
Алексей Владимирович, а вкратце - почему Георгий Яковлевич заслужил причисления себя к таким определениям?
-0+
#Донской Алексей Владимирович
21.01.2014, 02:05
На мой взгляд - в связи с безответственным подходом к подготовке и проведению экспедиции, что повлекло за собой гибель людей и самого организатора.
Свежие новости
Катер проекта МС001 постройки ССЗ "Вымпел" поступил на вооружение камчатской инспекции ГИМС
14:00 , 17 Ноября 2024 / события