Наша редакция давно дружит с "Арктикой". Еще с момента, когда ледокол был просто корпусом на стапеле Балтийского завода. Судно заложили в ноябре 2013 года. Тогда на достроечной набережной предприятия еще стоял ПЭБ "Академик Ломоносов", а о закладках "Сибири" и "Урала" только говорили.
Давайте еще раз вспомним, как "Арктика" выглядела на стапеле:
И как проходила торжественная церемония спуска атомного ледокола проекта 22220 на воду:
Технический проект судна разработало ЦКБ "Айсберг". Согласно официальной информации КБ, это универсальный атомный ледокол, который предназначен для круглогодичной эксплуатации в Западном районе Арктики, а в летне-осенний период – в Восточном районе региона.
Судно будет производить самостоятельную проводку судов и лидирование караванов, ледокольную проводку судов на мелководных участках Енисея и Обской губы, буксировку судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, а также оказывать помощь судам и выполнять спасательные работы в ледовых условиях и на чистой воде.
В отличие от действующих ледоколов, "Арктика" будет иметь возможность обеспечивать проводку судов как на глубоководных трассах Севморпути (с осадкой по КВЛ 10,5 м), так и на мелководных участках (при ограниченной осадке 8,5 м). При этом будут обеспечены приемлемые тяговые характеристики винтов, а также их защита от непосредственного воздействия льда и подсоса воздуха. Ледокол будет оборудован специальной быстродействующей балластной системой, позволяющей менять осадку в пределах от минимального значения до максимального за 4 часа.
Основные характеристики атомного ледокола проекта 22220:
- длина наибольшая – 173,3 м;
- ширина наибольшая – 34 м;
- осадка (по КВЛ / минимальная рабочая) – 10,5 / 8,5 м;
- водоизмещение (при осадке по КВЛ / при минимальной осадке) – 33530 / 25540 т;
- скорость на чистой воде – около 22 узлов;
- ледопроходимость – непрерывное движение со скоростью около 2 узлов во льдах толщиной 2,8-2,9 м при полной осадке;
- ледопроходимость при минимальной осадке на мелководных участках трасс – 2,4 м;
- дальность плавания – неограниченная;
- мощность на винтах – 60 МВт;
- экипаж – 75 чел.
Проект сложный, не имеющий аналогов ни реализованных, ни находящихся в строительстве. Причем балтийцам предстояла и предстоит работа с не самым простым оборудованием и насыщением "Арктики" - все-таки объект ядерный. Давайте посмотрим, что из себя представляет ледокол сегодня, чтобы иметь представление о том, какое судно ожидает будущий экипаж.
"Арктика" сегодня
Эксклюзивная экскурсия по атомному ледоколу "Арктика" проекта 22220 для нашей редакции была организована пресс-службой Балтийского завода и специалистами ЦКБ "Айсберг" - за что им отдельная благодарность! Дело в том, что в сегодняшнем состоянии судно является ядерным объектом под особым надзором. Это замедляет и процесс согласования похода и даже фотографий.
Жители и гости Санкт-Петербурга, наверное, могли наблюдать панораму Васильевского острова, где находится достроечная набережная Балтийского завода. Сейчас там идет строительство двух атомных ледоколов проекта 22220: нашего сегодняшнего героя - атомного ледокола "Арктика" и атомного ледокола "Сибирь".
И, скорее всего, многие, кто видел суда, могли заметить интересное решение по покраске надстройки головного ледокола в серии - слабо бирюзовый вместе с отечественным триколором. Логика понятна - "Арктика" будет выполнять важные в масштабах России задачи в арктическом регионе. Самые мощные атомные ледоколы в мире будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Начнем нашу экскурсию с "сердца" атомного ледокола проекта 22220 - с машинного отделения, а точнее с помещения, где установлены паровые турбины ТНД-17, произведенные "Уральским турбинным заводом". Они являются частью паротурбинной установки ПТУ-72. Пар, в свою очередь, поступает в турбины от реакторных установок "РИТМ-200", разработанных "ОКБМ Африкантов" (входит в дивизион "Атомэнергомаш"). Мощность установок составляет 175 МВт.
Всего на ледоколе таких турбин две, и они входят в состав атомной турбо-электрической установки судна.
По соседству от турбин установлены три гребных электродвигателя, общей мощностью 60 МВт. Вся система электродвижения - это ГЭД и два генератора с системами управления возбуждением) произведены ЦНИИ СЭТ (филиал Крыловского ГНЦ) вместе с отечественной компанией "Русэлпром".
Система электродвижения является инновационной и уникальной. Приведем цитату из нашего интервью с главой дирекции по судовой электромеханике ООО "ТД "Русэлпром" Максимом Свиридовым: "Раньше электрические машины, которые делались для атомных ледоколов, были либо синхронные, либо постоянного тока. Кроме того, они имели существенно меньшую мощность. А данная машина, будучи самой крупной по мощности — 20 мегаватт, является при этом асинхронной. Отличие принципиальное".
Кстати сказать, компания "Русэлпром" отвечает за системы электродвижения на всех ледоколах этой серии, которые строятся на Балтийском заводе.
В корме ледокола "Арктика" расположен валопровод.
Не секрет, что "Арктика" довольно габаритное судно. По нему протянуто более полутора тысячи километров различных кабелей. Для представления масштабов, это расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы и обратно.
Поднимаемся выше
Из машинного отделения мы поднимались наверх, к капитанскому мостику, попутно заглядывая в разные отделения, жилые помещения и знакомясь с ходом работы на судне.
Интересно, как на судне реализовали центральный трап:
Сегодня на ледоколе "Арктика" трудятся около 1500 рабочих - это и балтийцы, и работники подрядных организаций.
Такое количество обусловлено тем, что, согласно планам, ледокол "Арктика" должен отправиться на ходовые испытания в декабре 2019 года.
В то же время на "Сибири" задействованы около 600 человек.
Атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 - уникальное судно, которое, согласно проекту, имеет полугодовую автономность по запасам провизии. Как его будет эксплуатировать заказчик - пока не ясно. Но на ледоколе есть все необходимое для таких долгих рейсов.
К примеру, помещение для переработки мусора:
Помимо этого, во время экскурсии по строящемуся ледоколу нам показали камбуз, где есть собственная пекарня. Что тоже говорит о возможности будущих длительных рейсов судна.
Пока мы поднимаемся к капитанскому мостику, нам показывают дифферентные насосы ледокола. Их необходимо использовать для раскачивания судна, если оно застрянет во льдах.
А это "насосное помещение":
Знакомьтесь, будущий бассейн на ледоколе. По всей видимости, рядом с ним будут расположена сауна:
А это будущий собственный спортзал. По словам специалистов ЦКБ "Айсберг", здесь будут повешены басктебольные кольца, может, даже натянута волейбольная сетка:
На ледоколе "Арктика" еще предусмотрен так называемый "салон". Это что-то вроде кают-компании:
И наконец, капитанский мостик. Точнее, будущий капитанский мостик атомного ледокола "Арктика"!
На палубе "Арктики"
Перед рассказом о палубе атомного ледокола, предлагаем посмотреть на фотографии носа и кормы "Арктики" с самой высокой точки на судне:
За якорно-швартовное оборудование на ледоколе отвечает компания Adria Winch.
Сегодня балтийцы заняты далеко не самой простой задачей - строительством трех самых мощных в мире атомных ледоколов. "Росатомфлот" планирует увеличить число подобных судов до пяти. Причем ввести в эксплуатацию уже в 2024 году. Конечно, эти заказы уйдут на Балтийский завод.
Несмотря на то, что сроки сдачи ледокола "Арктика" смещались не раз, сегодня перед балтийцами нет никаких барьеров и преград для того, чтобы отправить атомоход на испытания в конце 2019 года - самое сложное оборудование уже установлено.
Тем более, что работа на ледоколе кипит!
Редакция "Корабел.ру" выражает особую благодарность пресс-службе Балтийского завода за помощь с подготовкой материала и организацию индивидуальной экскурсии по атомному ледоколу "Арктика" проекта 22220!
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
Арктика, берегись! Россия строит ледостойкую самодвижущуюся платформу (статья о ЛСП "Северный полюс")
Арктика ждет "Арктику" (репортаж со спуска ледокола "Арктика" проекта 22220 на воду)
Автоматизация Севера — Росгидромет накануне большого обновления (интервью с главой Росгидромета)
СПГ, ледоколы, Севморпуть... Как выполнить задачу президента? (о планах довести грузооборот по СМП до 80 млн тонн в год)
Китай рвется в Арктику. Надо пользоваться! (осотрудничестве с Пекином в использовании Севморпути)
"Дирижеры" Севера (о круглом столе по развитию Севморпути в ходе форума "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)