Сегодня мы расскажем о судне, которое уже построено и даже передано заказчику. Речь пойдет об электрическом катамаране – "ЭкоходЪ".
Как все начиналось
"ЭкоходЪ" был построен на верфи "Эмпериум" в Ленинградской области по заказу компании "ВодоходЪ. Пассажирский порт", дочернего предприятия "ВодоходЪ". Это первое прогулочное судно в экофлоте компании.
"ЭкоходЪ" представляет собой судно катамаранного типа, построенное из алюминия. Теплоход вмещает в себя до 200 человек и может развивать скорость до 20 узлов (около 40 км/ч).
15 февраля 2021 года компания "ВодоходЪ" подписала контракт с НПК "Морсвязьавтоматика", заказав пять скоростных катамаранов торговой марки Ecocruiser.
В течение трех лет быстроходные и прогулочные теплоходы, задействованные в регулярных пассажирских перевозках в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах, будут заменены на пассажирские суда на электрической тяге.
Подробнее о технологиях
Ecocruiser — это первый в России серийный проект судов на электродвижении с инновационными и экологичными для отрасли решениями. "ЭкоходЪ" сочетает в себе передовые технологии: современные электрические двигатели, оптимизированные обводы корпуса, эффективную силовую установку, энергоемкую систему аккумуляторов и "умную" электронику.
Форма поплавков катамарана делает судно более устойчивым к качке и оптимизирует расход энергии на ходу.
Процедуру зарядки электрических пассажирских судов "Ситивольт", "Экокрузер" и "Эковольт" предполагается выполнять с помощью специальных стационарных зарядных станций, подключенных к внешней сети электропитания на причалах и плавучих зарядных станциях, запитанных от газогенераторов.
Технические характеристики "Экохода"
Технические характеристики судна позволяют плавно и безопасно перевозить пассажиров. Катамаран не является скоростным судном и развивает скорость до 30 км/ч, что позволяет пассажирам расположиться за столиками. Длина электрического катамарана составляет 31 метр, ширина – 10,3 метра.
В отличие от дизельных аналогов, экономичный "ЭкоходЪ" создает при движении гораздо меньше шума и вибраций, отсутствует запах переработанного топлива. Это обеспечивает совершенно другой уровень комфорта для пассажиров, а также сохраняет баланс речной экосистемы.
Расчетная автономность плавания "Экохода" в экономичном режиме работы аккумуляторных батарей достигает 24 часов при максимальной скорости – не менее 2,5 часов.
Удобства салона
Двухпалубный катамаран "ЭкоходЪ" рассчитан на 130 пассажиров. На главной палубе расположен основной салон на 114 посадочных мест. В носовой части находится салон повышенной комфортности на 16 мест.
Салон повышенной комфортности и основной салон оборудованы мягкими креслами. Рассадка пассажиров планируется за столиками по четыре или два человека. В салоне повышенной комфортности предусмотрено больше пространства между столиками, а главное преимущество создают панорамные фронтальные окна.
Для удобства пассажиров в основном салоне главной палубы располагается бар, предусмотрены туалеты. Все помещения главной палубы имеют хорошую звукоизоляцию, оборудованы сплит-системой, розетками для зарядки гаджетов.
Утепление корпуса судна и системы обогрева позволяют сохранять в салоне комфортную температуру +20С, при температуре воздуха за бортом от -5 до 0С.
Выход на верхнюю палубу осуществляется через распашные водонепроницаемые двери, установленные в кормовой части судна.
Верхняя палуба частично открыта и защищена от осадков съемным тентом для комфортных прогулок на свежем речном воздухе.
"ЭкоходЪ" может осуществлять как регулярные пассажирские перевозки и прогулочные рейсы, так и использоваться под корпоративные и событийные мероприятия. Для этих целей салон может быть полностью трансформирован под формат мероприятия – мебель располагается под выбранный тип рассадки или убирается совсем.
О транспортировке
В сентябре 2022 года "ЭкоходЪ" был доставлен в Красноярск. Катамаран проделал непростой путь по Северному морскому пути, но шел он не самостоятельно. Транспортировкой занималась компания "Белфрахт". Подробнее о непростой, но успешной операции нам рассказал оператор судов, Вадим Абросимов:
– Операция планировалась зимой 2021 года. В сентябре, в самом начале перехода из Петербурга в Красноярск, проходные осадки на Енисее были 2,3 м. Трудности возникли только с погрузкой катамарана на наше судно. Мы шли на теплоходе "Летний берег" проекта СТ-1300.
Переход занял около месяца. К концу сентября мы подошли в Красноярск. В этом году там была большая засуха, и Красноярская ГЭС сбрасывала очень мало воды. Поэтому осадки существенно уменьшились до 2,05 метра. Это проходные глубины на реке Енисей, в особенности – на Казачьем пороге. Проводку судна на этом пороге осуществляет буксир-толкач "Енисей". Он был прицеплен тросом к берегу, цеплял судно и проводил его через этот порог.
Когда мы были уже в пути, ФБУ "Енисейречтранс" опубликовал информацию на сайте, что проходные осадки 2,05 – гарантированные глубины. Мы с капитаном стали думать, что можно сделать, чтобы уменьшить осадку нашего судна до 1,85. Потому что запас под килем должен быть минимум 20 см. Особенно для таких рек, как Енисей, которые порожистые и каменистые.
Капитан скинул весь балласт на судне и нам удалось сделать осадку 1,85. В Красноярске мы выгрузились уже в начале октября.
Еще одна задача для нас была – выйти оттуда до начала ледостава. В обратном направлении Енисей мы прошли где-то за неделю.
Если туда мы реку проходили за две недели, то обратно – за неделю. Потому что скорость течения очень большая. Скорость течения может достигать 5 или 6 узлов.
У нашего судна максимальная скорость – 7 узлов. И, если бы такая скорость была в том направлении, то без помощи буксира-толкача судно бы просто стояло на месте.