Об отрасли простыми словами
Об отрасли простыми словами
Изюминкой этого блога является максимально подробное описание процессов производства уникального оборудования, строительства и ремонта судов. Здесь можно встретить статьи о создании продукции до рассказа об устройстве различного типа флота без сложной технической терминологии. Желаем приятного и комфортного погружения в нашу отрасль!

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу "Арктика"

Начало лета 2016 года в Санкт-Петербурге. Нетипичный для города солнечный и теплый день. Место действия - Балтийский завод. Заводчане готовятся к спуску атомного гиганта - головного ледокола "Арктика" проекта 22220. Крестная мать, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко по традиции разбивает бутылку шампанского о борт судна...

Наша редакция давно дружит с "Арктикой". Еще с момента, когда ледокол был просто корпусом на стапеле Балтийского завода. Судно заложили в ноябре 2013 года. Тогда на достроечной набережной предприятия еще стоял ПЭБ "Академик Ломоносов", а о закладках "Сибири" и "Урала" только говорили.

Давайте еще раз вспомним, как "Арктика" выглядела на стапеле:
 

Ледокол "Арктика" проекта 22220 на стапеле А Балтийского завода / Корабел.ру


И как проходила торжественная церемония спуска атомного ледокола проекта 22220 на воду:
 

Спуск на воду ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


Технический проект судна разработало ЦКБ "Айсберг". Согласно официальной информации КБ, это универсальный атомный ледокол, который предназначен для круглогодичной эксплуатации в Западном районе Арктики, а в летне-осенний период – в Восточном районе региона.

Судно будет производить самостоятельную проводку судов и лидирование караванов, ледокольную проводку судов на мелководных участках Енисея и Обской губы, буксировку судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, а также оказывать помощь судам и выполнять спасательные работы в ледовых условиях и на чистой воде.
 

Состояние атомного ледокола "Арктика" проекта 22220 на конец апреля 2018 года / Корабел.ру


В отличие от действующих ледоколов, "Арктика" будет иметь возможность обеспечивать проводку судов как на глубоководных трассах Севморпути (с осадкой по КВЛ 10,5 м), так и на мелководных участках (при ограниченной осадке 8,5 м). При этом будут обеспечены приемлемые тяговые характеристики винтов, а также их защита от непосредственного воздействия льда и подсоса воздуха. Ледокол будет оборудован специальной быстродействующей балластной системой, позволяющей менять осадку в пределах от минимального значения до максимального за 4 часа.
 

Состояние атомного ледокола "Арктика" проекта 22220 на конец апреля 2018 года / Корабел.ру


Основные характеристики атомного ледокола проекта 22220:

  • длина наибольшая – 173,3 м;
  • ширина наибольшая – 34 м;
  • осадка (по КВЛ / минимальная рабочая) – 10,5 / 8,5 м;
  • водоизмещение (при осадке по КВЛ / при минимальной осадке) – 33530 / 25540 т;
  • скорость на чистой воде – около 22 узлов;
  • ледопроходимость – непрерывное движение со скоростью около 2 узлов во льдах толщиной 2,8-2,9 м при полной осадке;
  • ледопроходимость при минимальной осадке на мелководных участках трасс – 2,4 м;
  • дальность плавания – неограниченная;
  • мощность на винтах – 60 МВт;
  • экипаж – 75 чел.

 
Проект сложный, не имеющий аналогов ни реализованных, ни находящихся в строительстве. Причем балтийцам предстояла и предстоит работа с не самым простым оборудованием и насыщением "Арктики" - все-таки объект ядерный. Давайте посмотрим, что из себя представляет ледокол сегодня, чтобы иметь представление о том, какое судно ожидает будущий экипаж.
 

Атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


"Арктика" сегодня

Эксклюзивная экскурсия по атомному ледоколу "Арктика" проекта 22220 для нашей редакции была организована пресс-службой Балтийского завода и специалистами ЦКБ "Айсберг" - за что им отдельная благодарность! Дело в том, что в сегодняшнем состоянии судно является ядерным объектом под особым надзором. Это замедляет и процесс согласования похода и даже фотографий. 
 

Начало экскурсии по ледоколу "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


Жители и гости Санкт-Петербурга, наверное, могли наблюдать панораму Васильевского острова, где находится достроечная набережная Балтийского завода. Сейчас там идет строительство двух атомных ледоколов проекта 22220: нашего сегодняшнего героя - атомного ледокола "Арктика" и атомного ледокола "Сибирь". 
 

Корабел.ру
 


И, скорее всего, многие, кто видел суда, могли заметить интересное решение по покраске надстройки головного ледокола в серии - слабо бирюзовый вместе с отечественным триколором. Логика понятна - "Арктика" будет выполнять важные в масштабах России задачи в арктическом регионе. Самые мощные атомные ледоколы в мире будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
 

Начало экскурсии по ледоколу "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


Начнем нашу экскурсию с "сердца" атомного ледокола проекта 22220 - с машинного отделения, а точнее с помещения, где установлены паровые турбины ТНД-17, произведенные "Уральским турбинным заводом". Они являются частью паротурбинной установки ПТУ-72. Пар, в свою очередь, поступает в турбины от реакторных установок "РИТМ-200", разработанных "ОКБМ Африкантов" (входит в дивизион "Атомэнергомаш"). Мощность установок составляет 175 МВт.
 

Машинное отделение ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


Всего на ледоколе таких турбин две, и они входят в состав атомной турбо-электрической установки судна. 
 

Паровая турбина ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

 

Паровая турбина ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


По соседству от турбин установлены три гребных электродвигателя, общей мощностью 60 МВт. Вся система электродвижения - это ГЭД и два генератора с системами управления возбуждением) произведены ЦНИИ СЭТ (филиал Крыловского ГНЦ) вместе с отечественной компанией "Русэлпром". 
 

Гребные электродвигатели ледокола "Арктика проекта 22220 / Корабел.ру


Система электродвижения является инновационной и уникальной. Приведем цитату из нашего интервью с главой дирекции по судовой электромеханике ООО "ТД "Русэлпром" Максимом Свиридовым: "Раньше электрические машины, которые делались для атомных ледоколов, были либо синхронные, либо постоянного тока. Кроме того, они имели существенно меньшую мощность. А данная машина, будучи самой крупной по мощности — 20 мегаватт, является при этом асинхронной. Отличие принципиальное".
 

Гребные электродвигатели ледокола "Арктика проекта 22220 / Корабел.ру


Кстати сказать, компания "Русэлпром" отвечает за системы электродвижения на всех ледоколах этой серии, которые строятся на Балтийском заводе.

В корме ледокола "Арктика" расположен валопровод.
 

Валопровод ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


Не секрет, что "Арктика" довольно габаритное судно. По нему протянуто более полутора тысячи километров различных кабелей. Для представления масштабов, это расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы и обратно.
 

На атомном ледоколе "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру
Анатолий Лаврентьев, сварщик на ледоколе "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


Поднимаемся выше

Из машинного отделения мы поднимались наверх, к капитанскому мостику, попутно заглядывая в разные отделения, жилые помещения и знакомясь с ходом работы на судне.

Интересно, как на судне реализовали центральный трап:
 

Центральный трап ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


Сегодня на ледоколе "Арктика" трудятся около 1500 рабочих - это и балтийцы, и работники подрядных организаций. 


Такое количество обусловлено тем, что, согласно планам, ледокол "Арктика" должен отправиться на ходовые испытания в декабре 2019 года.


В то же время на "Сибири" задействованы около 600 человек.
 

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу "Арктика" / Корабел.ру


Атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 - уникальное судно, которое, согласно проекту, имеет полугодовую автономность по запасам провизии. Как его будет эксплуатировать заказчик - пока не ясно. Но на ледоколе есть все необходимое для таких долгих рейсов.

К примеру, помещение для переработки мусора:
 

За дверью с надписью "Инсенератор 4516" находится помещение для переработки мусора / Корабел.ру


Помимо этого, во время экскурсии по строящемуся ледоколу нам показали камбуз, где есть собственная пекарня. Что тоже говорит о возможности будущих длительных рейсов судна. 
 

Камбуз ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

 

Пекарня атомного ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

Пока мы поднимаемся к капитанскому мостику, нам показывают дифферентные насосы ледокола. Их необходимо использовать для раскачивания судна, если оно застрянет во льдах. 
 

Насос системы компенсации крена ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

 
А это "насосное помещение":
 

Насосное помещение ледокола "Арктика" / Корабел.ру


Знакомьтесь, будущий бассейн на ледоколе. По всей видимости, рядом с ним будут расположена сауна:
 

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу "Арктика" / Корабел.ру


А это будущий собственный спортзал. По словам специалистов ЦКБ "Айсберг", здесь будут повешены басктебольные кольца, может, даже натянута волейбольная сетка: 
 

Будущий спортзал ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


На ледоколе "Арктика" еще предусмотрен так называемый "салон". Это что-то вроде кают-компании:
 

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу "Арктика" / Корабел.ру


И наконец, капитанский мостик. Точнее, будущий капитанский мостик атомного ледокола "Арктика"! 
 

Капитанский мостик ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


На палубе "Арктики"

Перед рассказом о палубе атомного ледокола, предлагаем посмотреть на фотографии носа и кормы "Арктики" с самой высокой точки на судне:
 

Нос ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

 

Корма ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру


За якорно-швартовное оборудование на ледоколе отвечает компания Adria Winch.
 

На носу ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

 

Мачта ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

 

На носу ледокола "Арктика" проекта 22220 / Корабел.ру

 

Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу "Арктика" / Корабел.ру


Сегодня балтийцы заняты далеко не самой простой задачей - строительством трех самых мощных в мире атомных ледоколов. "Росатомфлот" планирует увеличить число подобных судов до пяти. Причем ввести в эксплуатацию уже в 2024 году. Конечно, эти заказы уйдут на Балтийский завод. 

Несмотря на то, что сроки сдачи ледокола "Арктика" смещались не раз, сегодня перед балтийцами нет никаких барьеров и преград для того, чтобы отправить атомоход на испытания в конце 2019 года - самое сложное оборудование уже установлено. 

Тем более, что работа на ледоколе кипит!

Редакция "Корабел.ру" выражает особую благодарность пресс-службе Балтийского завода за помощь с подготовкой материала и организацию индивидуальной экскурсии по атомному ледоколу "Арктика" проекта 22220!

[Больше фотографий в галерее снизу]

Материалы по теме:
Арктика, берегись! Россия строит ледостойкую самодвижущуюся платформу (статья о ЛСП "Северный полюс")
Арктика ждет "Арктику" (репортаж со спуска ледокола "Арктика" проекта 22220 на воду)
Автоматизация Севера — Росгидромет накануне большого обновления (интервью с главой Росгидромета)
СПГ, ледоколы, Севморпуть... Как выполнить задачу президента? (о планах довести грузооборот по СМП до 80 млн тонн в год)
Китай рвется в Арктику. Надо пользоваться! (осотрудничестве с Пекином в использовании Севморпути)
"Дирижеры" Севера (о круглом столе по развитию Севморпути в ходе форума "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)
 

"Крыловский государственный научный центр", ФГУП
Санкт-Петербург
+7 (812) 415-66-07
Машиностроительный дивизион "Росатома"
Москва
+7 (495) 668-20-93
"Центральное конструкторское бюро "Айсберг", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 323-36-09
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова", ОАО Нижний Новгород
+7(831)246-96-77
"Русэлпром", ООО Москва
+7 (495) 600-42-53
"Уральский турбинный завод", АО Екатеринбург
+7 (343) 300-21-09, +7 (343) 300-26-60



Комментарии   7.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Кулешов Олег Васильевич
26.02.2019, 09:24
Офигенно!
-1+
#Воловик Кирилл Эдуардович
26.02.2019, 10:28
Олег, большое спасибо!
-0+
#Морозов Вадим Александрович
26.02.2019, 10:50
Хорошая статья .позитивная , если можем делать суда такого уровня ,значит не все безнадежно.
-0+
#Дубский Евгений Александрович
26.02.2019, 13:26
Интересно, конечно,.. в части фотографий с БЗ. Хотя рассказ написан в стиле "в первый раз вижу такой большой пароход". Да, он сложный, и по конструкции корпуса, и по насыщению, и по установленному оборудованию, по наличию новых систем. Но можно было бы привести, например, цитаты участников строительства. А так данная неплохо иллюстрированная статья выглядит, как прогулка японца на колоннаду Исаакиевского собора.
А почему в том месте, где Вам показывают дифферентные насосы, представлена фотография системы компенсации крена?
Было бы лучше, если бы девушка в красной куртке была представлена лицом.)
За фото спасибо!
-0+
#Воловик Кирилл Эдуардович
26.02.2019, 13:51
Здравствуйте, Евгений Александрович! Большое спасибо за оценку и прочтение материала! Должен сразу заметить, что буквально в самом начале, перед нажатием на статью, я сказал, что "вас ожидает минимум текста, максимум фотографий", что уже говорит о формате статьи. Потому что для настоящих профессионалов и экспертов их будет более чем достаточно для понимания, как бы я не выкручивался вербально. Плюс ко всему, Вы же понимаете, что существуют некоторые границы (временные, пространственные, границы в возможностях в конкретный момент), которые могут появляться при реализации материала? Какие-то вещи мы просто-напросто не успели осуществить, какие-то - было невозможно реализовать. Но обещаю, что в следующих материалах подобного формата будет еще больше информации для такого профессионала как Вы!
 
Касательно дифферентных насосов. Нас уже подправили - на ледоколах проекта 22220 нет системы компенсации крена. Есть только эти насосы.
-0+
#Севастьянов Илья Николаевич
26.02.2019, 13:43
За такие стеллажи в провизионке я бы руки отрывал! По колено!!
Простите за наболевшее :(
Прямо на глаз видно, что у них динамическая нагрузка не отвечает ТЗ..
-0+
#Морозов Вадим Александрович
26.02.2019, 18:56
Специально посмотрел на стеллажи и не увидел "криминала",пекарня,камбуз отделаны нержавеющей сталью и другое камбузное оборудование из нерж .стали . а раньше на этом экономили (при СССР) , двери наружного контура не Волгоградского производства ,а это "бич"всего нашего флота произведенного в СССР и России ,вент.головки оцинкованные .вьюшки без лишних ненужных элементов ,виден серьезный анализ по срокам службы дельных вещей и ушли от изделий по чертежам  СССР ,изоляция сделана качественно ,а стеллажи если надо укрепят ,переставят .переоборудуют и др . это в ледоколе и тем более головном не самая важная вещь ,думаю .что на борту такого судна имеется как минимум мини цех по стальным работам.
Свежие новости