В 2017 году в состав Краснознамённой Беломорской военно-морской базы Северного флота вошло новое вспомогательное судно - буксир СБ-736 "Полярный конвой", построенный по проекту 02980 на Ленинградском судостроительном заводе "Пелла" в 2017 году.
Краснознаменная Беломорская военно-морская база (БелВМБ) - это объединение на Северном флоте, которое занимается испытаниями новых кораблей, подготовкой техники и оружия для пополнения боевого состава флота. За последние годы личный состав базы обеспечил проведение пусков баллистических ракет "Булава" и ракетные стрельбы крылатыми ракетами с бортов атомных подводных лодок (АПЛ).
Основными задачами базы является обеспечение испытаний АПЛ, осуществление обороны промышленных предприятий и защиты горла Белого моря, оперативное (боевое), техническое и тыловое обеспечение боевой и повседневной деятельности кораблей и частей ВМФ, базирующихся в зоне базы.
СБ-736 "Полярный конвой"
СБ-736 "Полярный конвой" стал третьим судном в серии спасательных буксиров проекта 02980 для ВМФ. Его спустили на воду на Ленинградском судостроительном заводе "Пелла" 8 августа 2015 года, а 28 июля 2017 года на его борту состоялась церемония подъема флага аварийно-спасательной службы ВМФ.
Наименование "Полярный конвой" присвоено спасательному буксиру приказом главнокомандующего ВМФ России в честь 75-летнего юбилея прихода первого союзного конвоя "Дервиш".
Первый союзный конвой под кодовым названием "Дервиш" отправился из Исландии 21 августа 1941 г. и прибыл в Архангельск 31 августа. Караван, состоявший из 6 судов под флагами Великобритании и Голландии, доставил в порт важнейшие стратегические грузы, в том числе 3,8 тыс. глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей "Харрикейн", вспомогательное судно "Олдерсдейл" с топливом, а также 10 тыс. тонн каучука, 1,5 тонны форменных ботинок, олово, шерсть, инвентарь и оборудование.?
Судно предназначено для морских буксировок во льдах и на чистой воде, может осуществлять перевозки персонала и грузов, оказывать содействие в технических работах на кораблях и эвакуации пострадавших.
Возможности судна позволяют нести дежурство в составе сил поисково-спасательного обеспечения, эффективно тушить пожары на плавучих и береговых объектах и привлекаться к тушению горящего на воде топлива, ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, обеспечению подводно-технических работ, выполнению эскортных операций на скорости до 10 узлов. Кроме того, они способны ломать лед толщиной до 1 м на скорости 2-5 узлов.
На судне есть медблок, оснащенный современным оборудованием, включая мини-операционную и каюту для медперсонала: врача-хирурга и терапевта.
При спасательных операциях все двухместные каюты могут стать четырехместными. Возможностей у судна много, и обитаемость здесь шикарная!
С борта могут выполнятся выполняться водолазные работы, и на корме находится площадка, где расположены контейнеры с необходимым для подводных работ оборудованием, в том числе и барокомплекс. Водолазные работы можно выполнять на глубинах до 60 метров. Также есть грузовой кран, который позволяет производить подъем людей с поверхности воды и обеспечивать работы на глубинах.
Экипаж составляет 22 человека с возможностью увеличения до 40. Семь человек входит в комсостав: капитан, старпом, помощник по аварийно-спасательным работам, два механика, электромеханик, начальник радиостанции и личный состав - два матроса, боцман, два моториста, электрик, котельный машинист, пять водолазов, повар и буфетчица. Это весь персонал.
Участие в мероприятиях
Одними из самых значимых событий, в которых принимал участие буксир "Полярный конвой", стало участие в учениях "Запад-2017", во время которого отрабатывали выход в Баренцево море. В прошлом году буксир привлекался для поисково-спасательного обеспечения перехода группы кораблей Северного флота на Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге.
В состав группы входил большой противолодочный корабль "Североморск" и атомный подводный ракетный крейсер "Орел".
Оборудование
На судне в значительной степени преобладает импортное оборудование, но на следующих судах этого проекта процент отечественного оборудования и систем стал выше.
Если говорить об отечественном оборудовании на "Полярном конвое", то это комплекс связи "Ураган", произведенный омским предприятием "Иртыш". Карты стоят от "Транзаса", только адаптированные под требования Минобороны. Все спасательное оборудование - российское, а это мобильный автономный барокомплекс в составе двух контейнеров. Барокамера от "Техносервис". Снаряжение от "Тетис Про" и "Кампо".
Вся мебель, отделка судна, включая все стеновые и потолочные панели, двери, иллюминаторы, все это произведено группой компаний "Арис и Гесер".
Основное оборудование иностранное: 2х3625 л.с., дизели "Mak" С280.
Две винторулевые колонки с ВФШ "Rolls-Royce".
Путь до Северодвинска
Нельзя не упомянуть про то, как "Полярный конвой" добирался в Северодвинск. Его в течение 21 дня вел буксир "Арго" компании "Нева Чартер". Работа была выполнена профессионально.
По словам капитана буксира "Арго", из трех недель буксировки было всего-лишь три дня спокойной погоды. Все остальное время сильно болтало, но уложились в свой график.
Недостатки и возможности модернизации
Если говорить о серьезном, то первоначальной задачей буксира ставилось оказание помощи затонувшим подводным лодкам. Но при приеме судна госкомиссией эту задачу пришлось вычеркнуть. Для того чтобы оказать помощь лежащей на грунте подводной лодке, необходимо иметь хранилище воздуха, которое здесь отсутствует. Получается, судну уже необходима модернизация. В машинном отделении много места, куда можно установить баллоны и дополнительный компрессор, который мог бы забирать воздух в районе 300 кг и передавать на лежащую на грунте подводную лодку. Сейчас на борту только два маленьких баллона, и этого недостаточно. Поэтому вполне возможно, что в будущем буксир может быть модернизирован специально под спасение подлодок.
Также, если пофантазировать, то можно еще более усовершенствовать судно. "Полярный конвой" - поисково-спасательный буксир, но ему не хватает беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Если его поставить и добавить в штат пару обученных матросов, то тем самым можно повысить поисково-спасательный функционал судна.
С помощью беспилотника можно произвести облет аварийного объекта и понять, в какую сторону двигаться судну. Также с его помощью можно увидеть направление пожара, где находятся люди, куда сосредоточить подачу пенообразования. То есть наличие беспилотника заметно упростит задачу спасения на момент подхода к объекту и сократит время хотя бы полчаса. И, конечно, с его помощью легче понять, в какую сторону ветром уносит спасательные плавсредства или экипаж в индивидуальных плавсредствах.
Одним из недостатков буксира является отсутствие глубоководного беспилотного аппарата типа "Falcon" для обследования дна. Для проведения водолазных и поисковых работ на буксире не предусмотрено гидролокатора. Есть только навигационный эхолот. Наличие аппарата типа Falcon значительно повысило бы поисковые возможности. То есть если канал обнаружит какой-то объект, то при наличии вот этого управляемого аппарата можно было бы его спустить на глубину и изучить объект на дне.
Основными задачами базы является обеспечение испытаний АПЛ, осуществление обороны промышленных предприятий и защиты горла Белого моря, оперативное (боевое), техническое и тыловое обеспечение боевой и повседневной деятельности кораблей и частей ВМФ, базирующихся в зоне базы.
СБ-736 "Полярный конвой"
СБ-736 "Полярный конвой" стал третьим судном в серии спасательных буксиров проекта 02980 для ВМФ. Его спустили на воду на Ленинградском судостроительном заводе "Пелла" 8 августа 2015 года, а 28 июля 2017 года на его борту состоялась церемония подъема флага аварийно-спасательной службы ВМФ.
Буксир "Полярный конвой" / Корабел.ру |
Наименование "Полярный конвой" присвоено спасательному буксиру приказом главнокомандующего ВМФ России в честь 75-летнего юбилея прихода первого союзного конвоя "Дервиш".
Первый союзный конвой под кодовым названием "Дервиш" отправился из Исландии 21 августа 1941 г. и прибыл в Архангельск 31 августа. Караван, состоявший из 6 судов под флагами Великобритании и Голландии, доставил в порт важнейшие стратегические грузы, в том числе 3,8 тыс. глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей "Харрикейн", вспомогательное судно "Олдерсдейл" с топливом, а также 10 тыс. тонн каучука, 1,5 тонны форменных ботинок, олово, шерсть, инвентарь и оборудование.?
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
Судно предназначено для морских буксировок во льдах и на чистой воде, может осуществлять перевозки персонала и грузов, оказывать содействие в технических работах на кораблях и эвакуации пострадавших.
Возможности судна позволяют нести дежурство в составе сил поисково-спасательного обеспечения, эффективно тушить пожары на плавучих и береговых объектах и привлекаться к тушению горящего на воде топлива, ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, обеспечению подводно-технических работ, выполнению эскортных операций на скорости до 10 узлов. Кроме того, они способны ломать лед толщиной до 1 м на скорости 2-5 узлов.
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
На судне есть медблок, оснащенный современным оборудованием, включая мини-операционную и каюту для медперсонала: врача-хирурга и терапевта.
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
При спасательных операциях все двухместные каюты могут стать четырехместными. Возможностей у судна много, и обитаемость здесь шикарная!
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
С борта могут выполнятся выполняться водолазные работы, и на корме находится площадка, где расположены контейнеры с необходимым для подводных работ оборудованием, в том числе и барокомплекс. Водолазные работы можно выполнять на глубинах до 60 метров. Также есть грузовой кран, который позволяет производить подъем людей с поверхности воды и обеспечивать работы на глубинах.
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
Экипаж составляет 22 человека с возможностью увеличения до 40. Семь человек входит в комсостав: капитан, старпом, помощник по аварийно-спасательным работам, два механика, электромеханик, начальник радиостанции и личный состав - два матроса, боцман, два моториста, электрик, котельный машинист, пять водолазов, повар и буфетчица. Это весь персонал.
Буксир "Полярный конвой" / Корабел.ру |
Участие в мероприятиях
Одними из самых значимых событий, в которых принимал участие буксир "Полярный конвой", стало участие в учениях "Запад-2017", во время которого отрабатывали выход в Баренцево море. В прошлом году буксир привлекался для поисково-спасательного обеспечения перехода группы кораблей Северного флота на Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге.
В состав группы входил большой противолодочный корабль "Североморск" и атомный подводный ракетный крейсер "Орел".
Буксир "Полярный конвой" |
Оборудование
На судне в значительной степени преобладает импортное оборудование, но на следующих судах этого проекта процент отечественного оборудования и систем стал выше.
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
Если говорить об отечественном оборудовании на "Полярном конвое", то это комплекс связи "Ураган", произведенный омским предприятием "Иртыш". Карты стоят от "Транзаса", только адаптированные под требования Минобороны. Все спасательное оборудование - российское, а это мобильный автономный барокомплекс в составе двух контейнеров. Барокамера от "Техносервис". Снаряжение от "Тетис Про" и "Кампо".
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
Вся мебель, отделка судна, включая все стеновые и потолочные панели, двери, иллюминаторы, все это произведено группой компаний "Арис и Гесер".
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
Основное оборудование иностранное: 2х3625 л.с., дизели "Mak" С280.
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
Две винторулевые колонки с ВФШ "Rolls-Royce".
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
Путь до Северодвинска
Нельзя не упомянуть про то, как "Полярный конвой" добирался в Северодвинск. Его в течение 21 дня вел буксир "Арго" компании "Нева Чартер". Работа была выполнена профессионально.
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
По словам капитана буксира "Арго", из трех недель буксировки было всего-лишь три дня спокойной погоды. Все остальное время сильно болтало, но уложились в свой график.
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
Недостатки и возможности модернизации
Если говорить о серьезном, то первоначальной задачей буксира ставилось оказание помощи затонувшим подводным лодкам. Но при приеме судна госкомиссией эту задачу пришлось вычеркнуть. Для того чтобы оказать помощь лежащей на грунте подводной лодке, необходимо иметь хранилище воздуха, которое здесь отсутствует. Получается, судну уже необходима модернизация. В машинном отделении много места, куда можно установить баллоны и дополнительный компрессор, который мог бы забирать воздух в районе 300 кг и передавать на лежащую на грунте подводную лодку. Сейчас на борту только два маленьких баллона, и этого недостаточно. Поэтому вполне возможно, что в будущем буксир может быть модернизирован специально под спасение подлодок.
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
Также, если пофантазировать, то можно еще более усовершенствовать судно. "Полярный конвой" - поисково-спасательный буксир, но ему не хватает беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Если его поставить и добавить в штат пару обученных матросов, то тем самым можно повысить поисково-спасательный функционал судна.
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
С помощью беспилотника можно произвести облет аварийного объекта и понять, в какую сторону двигаться судну. Также с его помощью можно увидеть направление пожара, где находятся люди, куда сосредоточить подачу пенообразования. То есть наличие беспилотника заметно упростит задачу спасения на момент подхода к объекту и сократит время хотя бы полчаса. И, конечно, с его помощью легче понять, в какую сторону ветром уносит спасательные плавсредства или экипаж в индивидуальных плавсредствах.
Буксир "Полярный Конвой" / Корабел.ру |
Одним из недостатков буксира является отсутствие глубоководного беспилотного аппарата типа "Falcon" для обследования дна. Для проведения водолазных и поисковых работ на буксире не предусмотрено гидролокатора. Есть только навигационный эхолот. Наличие аппарата типа Falcon значительно повысило бы поисковые возможности. То есть если канал обнаружит какой-то объект, то при наличии вот этого управляемого аппарата можно было бы его спустить на глубину и изучить объект на дне.