Наша редакция старается держать руку на пульсе всего рыбопромыслового флота, что строится в России. До некоторых даже получается доехать и оценить их ход строительства. Так мы прибыли в Выборг, на ВСЗ, где строится серия (и не только она) из четырех траулеров проекта КМТ01 для "Архангельского тралового флота".
Небольшое знакомство с проектом и серией
Суда проекта КМТ01 - это кормовые морозильные траулеры, которые предназначены для тралового промысла донных пород рыб и производства обезглавленной и потрошеной рыбы, филе, икры и печени трески, рыбной муки и рыбьего жира прямо на борту.
Основные технические характеристики оформим в таблице. Данные взяты у "Морского инженерного бюро":
Длина, м | 86,00 |
Ширина, м | 17,00 |
Высота борта до главной палубы, м | 6,75 |
Высота борта до промысловой палубы, м | 10,10 |
Осадка максимальная, м | 8,90 |
Дедвейт (около), т | 2840 |
Автономность, сут | 30 |
Вместимость грузовых морозильных трюмов, м³ | 2500 |
Вместимость трюма рыбной муки, м³ | 350 |
Вместимость консервного трюма, м³ | 100 |
Производительность морозильного оборудования по готовой продукции, т/сутки | 100 |
Производительность рыбоперерабатывающей фабрики по производству филе, т/сутки | 40 (по сырью) |
Производительность рыбомучной установки по готовой продукции (рыбная мука + рыбий жир), т/сутки | 60 (по сырью) |
Производительность консервной фабрики, условных банок/сутки | 5000 |
Мощность главных двигателей, кВт | 1 х 6000 |
Носовое подруливающее устройство, кВт | 1 x 850 |
Дизель-генераторы, кВт | 1 x 900 + 1 x 500 |
Валогенератор, кВт | 3200 |
Аварийный дизель-генератор, кВт | 116 |
Экипаж судна и персонал фабрики, чел. | 49 |
Скорость, узлы | 15 |
Класс РМРС - KM Ice 3 AUT1 (REF) Fishing vessel, что позволяет судам расширить эффективное время ведения промысла.
Контракты на строительство серии из четырех траулеров для "Архангельского тралового флота" были подписаны еще в марте 2016 года. Событие произошло в Мурманске на Международном форуме "Флот для рыболовства – новый импульс развития". В силу документы вступили спустя 7 месяцев, 9 ноября 2016 года, после прохождения необходимых корпоративных процедур и согласования всех ключевых положений.
Головной траулер серии "Баренцево море" (стр. №935) заложили 31 мая 2017 года, а закладку первого серийного - "Норвежское море" (стр. №936) - произвели 26 января 2018 года. Второй серийный рыбак - "Белое море" (стр. №937) - был заложен 25 мая 2018 года. Четвертый в серии тоже находится на строительстве в эллинге.
В начале декабря 2018 года головное судно "Баренцево море" впервые коснулось воды - кстати, репортаж с события можно почитать здесь, наша редакция тоже принимала участие в празднике. В середине мая уже текущего года уже и траулер "Норвежское море" был спущен на воду.
Билет на "Баренцево море"
Следует сразу извиниться за то, что большую часть статьи будет посвящено двум траулерам из четырех, ввиду того что они уже стоят на воде и их актуальное состояние можно визуально оценить и описать.
Сегодня на судах "Баренцево море" и "Норвежское море" работают порядка 440 человек - примерно по 220 заводчан на каждом траулере. Техническая готовность головного судна проекта КМТ01 оценивается в 73%, первого в серии - более 45%.
Нашей редакции удалось полностью обойти головной траулер. Надеемся, что читателям удастся составить представление о том, что это за судно сегодня, каким оно будет, когда выйдет на промысел и какова будет вся серия "Архангельского тралового флота".
Знакомство с "Баренцевым морем" началось с траловой палубы - лишь одной части всего рыбодобывающего комплекса судна. С нее мы начали спускаться ниже до машинного отделения.
Сейчас на головном судне проекта КМТ01 идет работа по прокладке кабелей. Любопытно, что каюты для плавсостава размещены на траулере преимущественно с правого борта. На левом борту будет располагаться кают-компания и различные вспомогательные помещения.
А это будущие каюты экипажа:
Спускаемся палубами ниже, где нас ожидает знакомство с рыбоперерабатывающим комплексом. Наверное, следует остановиться на рыбодобывающем оборудовании траулера "Баренцево море". Траловый комплекс "Баренцева моря" вряд ли можно назвать инновационным. Достаточно традиционная схема добычи биоресурсов тралом. Большой сетный буксируемый мешок, сделанный из канатов и сетей, траловые доски, слип, стальные канаты. Однако с одним исключением - на судне установлены электролебедки, что в новинку для рыбаков.
По слипу улов в сетке поднимают на траловый борт. Затем рыбу сбрасывают в трюм, где ее отправляют на переработку - на фабрику норвежской компании.
К слову о траловых лебедках, для серии рыбаков проекта КМТ01 их произвела и поставила испанская компания Ibercisa.
В завершении рассказа о траловом комплексе траулера "Баренцево море" познакомим с рыбным морозильным трюмом.
Именно отсюда попадает улов в трюм:
Сюда:
Вместимость грузовых морозильных трюмов составляет 2500 куб. метров. Из трюма рыба отправляется на рыбоперерабатывающую фабрику. За производство и поставку всей рыбофабрики на траулерах проекта КМТ01 отвечала норвежская компания Steel-X AS. Комплекс оборудования состоит из различных типов филетировочных машин производительностью более 25 тонн в сутки, машин для обезглавливания и потрошения, а также устройств для транспортировки, сортировки рыбы и филе, накопителей для хранения рыбы, столов для взвешивания, столов для упаковки и тому подобного, с обеспечением производительности более 65 тонн готовой свежемороженой продукции в сутки.
В настоящее время все оборудование фабрики уже установлено на судне, но закрыто пластинами во избежание повреждений во время достройки траулера. Поэтому предлагаем актуальные фотографии того, как помещение выглядит сейчас.
Траулеры проекта КМТ01 имеют полный цикл производства рыбной продукции - от ловли до подготовки готового продукта (рыбная мука, филе и консервы).
"Сердце" траулера
Несколько спорное название блока статьи. Таких вопросов бы не было, если бы мы писали о сухогрузе или танкере. Ведь "сердцем" или главным узлом рыболовецкого судна можно считать рыбоперерабатывающий комплекс, а не машинное отделение из-за своей спецификации - убери его, и траулер станет обычным судном. Однако все-таки именно главный двигатель приводит все в движение. Поэтому "сердце" у всего флота одно.
Машинное отделение траулера "Баренцево море" выглядит примерно так же, как и рыбофабрика, - все оборудование под стальными кожухами и пластинами. Двигатель уже поставлен на судне. К слову, за него отвечала компания MAN, отгрузив, по всей видимости, машину модели MAN 1OL32/44CR мощностью 6000 кВт. Подтверждений этим сведениям нет, но информационные ресурсы выдают эту марку двигателя такой мощности.
За холодильное оборудование на траулере отвечает компания Teknotherm.
Что касается насосов, то известно, что компания "Морская Техника" осуществила поставку комплекта подобного оборудования фирмы Azcue.
Капитанский мостик траулера
Перед выходом на палубу "Баренцева моря" мы поднялись на капитанский мостик, где застали работу выборгского филиала "ЭРА" в работе. По фотографиям можно представить, как будет выглядеть рубка в будущем.
С мостика на палубу
Прогуляться по палубе траулера "Баренцево море", как по палубе, к примеру, того же ледокола "Арктика" проекта 22220 или новейших сухогрузов проекта RSD59, у нас не вышло. Однако известно, что судно будет оборудовано тремя грузоподъемными кранами фирмы Palfinger - один в корме, один в носу и один в средней части "рыбака".
И пара фотографий, как сейчас выглядит палуба траулера:
А что дальше?
Мы прекрасно понимаем, что информации об оборудовании и о том, что конкретно будет установлено на серии траулеров для "Архангельского тралового флота", не так много, как хотелось бы. Однако наша редакция попыталась отснять все палубы, помещения и места, где смогла побывать.
После знакомства с ходом строительства траулеров проекта КМТ01 мы встретились с генеральным директором Выборгского судостроительного завода Александром Соловьевым и обсудили жизнь предприятия, проблемы, которые испытывает ВСЗ, затронув тему реализации программы "квоты под киль" и ближайшие перспективы.
Одной из главных проблем Выборгского СЗ является дефицит кадров. Сегодня заводу нужно более 400 корабелов для реализации заказов в срок. Заметим, что проблема подбора персонала в целом для всего судостроения России стоит достаточно остро.
По словам Соловьева, сроки сдачи серии траулеров проекта КМТ01 сдвинуты "вправо" где-то на девять-десять месяцев. Передача головного траулера "Баренцево море" была намечена на июль 2019 года. Как заметил глава предприятия, заказчик это понимает и принимает. Поэтому "Архангельский траловый флот" получит свой первый КМТ в первой половине 2020 года.
Еще одна причина сдвигов сроков передачи "рыбаков" проекта КМТ01, да и КМТ02, связана с самими проектами рыбопромысловых судов. По словам Соловьева, существенная корректировка и модернизация исходного проекта в ходе разработки технического проекта под нормы РМРС и существенные задержки и отставания в поставке документации концептуальных проектов от норвежских партнеров повлияли на срывы сроков.
Генеральный директор ВСЗ заметил, что подобные проблемы испытывает не только Выборгский судостроительный завод. Эти трудности знакомы большинству предприятий, занятых реализацией программы инвестквот.
Грядет распределение квот на вылов краба, которое ожидает все российские рыбаки и верфи. От этой процедуры зависит загрузка многих судостроительных заводов. Выборгский СЗ по итогам распределения может получить заказ на строительство краболовов от того же "СЗРК" (в него входит "Архангельский траловый флот"). И это не единственный горизонт заказов предприятия, но раз мы говорим о рыбаках, то о других направлениях поговорим позже.
[Больше фотографий в Галерее снизу]
Материалы по теме:
Выборгские корабелы спустили на воду современный рыболовный траулер (фоторепортаж)
Десять супертраулеров для Дальнего Востока — как их строят? (интервью с гендиректором "Русской рыбопромышленной компании")
"Корабелы поняли, что траулеры — это серьезно" (интервью с исполнительным директором Северо-Западного рыбопромышленного консорциума)
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)