Приглашаем вас совершить фотоэкскурсию по новейшему большому десантному кораблю "Иван Грен" и узнать о истории его создания.
22 апреля на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" состоится закладка двух больших десантных кораблей проекта 11711. Об этом стало известно в ходе селекторного совещания под руководством Сергея Шойгу, которое состоялось 9 апреля в Национальном центре управления обороной РФ.
Во время совещания министр обороны обратил внимание на ряд предстоящих значимых мероприятий: 23 апреля состоится закладка кораблей дальней морской зоны - двух фрегатов проекта 22350 на судостроительном заводе "Северная верфь" в Санкт-Петербурге и двух больших десантных кораблей проекта 11711 на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде. Одновременно на "Северной верфи" будет проведена стыковка крупных блоков корпуса корвета проекта 20386.
Обновление десантного флота - одна из приоритетных задач ВМФ России. В июне 2015 году главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков (с 2016 года эту должность занимает Владимир Королев) заявил, что состав десантных судов будет практически полностью заменен к 2050 году.
"Необходимость обновления состава десантных кораблей на всех флотах давно назрела. Это учтено кораблестроительной программой. Главное командование разработало и разрабатывает технические требования… по большинству проектов десантных кораблей - от десантного катера до большого десантного корабля", - сказал Чирков.
Проект 11711
С десантными кораблями проекта 11711 мы знакомили вас в прошлом материале, в котором рассказывали о проектах российских десантных кораблей. По состоянию на 12 апреля, головной корабль серии - "Иван Грен" - находится в составе Северного флота. Второй - первый серийный - в данный момент готовится к выходу на первые заводские ходовые испытания. Имена третьего и четвертого корабля, которые будут заложены, неизвестны.
Проект разработан Невским проектно-конструкторским бюро в период с 1988 по 2004 год для замены устаревших БДК проектов 775 и 1171. Бюро возглавляет генеральный директор и генеральный конструктор А. Виглин, а главным конструктором проекта является В. Суворов. За основу взят проект корпуса БДК проекта 1171, так как за десятилетия службы в советском, а затем и в российском флоте, он себя хорошо зарекомендовал. Большая часть конструкций претерпела серьезные изменения, и главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта.
Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырехстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана Sormec M500/SA грузоподъемностью 15 тонн в походном положении. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение).
На корабле смонтирован палубный ангар для двух транспортно-боевых вертолетов типа Ка-29. На борту имеются три моторные лодки.
Неповторимый облик кораблю придает развитый бак с большим изгибом и возвышением над ватерлинией, конструкция и размеры которого обусловлены использованием инженерных понтонов для нового неконтактного способа высадки, а также применением носового гидродинамического обтекателя бульбового типа в подводной части корабля.
Неконтактный способ предполагает использование инженерных понтонов, наподобие тех, которые применяют сухопутные войска при форсировании водных преград. Из нескольких понтонов формируется наплавной мост, по которому тяжелая и легкая техника может передвигаться и высаживаться непосредственно на берег, имеющий уклон менее 3 градусов. Такой метод давно используется за рубежом, но в отечественном флоте применен впервые. Также новшеством для отечественного флота является возможность перевозки на верхней палубе 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам и выгрузки их на плавсредства или причальную стенку.
В процессе достройки корабля проект три раза корректировался в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения ТТХ, а по причине недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. По первоначальному проекту планировалось вооружить корабль новой 100-мм артиллерийской системой А-190М и двумя зенитно-артиллерийскими комплексами "Палаш", для огневой поддержки десанта предусматривались две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М".
В итоге по причине выдвинутого уже в процессе строительства требования экономии бюджетных средств и сокращения сроков строительства состав вооружения был существенно сокращен и задача по огневой поддержки десанта с корабля была снята.
Установленное вооружение включает в себя две артиллерийские системы аналогичного назначения и одинакового калибра – носовую 30-мм артустановку АК-630М-2 "Дуэт" и две кормовых 30-мм артустановки АК-630М с системой управления огнем 5П-10-03 "Ласка". Такой состав вооружения нехарактерен для других кораблей ВМФ России и является скорее компромиссом между необходимостью и возможностями гособоронзаказа. Предусмотренные проектом два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета МТПУ "Жало" и переносные ПЗРК на время ходовых испытаний не устанавливались.
"Иван Грен" способен принять на борт 13 основных боевых танков, состоящих на вооружении ВС России, либо 36 единиц гусеничной или колесной боевой техники в габаритах боевой машины пехоты, а также 300-380 человек десанта с вооружением, амуницией и боеприпасами. Общая масса различных грузов, принимаемых на борт корабля, составляет до 1500 тонн.
Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-реверс-редукторных агрегатов ДРРА-3700 на основе дизеля 10Д49 с системой управления турбонаддувом СУТН-10060, работающих на винт фиксированного шага и обеспечивающих кораблю скорость до 18 узлов. Эффективная мощность одного агрегата – 5200 л.с. В каждом машинном отделении расположено по два вспомогательных дизель-генератора АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С. Один дизель-генератор обеспечивает все потребности в электроэнергии в стояночном режиме, два дизель-генератора – гарантированное питание в боевом режиме.
18 мая 2012 года корабль был спущен на воду, при этом было объявлено решение о строительстве серии из шести подобных кораблей. Но после закладки второго корабля, получившего название "Петр Моргунов", серию сократили до двух единиц. Решение о дальнейшем строительстве аналогичных кораблей будет принято после проведения всесторонних испытаний головного. Также в 2003 году было анонсирована разработка экспортного варианта БДК – проект 11711Э.
25 июня 2016 года БДК "Иван Грен" впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря. А с 15 августа 2016 года он встал на якорь в акватории Финского залива для приема на борт вертолета Ка-29 и проведения испытаний авиационного комплекса.
В период выполнения программы испытаний в Финском заливе кораблю пришлось выполнить первую в своей жизни спасательную операцию. 29 августа в районе 15:00 проходящий мимо корабля малоразмерный частный катер "Швед" с регистрационным номером Р7246ЛХ подал сигнал бедствия и запросил помощь. Катер следовал из Финляндии в Санкт-Петербург и попал в шторм 3-4 балла с ветром до 12 м в секунду. Неожиданно для капитана судна волнами из якорного клюза выбило якорь и стравилась за борт вся якорь-цепь, которую из-за неисправности шпилевого устройства пришлось обрезать. Находящиеся на борту пассажиры, в том числе двое детей, сильно укачались. Катер плохо управлялся на волне, но имел ход и связь.
Капитан катера запросил командира поднять катер на борт, но поскольку у него не было специального спускоподъемного устройства, существовала угроза во время сильного волнения при подъеме разбить катер о борт. Учитывая сложившуюся ситуацию, командир корабля принял решение прикрыть катер от волн и, поставив его в кильватер, сопроводил в безопасный район, поддерживая постоянную связь на УКВ. В двух милях от мелководного берега Зеленогорска БДК передал потерпевшего силам МЧС, которые ошвартовали катер в акватории зеленогорского яхт-клуба около 20:00.
Передача флоту и подъем флага состоялись 20 июня 2018 года - корабль вошел в состав Северного Флота, а спустя четыре месяца взял курс на Североморск, куда прибыл 22 октября. Переход корабля проходил в сложных гидрометеорологических условиях. Материальная часть и личный состав отработали в штатном режиме.
Похожие материалы:
Зачем России десантные корабли
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру |
Во время совещания министр обороны обратил внимание на ряд предстоящих значимых мероприятий: 23 апреля состоится закладка кораблей дальней морской зоны - двух фрегатов проекта 22350 на судостроительном заводе "Северная верфь" в Санкт-Петербурге и двух больших десантных кораблей проекта 11711 на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде. Одновременно на "Северной верфи" будет проведена стыковка крупных блоков корпуса корвета проекта 20386.
Обновление десантного флота - одна из приоритетных задач ВМФ России. В июне 2015 году главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков (с 2016 года эту должность занимает Владимир Королев) заявил, что состав десантных судов будет практически полностью заменен к 2050 году.
"Необходимость обновления состава десантных кораблей на всех флотах давно назрела. Это учтено кораблестроительной программой. Главное командование разработало и разрабатывает технические требования… по большинству проектов десантных кораблей - от десантного катера до большого десантного корабля", - сказал Чирков.
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру |
Проект 11711
С десантными кораблями проекта 11711 мы знакомили вас в прошлом материале, в котором рассказывали о проектах российских десантных кораблей. По состоянию на 12 апреля, головной корабль серии - "Иван Грен" - находится в составе Северного флота. Второй - первый серийный - в данный момент готовится к выходу на первые заводские ходовые испытания. Имена третьего и четвертого корабля, которые будут заложены, неизвестны.
Командир БДК "Иван Грен" Виктор Васильев / Корабел.ру |
Проект разработан Невским проектно-конструкторским бюро в период с 1988 по 2004 год для замены устаревших БДК проектов 775 и 1171. Бюро возглавляет генеральный директор и генеральный конструктор А. Виглин, а главным конструктором проекта является В. Суворов. За основу взят проект корпуса БДК проекта 1171, так как за десятилетия службы в советском, а затем и в российском флоте, он себя хорошо зарекомендовал. Большая часть конструкций претерпела серьезные изменения, и главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта.
Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырехстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана Sormec M500/SA грузоподъемностью 15 тонн в походном положении. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение).
Кран Sormec M500/SA грузоподъемностью 15 тонн в походном положении / Корабел.ру |
На корабле смонтирован палубный ангар для двух транспортно-боевых вертолетов типа Ка-29. На борту имеются три моторные лодки.
Палубный ангар двух транспортно-боевых вертолетов типа Ка-29 / Корабел.ру |
Неповторимый облик кораблю придает развитый бак с большим изгибом и возвышением над ватерлинией, конструкция и размеры которого обусловлены использованием инженерных понтонов для нового неконтактного способа высадки, а также применением носового гидродинамического обтекателя бульбового типа в подводной части корабля.
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру |
Неконтактный способ предполагает использование инженерных понтонов, наподобие тех, которые применяют сухопутные войска при форсировании водных преград. Из нескольких понтонов формируется наплавной мост, по которому тяжелая и легкая техника может передвигаться и высаживаться непосредственно на берег, имеющий уклон менее 3 градусов. Такой метод давно используется за рубежом, но в отечественном флоте применен впервые. Также новшеством для отечественного флота является возможность перевозки на верхней палубе 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам и выгрузки их на плавсредства или причальную стенку.
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру |
В процессе достройки корабля проект три раза корректировался в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения ТТХ, а по причине недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. По первоначальному проекту планировалось вооружить корабль новой 100-мм артиллерийской системой А-190М и двумя зенитно-артиллерийскими комплексами "Палаш", для огневой поддержки десанта предусматривались две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М".
Ходовя рубка / Корабел.ру |
В итоге по причине выдвинутого уже в процессе строительства требования экономии бюджетных средств и сокращения сроков строительства состав вооружения был существенно сокращен и задача по огневой поддержки десанта с корабля была снята.
Кают-компания / Корабел.ру |
Установленное вооружение включает в себя две артиллерийские системы аналогичного назначения и одинакового калибра – носовую 30-мм артустановку АК-630М-2 "Дуэт" и две кормовых 30-мм артустановки АК-630М с системой управления огнем 5П-10-03 "Ласка". Такой состав вооружения нехарактерен для других кораблей ВМФ России и является скорее компромиссом между необходимостью и возможностями гособоронзаказа. Предусмотренные проектом два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета МТПУ "Жало" и переносные ПЗРК на время ходовых испытаний не устанавливались.
Командир БДК "Иван Грен" Виктор Васильев / Корабел.ру |
"Иван Грен" способен принять на борт 13 основных боевых танков, состоящих на вооружении ВС России, либо 36 единиц гусеничной или колесной боевой техники в габаритах боевой машины пехоты, а также 300-380 человек десанта с вооружением, амуницией и боеприпасами. Общая масса различных грузов, принимаемых на борт корабля, составляет до 1500 тонн.
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру |
Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-реверс-редукторных агрегатов ДРРА-3700 на основе дизеля 10Д49 с системой управления турбонаддувом СУТН-10060, работающих на винт фиксированного шага и обеспечивающих кораблю скорость до 18 узлов. Эффективная мощность одного агрегата – 5200 л.с. В каждом машинном отделении расположено по два вспомогательных дизель-генератора АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С. Один дизель-генератор обеспечивает все потребности в электроэнергии в стояночном режиме, два дизель-генератора – гарантированное питание в боевом режиме.
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру |
18 мая 2012 года корабль был спущен на воду, при этом было объявлено решение о строительстве серии из шести подобных кораблей. Но после закладки второго корабля, получившего название "Петр Моргунов", серию сократили до двух единиц. Решение о дальнейшем строительстве аналогичных кораблей будет принято после проведения всесторонних испытаний головного. Также в 2003 году было анонсирована разработка экспортного варианта БДК – проект 11711Э.
Медблок / Корабел.ру |
25 июня 2016 года БДК "Иван Грен" впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря. А с 15 августа 2016 года он встал на якорь в акватории Финского залива для приема на борт вертолета Ка-29 и проведения испытаний авиационного комплекса.
Спортзал / Корабел.ру |
В период выполнения программы испытаний в Финском заливе кораблю пришлось выполнить первую в своей жизни спасательную операцию. 29 августа в районе 15:00 проходящий мимо корабля малоразмерный частный катер "Швед" с регистрационным номером Р7246ЛХ подал сигнал бедствия и запросил помощь. Катер следовал из Финляндии в Санкт-Петербург и попал в шторм 3-4 балла с ветром до 12 м в секунду. Неожиданно для капитана судна волнами из якорного клюза выбило якорь и стравилась за борт вся якорь-цепь, которую из-за неисправности шпилевого устройства пришлось обрезать. Находящиеся на борту пассажиры, в том числе двое детей, сильно укачались. Катер плохо управлялся на волне, но имел ход и связь.
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру |
Капитан катера запросил командира поднять катер на борт, но поскольку у него не было специального спускоподъемного устройства, существовала угроза во время сильного волнения при подъеме разбить катер о борт. Учитывая сложившуюся ситуацию, командир корабля принял решение прикрыть катер от волн и, поставив его в кильватер, сопроводил в безопасный район, поддерживая постоянную связь на УКВ. В двух милях от мелководного берега Зеленогорска БДК передал потерпевшего силам МЧС, которые ошвартовали катер в акватории зеленогорского яхт-клуба около 20:00.
Большой десантный корабль "Иван Грен" / Корабел.ру |
Передача флоту и подъем флага состоялись 20 июня 2018 года - корабль вошел в состав Северного Флота, а спустя четыре месяца взял курс на Североморск, куда прибыл 22 октября. Переход корабля проходил в сложных гидрометеорологических условиях. Материальная часть и личный состав отработали в штатном режиме.
Похожие материалы:
Зачем России десантные корабли