реклама

Экспедиция НИС "Академик Мстислав Келдыш" исследовала места затопления судов с атомными отходами

0 20 1 мин
В результате обследования были подтверждены места затопления танкера "Горынь" и двух частей танкера "ТНТ-15" и получены подробные акустические изображения затопленных судов.

На втором этапе работ по программе "Научно-технологическое обеспечение реабилитации арктического региона от затопленных и затонувших объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами (РАО)" экспедиция НИС "Академик Мстислав Келдыш" выполнила комплексные исследования состояния окружающей среды и подводных объектов на полигоне "Впадина-Юг" в Новоземельской впадине, где с 1967 по 1991 год были сформированы крупнейшие захоронения РАО, в основном имеющие в своем составе контейнеры с твердыми радиоактивными отходами (ТРО) и конструкционные элементы ядерных энергетических установок без упаковки. Согласно архивным данным, в Новоземельской впадине были затоплены 12 судов с грузом ТРО, ЖРО (твердые и жидкие РАО), а также объекты с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ).
 

В 2021 году во время 85 рейса был обследован сектор 3 на полигоне "Впадина-Юг" площадью 86 км2. В результате был обнаружен объект, представляющий наибольшую ядерную опасность из всех: аварийный ядерный реактор левого борта АПЛ К-140, затопленный с ОЯТ на барже МБСН-325260.

 

В 2023 году был идентифицирован еще один объект в секторе 3 – танкер "Горынь". В 2024 году в рамках экспедиции была выполнена сплошная гидролокационная съемка секторов 1, 2 и 4 общей площадью более 200 км2 с использованием гидролокатора бокового обзора "Меоскан-Т" и закончено обследование полигона "Впадина-Юг". В результате обследования были подтверждены места затопления танкера "Горынь" и двух частей танкера "ТНТ-15" и получены подробные акустические изображения затопленных судов.

 

Таким образом к 2024 году на полигоне "Впадина-Юг" обнаружены и идентифицированы три судна из шести затопленных в этом районе. Поиск остальных судов  с ТРО следует продолжить, расширив район поиска на юг и на восток, в соответствии с данными, приведенными в архивных материалах, сообщает пресс-служба Института океанологии им. П.П. Ширшова. 

 

Одним из результатов продолжительной 5-суточной гидролокационной съемки в 97 рейсе стало картирование обширного скопления контейнеров и крупногабаритных предметов, которые, вероятно, были выброшены с борта дрейфующего судна, маршрут которого соответствует распределению на дне затопленных предметов, а также направлению маршрута сброса, указанному в архивных источниках. Исследования состояния окружающей среды включали наблюдения зоопланктона, бентоса, донного грунта и придонной воды, а также гидрологии района. В настоящее время на борту судна проводится экспресс-анализ радиоактивности отобранных проб.
 

Гидролокатор бокового обзора "Мезоскан-Т" / Фото:
Гидролокатор бокового обзора "Мезоскан-Т" / Фото: "Институт океанологии им. П.П. Ширшова", РАН
Ширина габаритная (м)17.82
Высота борта (м)10.04
Осадка судна (м)5.90
Скорость (уз)16.00



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
На АСЗ (входит в ОСК) оценили потребность в квалифицированных рабочих
05:13 / судостроение