Вехи истории
История Выборгского судостроительного завода начинается 12 ноября 1948 г. Как раз в этот день утверждением "Временного положения о введенном в частичную эксплуатацию завода 870 МСП" предприятие становится полноценным участником производства в составе Министерства судостроительной промышленности. Уже в 1949 г. появляются и первые весомые результаты: вместо запланированных к сдаче двух несамоходных барж завод выпускает восемь. С 1953 по 1956 гг. ВСЗ осваивает выпуск самоходных барж, в этот же промежуток впервые закладывают десантный корабль, а всего за три года завод сдает 318 несамоходных и 20 самоходных барж, три МРК.
В 1960 г. ВСЗ приступает к лесовозам и как раз в это время запускается последняя технологическая цепочка производства, позволяющая выпускать суда серийно. Цель – 16 лесовозов в год. Благодаря комплексному развитию механизированных линий и участков для изготовления типовых узлов и секций это становится возможным. К слову, идеи, которые тогда закладывались в производство, живут по сей день, в том числе на зарубежных заводах, но первыми они были воплощены именно здесь.
1970 г. – ВСЗ приступает к строительству двух спасательных судов для ВМФ, а также сдает два поисково-исследовательских судна для обнаружения затонувших объектов на глубинах 2000-6000 м.
1978 г. – освоение новой продукции – буровых установок для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе. Первым шагом ВСЗ поставил готовые 900 тонные блок-модули и понтоны на 6 ППБУ. 1982-1990 гг. ознаменовался поставкой во Вьетнам 7 комплектов верхних строений стационарных буровых платформ. С 1985 по 1991 гг. предприятие выпустило ещё 4 ППБУ типа "Шельф". В промежутке между распадом СССР и становлением России с 1990 по 1993 гг. впервые были две СПБУ типа "Мурманская". Все платформы по сей день работают.
90-е, как и на другие судостроительные заводы, на ВСЗ тоже влияет. Завод станоится частным и налаживает контакт с норвежской компанией "Мосс Технолоджи", которая предлагает контракт на ремонт и модернизацию поврежденной ППБУ "Одиссей" В 1997 г. проект получает космический отголосок и установка превращается из морской в стартовую для ракет. Долго время комплекс "Sea Launch" ("Морской Старт") находится у всех на слуху. Для реализации этого проекта даже был создан международный консорциум; объём поставок ВСЗ составил 57,6%.
В начала XXI в. Выборгский судостроительный завод получает заказ на серию траулеров и судов снабжения морских платформ для норвежских заказчиков, сдает шесть танкеров для компаний из Казахстана. Принимает активное участие в заказах на освоение шельфа и отмечается в строительстве ещё одной известной морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная". В этот период ВСЗ по проекту Moss Maritime AS изготавливает многофункциональную полупогружную платформу со свободной палубой, выигрывает тендер на строительство двух ППБУ "Полярная звезда" и "Северное сияние". Полупогружная плавучая буровая установка, чтобы проект был освоен как можно быстрее, строится на пару с корейской компанией Samsung Heavy Industries. ВСЗ изготавливает нижний корпус, а партнеры – верхнее строение. В июле 2010 г. в Корее обе части буровой установки соединяются воедино. Первую ППБУ "Полярная звезда" заказчик получает в 2010 г., вторую в 2011 г. Всего на строительство обеих платформ уходит 36 месяцев.
В 2012 г. наступает пора линейных дизельных ледоколов. ВСЗ строит проект 21900М, сдает его согласно контрактным срокам уже в октябре 2015 г. Последующие суда "Мурманск" и "Новороссийск" заказчик получает в декабре 2015 г. и 2016 г. соответственно. Далее берется за два многоцелевых ледокольных судна обеспечения проекта IBSV01 ледового класса Icebreaker 8, мощностью 22 МВт. Головное судно "Александр Санников" и серийное "Андрей Вилькицкий" ВСЗ сдает заказчику ПАО "Газпромнефть Шиппинг" в 2018 году. По сей день ледоколы остаются одними из самых мощных в мире. Также отметим портовый ледокол "Обь" проекта Aker ARC 124, построенный в 2019 г. по заказу ФГУП "Атомфлот" для "Ямал СПГ".
"Квоты под киль"
С 2016 г. начинается и по сей день продолжается период строительства рыбопромысловых судов, о которых мы неоднократно рассказывали в самых разных интервью, обзорах, аналитических статьях.
"Не секрет, что у нас строится серия из восьми траулеров проектов КМТ01 и КМТ02. Четыре мы сдали. Как раз, когда я пришел, подписал документы на передачу двух судов: одного головного для ФОР и одного серийного для СЗРК. На данный момент деньги частично есть на достройку еще одного траулера. Строительство трех оставшихся "рыбаков" практически приостановлено. Также на ВСЗ продолжается строительство ледокола для ФГУП "Росморпорт" проекта 21900М2 разработки ООО ПКБ "Петробалт" и пограничного сторожевого корабля проекта 23550 "Пурга", – генеральный директор Выборгского судостроительного завода Сергей Черногубовский в интервью для "Корабел.ру".
Надо сказать, что ВСЗ был в ряду первых, кто честно признал, что "рыбаки" не так просты для российских корабелов, как это казалось поначалу. Одновременно с этим "Баренцево море" и "Норвежское море" (проект КМТ01) признаны лучшими промысловыми судами. Первое получило награду "Лучший траулер 2020 года" от Baird Maritime Awards, второе признано лучшим траулером-процессором в 2021 г. в номинации Best Factory Ship. Ролики про эти суда на нашем канале на YouTube набрали десятки тысяч просмотров.
"Баренцево море" уже два с половиной года успешно работает на промысле в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях и на сегодняшний день является лидером по вылову в Северном бассейне за первое полугодие 2023 г. Первый серийный "Норвежское море" полтора года также довольно успешно ведет промысел и постепенно продвигается в верхнюю часть "турнирной таблицы", несмотря на трудности, связанные с достройкой, проведением пуско-наладочных работ, промысловых испытаний, снабжением и ЗИП. Третий траулер "Белое море" также не отстает", – заместитель генерального директора СЗРК по развитию и модернизации флота Николай Назаренко.
Добавим несколько слов про проект 21900М2. На данный момент по этому ледоколу продолжается контрактация оборудования, данные по нему отправляются в "Петробалт", где тут же вносятся корректировки в проект (корректировка требуется в связи с заменой иностранных поставщиков, ушедших с рынка – ред.). Однако есть ряд секций, которые было решено не перерабатывать. Речь идет о цилиндрической части в районе машинного отделения, днищевой и бортовой секциях, так как выбор двигателя сделан и менять их уже нельзя. Главное, чтобы этот самый двигатель Д500 от АО "Коломенский завод" вовремя пришел: по контракту завод его должен получить в декабре 2025 г. Закончить перепроектирование ледокола "Петробалт" планирует в начале следующего года. Далее полным ходом пойдет работа над РКД. Кстати, оборудование на проекте 21900М2 практически на 100% будет отечественное.
О славных делах корабелов
С Выборгским судостроительным заводом "Корабел.ру" сотрудничает давно, долго и качественно. Мы не раз успели побывать на этом прекрасном предприятии, в связи с чем очень благодарны нашим коллегам за теплую дружбу и приверженность общему делу. Так, первая публикация на нашем сайте о ВСЗ датируется июлем 2009 г. (в ней как раз рассказывается о той самой МЛСП "Приразломная"), а крайней ("Но не последней!", – ред.) станет эта. Всего на сайте размещено 86 различных статей, 221 новость непосредственно связанная с ВСЗ, 93 текста в разделе "Блоги", 4 видео, а также 553 упоминания в различных текстах; итого – 774 материала.
Самые интересные материалы, конечно, посвящены руководителям завода, самому заводу, а также судам, видео о которых мы разместили выше.
Обязательно рекомендуем к прочтению такие статьи, как:
- "Квоты под киль": новейшие рыболовецкие суда тянут верфи на дно?";
- "Мифы и факты о "Баренцевом море": капитан Игорь Трунин о новом российско-норвежском траулере";
- "Кадровый аппетит" или "кадровый голод": опыт Выборгского судостроительного завода";
- "Квоты под киль" выполнены на 50%: что ждет ВСЗ с назначением нового руководителя?".
Также недавно в рамках проекта "Судостроительные заводы России" Виктория Корабеловна посещала ВСЗ и мы публиковали репортаж, посвященный предприятию и видеосюжет. За время экскурсии по заводу успели все детально рассмотреть от цеха по заготовке листового металла до достроечной набережной и даже столовой.
"В настоящее время на ВСЗ реализуются проекты в рамках технического перевооружения, проводимого при поддержке Фонда развития промышленности (ФРП). Запущено в эксплуатацию новое оборудование: стенды для сборки корпусных конструкций, машины плазменной резки, грузоподъемное оборудование, сварочные аппараты, станки и другое технологическое оборудование для цехов. Ведутся пусконаладочные работы портальной машины термической резки листового проката. Также скоро начнется модернизация наливной док-камеры в рамках "Доковой программы" ОСК. Общая стоимость всех проектов превышает 1 млрд рублей", – генеральный директор Выборгского судостроительного завода Сергей Черногубовский в интервью для "Корабел.ру".
Заключительное слово
Выборгский судостроительный завод за время своего существования прошел сквозь динамичное развитие, стал одним из ведущих судостроительных предприятий и продолжает двигаться вперед. Благодаря внедрению передовых технологий, обновлению оборудования, завод планомерно улучшает показатели и не отстает от общероссийских тенденций.
Важным достижением ВСЗ в последние годы стало развитие корпоративной культуры и укрепление сплоченности коллектива. Руководство завода активно развивает социальную сферу, сотрудничает с ведущими вузами, всячески поддерживает коллектив. Недавно было подписано четырехстороннее соглашение с ПСБ, застройщиком и администрацией Выборга на строительство льготного жилья. "В начале месяца уже прошел аукцион, землю, где будет строиться многоквартирный дом, наш застройщик забрал. На данный момент идут изыскательные работы, подготавливается проектная документация. Осталось только решить, будет ли это девятиэтажный или, возможно, двенадцатиэтажный дом построить. Территориально жилье расположится в 15 минутах пешком от завода", – Сергей Черногубовский.
Официальное празднование юбилея на заводе состоялось в минувшую пятницу. Торжественное мероприятие получилось очень интересным, наполненным, а главное, на нем чествовали корабелов. Отметим и мы их и отдельно старожила завода Виктора Павловича Маркова, работающего 63 г. в судостроении, 57 лет на производстве и 52 г. на ВСЗ.
Еще раз от всей души поздравляем корабелов Выборгского судостроительного завода с 75-летием. Желаем всего наилучшего и, конечно, побольше заказов.
Подписаться