По информации экспертов американского агентства S&P Global Platts, цены на морской газойль (MGO) в логистическом центре трех крупнейших портов Западной Европы Амстердам, Роттердам и Антверпен резко пошли вверх на фоне сокращения его поставок из России.
Динамика цен на морской газойль (MGO) и ультранизкосернистое судовое топливо (VLSFO) в п. Роттердам, $/м.т / Источник: spglobal.com |
Отраслевые аналитики связывают это с последствиями антироссийских санкций, из-за которых многие западные же трейдеры пытаются найти альтернативные источники поставок этого вида топлива, но пока не достигли успеха в этом предприятии.
Как известно, топливная смесь MGO (морской газойль) отличается ультранизким содержанием серы и состоит исключительно из дистиллятов сырой нефти, которые в процессе фракционной перегонки испаряются, а затем конденсируются в жидкость.
Согласно требованиям Евросоюза, все суда, оперирующие в водах региона должны использовать топливо с содержанием серы не более чем 0,1%. Морской газойль вполне соответствует данному критерию и пользуется популярностью среди судовладельцев по соотношению цена/качество.
До обострения украинского кризиса львиная доля MGO поставлялась на европейский рынок из России, поскольку большинство европейских НПЗ были ориентированы на производство более выгодных для них (с коммерческой точки зрения) дизельного и авиационного топлива.
Хотя официально государства Западной Европы (за исключением Великобритании) еще не вводили запрета на закупки российской нефти и нефтепродуктов, значительное число местных трейдеров заняли выжидательную позицию и сократили объемы импорта из России, опасаясь экономических репрессий и информационного давления. Между тем, цены на MGO и другие виды судового топлива начали расти не только в Европе, существенно превысив прежние мартовские рекорды.
Динамика цен на MGO - средняя по рынку и в 20 крупнейших портах мира, $/м.т / Источник: Shipandbunker.com |
Таким образом, Россия получила возможность перенаправить часть своего экспортного MGO на вполне платежеспособные, но гораздо менее политизированные рынки, а Европа сама создала все предпосылки для своей длительной топливной голодовки.
К началу второй декады апреля поставки российского морского газойля в порты Западной Европы сократились до едва 250 000 баррелей (порядка 34 100 тонн) в неделю, в то время как в начале марта этот показатель достигал 1 млн. 970 тыс. баррелей (ок. 269 тыс. тонн). Для сравнения: в 20-х числах апреля 2021 года Европа получала из России свыше 2 млн. баррелей морского газойля в неделю.
Неудивительно, что цены на MGO в "золотом" треугольнике Амстердам-Роттердам-Антверпен резко взлетели, превысив прошлогодний уровень почти на 130%. К тому же теперь судовладельцам приходится подавать заявку за 10 и более суток до желаемой даты заправки, а судам ожидать в очереди.
Главные же риски для европейских операторов заключаются в том, что имеющиеся запасы газойля оказались весьма ограниченными и если уже в ближайшее время поставки не удастся нарастить, они могут закончиться уже через три недели. Пока же компенсировать потерю российского MGO за счет закупок этого топливо или компонентов для его производства (нефтяных дистиллятов) в странах Ближнего Востока и Персидского залива пока не увенчались успехом.
В своих предшествующих публикациях Korabel.ru уже подробно рассказывал, каким был эффект бумеранга антироссийских санкций для всего мирового морского бизнеса и особо отмечал, что несмотря на все введенные ограничения, Россия продолжает наращивать экспорт нефти.