На территорию завода "Отрадное" съемочная группа Корабел.ру прибыла ранним пасмурным утром, что ничуть не повлияло на первое впечатление, благодаря непривычному для среднестатистической верфи, "непромышленному" ландшафту. Тщательно стриженные газоны, парковые дорожки и скамейки... Туда ли мы приехали? Директор верфи развеял сомнения.
– Здравствуйте, Александр Сергеевич!
– Добрый день, Виктория!
– Где вы нас встречаете? Где мы находимся? Что это за парк?
На новом, наверное, самом новом судостроительном заводе в России. Как юрлицо он был образован в 2022 году. Сами же производственные мощности были построены примерно пять-десять лет назад. Тогда эта площадка входила в состав другой верфи. Сегодня СЗ "Отрадное" на 100% принадлежит Группе компаний "Норебо". Завод специализируется на строительстве рыболовных судов разнообразного типа и назначения: краболовов, ярусоловов, траулеров. Кроме того, мы выполняем и ту судостроительную программу, которая существовала на предприятии до перехода в состав холдинга "Норебо". Сейчас мы готовимся, а отчасти уже начали, постройку новых судов, заказчиками которых являются компании, входящие в холдинг.
– Какого числа-месяца было открытие завода? Где памятная табличка?
– Таблички такой пока нет. Завод начал развиваться как самостоятельное предприятие с декабря 2022 года. Думаю, отдельно посоветуемся и решим, какую дату сделать торжественной для будущего юбилея, и расскажем вам.
– Сколько времени вы уже на новом месте?
– Чуть больше месяца. Хотя завод очень молодой, я бы даже сказал юный, я не первый директор завода. До меня был директором Павел Викторович Косолапов. Он здесь был с мая по август, и 24 августа 2023 года уже я вступил в должность. Заметьте, не генеральный, а просто директор, как в старые добрые советские времена.
– И какие ощущения, эмоции?
– Знаете, ко мне на прошлой неделе приезжал человек, который был у меня и в Выборге (до "Отрадного" Александр Соловьев руководил "Выборгским судостроительным заводом", – ред.), и в Москве мы с ним встречались, и здесь. И он сказал, что ему очень интересно было за мной наблюдать, за моей трансформацией в этом периоде. "В Выборге ты был на взводе, зажатый, озабоченный. В Москве был потухший взгляд. А здесь ты просто расцвел".
– Конечно, я вижу, что вы прямо светитесь от счастья. Наверное, старые мощности поддерживать, это некое уважение к прошлому, но все-таки приятнее въезжать в новую квартиру, чем в бабушкину.
– Да, и въезжать в квартиру, и самому обустраивать по своему вкусу вдвойне приятнее и интереснее.
– Как хорошо вы попали из хрущевки в современный элитный дом.
– Да, так и есть. Прямо как по программе реновации.
– Я посещаю многие судостроительные заводы России, но такого ландшафта пока нигде не видела.
– За ландшафтом мы следим. Есть отдел, который наводит здесь красоту.
– Сюда не стыдно приглашать людей. Как в случае с Патрушевым, к примеру...
– Сюда и самому приятно приходить. Многие сотрудники завода очень это ценят. В обеденный перерыв люди выходят просто для того, чтобы покурить, прогуляться, посидеть на скамейках, отдохнуть.
– И сколько человек следит за ландшафтом?
– Четыре-пять человек достаточно, чтобы поддерживать порядок на территории.
– Когда подлетаешь к Петербургу, ваша верфь с высоты птичьего полета смотрится очень красиво. Об этом все говорят. Нас читают и другие судовладельцы, не только "Норебо", у них есть шанс попасть на верфь со своим заказом?
– Только после того, как мы удовлетворим все потребности Группы компаний "Норебо".
– То есть не скоро?
– Я не стану гадать, скоро или не скоро.
– Но в целом обращаться к вам можно тем, кто планирует обновлять флот?
– Обращаться можно всегда. Я всегда открыт для живого человеческого общения. Но, разумеется, компании холдинга "Норебо" имеют...
– …право первой ночи. Это понятно. Было бы странно, если бы они искали какие-то другие верфи. Для начала нужно отработать все свои заказы... Вот сейчас много заказов "Норебо" находится на "Северной верфи". Есть какие-то планы взаимодействия "Отрадного" с "Северной"?
– Сейчас обсуждается вопрос о будущем этих заказов, но я в этот процесс на данный момент не погружен. Знаю только, что он обсуждается. Делать какие-то прогнозы о том, будет ли в какой-либо форме взаимодействие с "Северной верфью" по поводу этих заказов, я пока не готов. Это лучше непосредственно задать вопрос "Норебо".
– Хорошо. Для ухода за территорией достаточно всего пяти человек. А сколько всего работает на заводе? Для понимания масштаба производства.
– На сегодняшний день чуть более 750. Потребуется еще как минимум 500 основных производственных рабочих. Это как минимум. Ну и соответствующее количество административного персонала.
– В том числе проектировщиков?
– В том-то и дело, что с выделением данной производственной площадки в отдельную верфь часть функций осталась на старой площадке. И на сегодняшний день здесь отсутствует подразделение планирования производства, конструкторское подразделение, ряд других служб. Сейчас в оперативном режиме создаем их заново. Но тем интереснее. Интереснее создавать что-то с нуля, чем ломать что-то старое или перенастраивать. Эта задача достойна всяческого уважения со всех точек зрения.
У меня очень хороший опыт решения подобных задач на Выборгском судостроительном заводе. Где-то на рубеже 2020-2021 года мне удалось привлечь дополнительно порядка 450 квалифицированных рабочих и тем самым в определенной степени закрыть проблему с кадрами. Я планирую повторить опыт с предыдущего места работы.
– Сколько заказов у завода в настоящее время?
– У нас 12 заказов. 10 судов сейчас строятся, и два будут закладываться весной. Из тех десяти восемь заказов – это те суда, которые начали строить еще при предыдущем собственнике. Два заказа размещены от "Норебо". Они на этапе корпусной сборки.
– 12 заказов?! Огласите весь список, пожалуйста!
– Здесь строятся два траулера для компаний "Стрелец" и "Эридан". Строится головной траулер "Андромеда" для рыбовецкой компании "Согра". Все они входят в ГК "Норебо".
Также три траулера для "Мурмансельдь-2" и два краболова для компании "Островной краб".
– Расскажите про проектантов этих судов.
– Проектное обеспечение всех новых заказов осуществляет компания "Наутик Рус". Также и по тем заказам, которые находятся на этапе достройки.
– У вас какие-то суда были заморожены. В каком состоянии сейчас эти проекты?
– Два траулера для "Мурмансельди", которые во втором пролете слева находятся (указывает на элинг, – ред.), они, действительно, заморожены. А во всем остальном стройка идет очень активно.
Могу отметить, что еще с прежних времен остался очень хороший производственный блок. Очень опытные, квалифицированные судостроители. И то, как здесь организованы производственные процессы, заслуживает оценки "великолепно". Замечу, я говорю не про планирование и технологическое обеспечение – этим я как раз сейчас занимаюсь.
– Площадка верфи – не сказать, чтобы обширная территория. Вот по мощностям: насколько завод готов к строительству больших судов?
– Ну вот смотрите. Я много лет проработал на Выборгском судостроительном заводе. Верфь полного цикла. Верфь, которая занимает 44 Га. Верфь которая строит, и последние 10 лет строила достаточно большие корабли. Включая ледоколы, тяжелые ледоколы.
– Ледоколы "Андрей Вилькицкий" и "Александр Санников"...
– Да. Достаточно большие, крупные, тяжелые суда. Могу сказать, что здесь, на судостроительном заводе "Отрадное", на территории, которая в три раза меньше, сосредоточена инфраструктурная мощность, которая не уступает ВСЗ. Для примера. Эллинг состоит из 4 ниток, каждая из которых длинной 150 метров и шириной 26 метров.
Соответственно, это позволяет, условно говоря, строить там суда длинной примерно до 140-145 метров и шириной до 24-25 метров. В целом это соответствует, и даже побольше габаритов, чем мощность ВСЗ. А спускоподъемное устройство обеспечивает спуск на воду судна весом до 3400 тонн. Я вас уверяю, независимо даже от технологии строительства, это более, чем достаточно для технологического спуска на воду для любого судна.
– А акватория позволяет?
– Акватория. У причальной стенки глубина 7,5 метров, что опять же более, чем достаточно для достройки судов. Узким местом остается вывод достроенных судов в Финский залив. Для этой цели в октябре месяце мы начинаем изготавливать универсальный понтон, чтобы можно было безопасно заводить суда с осадкой до 7-8 метров. В эту категорию попадает большинство рыболовецких судов различного назначения.
– На верфи остаются еще какие-то проблемы, которые предстоит решать?
– Есть одна серьезная проблема – это недостаточная длина достроечной набережной. Она сейчас порядка 400 метров. Этого, конечно, мало. Хотелось бы больше. Поэтому в планах есть дальнейшее развитие прилегающих территорий. В первую очередь, если смотреть с Невы, есть планы и по расширению производственной площадки вправо от верфи.
– То есть в планах еще и капитальное строительство?
– Мы сейчас, например, собираемся где-то здесь на территории верфи построить здание, где будут размещаться душевые и раздевалки, потому что, если мы хотим привлечь минимум 500 человек квалифицированных рабочих, то им нужно где-то мыться, переодеваться. Комнаты отдыха опять же. Им нужна инфраструктура. В конце концов нужны рундуки, где инструмент хранить.
– Получается и инструмент дополнительный закупать придется?
– Конечно, инструмент, сварочные аппараты. Но вот для начала нужно здание. Такое, чтобы обеспечить новых рабочих нормальными условиями. Будем его строить в ближайшее время.
– А у достроечной набережной сейчас стоят суда? Их можно увидеть?
– Конечно, пойдемте.
Путь к набережной идет мимо эллинга – здания, в котором строятся суда. Останавливаемся, чтобы поговорить о нем.
– Эллинг будет на зиму как-то закрываться? Ведь там явно дует?
– Дует. Как же без этого? Ну хотя бы мы строим не под открытым небом. И это большой плюс.
– Да уж. Балтийский завод о таком может только мечтать... Кстати, а правильно я предполагаю, что у вас нет никаких взаимосвязей с Минпромторгом? А следовательно, нет проблем с соблюдением положений 719-го постановления? Или есть?
– На данный момент нет. Все суда которые сейчас здесь строятся, как и те, что строит "Северная верфь" для "Норебо", – все они строятся по первой волне инвестиционных квот, без 719 постановления. А то что будет в дальнейшем, будем смотреть в дальнейшем.
Возвращаясь к судам. Вот в эллинге ярусоловы для АО "Ямсы". Их начали строить всего лишь в конце 2022 года. Видите? Чуть больше, чем за пол года они уже такие. Очень неплохая динамика. И качество работы очень хорошее. На этом производстве довольно низкий объем правки, а это говорит об уровне квалификации и организации работ на производстве.
– Получается, что эти ярусоловы полностью детища судостроительного завода "Отрадное"? Полного цикла?
– Именно. А вот эти два судна, те самые, которые заморожены.
– Они заморожены качественно, то есть в любой момент можно вернуться к работе? То есть консервация.
– Я надеюсь, что...
– ...вскрытие покажет?
– Нет-нет! Законсервиравано как надо. Надеюсь, что до конца года подвижки в этом вопросе будут.
– Судовладелец кто?
– На данный момент "Мурмансельдь-2".
– А они будут как-то продавать, делить? Ведь там фигугруют квоты, что усложняет...
– Конечно, здесь процедура развода очень сложная. Поэтому только когда развод между "Норебо" и "Мурмансельдью" полностью завершится, тогда все и встанет на свои места. Они остались здесь, потому что по наследству перешли от предыдущего собственника к новому.
А вон те крайние – два краболова для "Островного краба". Их мы сдаем в сентябре следующего года. На них работа идет очень активно.
– Из планов вы уже рассказали про понтон, про развитие достроечной набережной, здание для рабочих. Нам мало! Какие еще основные задачи предстоит решать?
– Мои основные задачи как директора или как завода?
– Или вообще на вечер. Как директора в первую очередь.
– Мои основные задачи. А: сформировать систему технологического сопровождения производства. Б: сформировать и обеспечить внедрение системы планирования производственных процессов. И третье: создать и обеспечить функционирование системы внутреннего бюджетирования верфи. Это самые первоочередные мои задачи на данный момент с точки зрения управления аппаратом верфи.
Теперь что касается задач перед заводом в целом. Сентябрь месяц: подписание приемного акта на траулер "Орион", который уже сегодня вечером уходит на ходовые испытания. Так вот сдача "Ориона" и "Андромеды" до конца года.
Далее, в следующем году, сдача двух краболовов. Возможно, сдача второго траулера для "Мурмансельди". Он тоже сейчас уже стоит на достроечной набережной. И сдача второго траулера для "Согры" – "Лев", это систершип "Ориона". То есть на следующий год у нас запланирована сдача минимум трех, максимум четырех судов. На этот год двух.
– Если заговорили о сдачах судов, самое время рассказать про ваше спусковое устройство, про тележки.
(У наклонного стаппеля)
– Вот у этой телеги грузоподъёмность 3400 тонн. Она туда съезжает и таким образом происходит спуск. Сейчас там стоит "Андромеда", готовится к выходу на ходовые испытания.
– Значит тележка принимает 3400 тонн. А в каком состоянии "Андромеду", по насыщению, может принять эта тележка? Желательно же максимально все в цеху установить? Где-то на 60-70%...
– Ну "Андромеду" на эту тележку уже не затащить. Но в том виде, в котором здесь корпуса судов спускаются на воду, с установленным крупногабаритным оборудованием, грузоподъемности ее хватает, чтобы спустить все, что угодно.
По пути Виктория Корабеловна обращает внимание Александра на место, где на старой верфи проходили торжественные церемонии.
– А вот это все для мероприятий оставите или что-то новенькое придумаете? Раньше у них, когда спуск на воду, здесь была сцена, воздушные шарики... Я вам фотографии пришлю.
– Надо будет подумать. Я только вникаю. У меня пока тут ни одного спуска не было, ни одной церемонии.
– Получается нет и людей, которые все это проводили. Они все там остались... Вот именно здесь, когда проходит спуск судна, все участники мероприятия находятся. И дают нам интервью. Место, где мы с вами сейчас идем, это даже не достроечная набережная, это часть спуска?...
– Виктория, это автомобильная дорога. Вдоль спускового устройства. Вдоль наклонного стапеля.
– Ну а сказать, что у вас есть док, получается нельзя?
– Нет, это не док. Это именно спускоподъемное устройство. Наклонный стапель.
– Хорошо. Он прямо такой современный. Да у вас и там зелень!
– Ну конечно, а как же без этого!
– Ну уж где-где, а уж там-то можно было и не стричь траву... Казалось бы, мелочи такие...
– С мелочей все и начинается. А по мелочам набирается... Не хватает здесь складов, не хватает длины причальной стенки... Я приступаю, буду строить здание отдельное, для комплекса раздевалок и душевых. Нынешних 500 человек, плюс если еще 500 человек сюда привезти, – людям нужно переодеться, помыться, поесть. Столовую надо расширять. Много структурных вопросов.
– Кстати о столовой. К сожалению, когда приезжаешь на заводы, часто узнаешь, что столовой нет. Даже есть заводы, где для этого есть помещение, но нет самой столовой...
– Мы не из таких. У нас современная столовая. Готовятся комплексные обеды. Для работников они продаются по льготной цене. Столовая здесь очень неплохая. Не хуже, чем на Выборгском судостроительном, не хуже, чем на прочих верфях.
– И почем кормят?
– Комплексный обед у нас 164 рубля.
– Вы пока выигрываете!
– Ну это в основном для рабочих. А если это не комплексный обед, а что-нибудь из области "высокой кухни", тогда это стоит в районе рублей 300.
– Что еще делается для рабочих? Смотрю тут у вас парковка покруче, чем на Выборгском...
– Покруче, да.
– А для "безлошадных" сотрудников есть автобусы?
– У нас четыре автобуса для развозки сотрудников. Два автобуса в сторону Шлиссельбурга и два – до Рыбацкого.
– А рабочий день со скольки до скольки?
– Рабочий день официально с восьми. Ну я, например, всегда приезжаю где-то к семи, семи-тридцати. И уезжаю где-то в этом диапазоне.
– А живете вы сейчас в Петербурге?
– На Петроградке, где всегда и жил. Очень удобно. Я за 50 минут добираюсь сюда.
– Много времени работе отдаете, но оно и понятно: верфь у вас огонь!
– Да. Здесь верфь изумительно сделана.
– Получается вы отхватили самую новую, самую современную верфь. Это мечта!
– Да. Она технологичная, эта верфь. А то, что здесь чего-то не хватает, ну так везде чего-то не хватает. Вот в Выборге, например, не хватало гораздо большего, и все равно же строили суда. А уж здесь просто сам бог велел.
Тем временем собеседники достигли набережной, где достраивается "Андромеда" и готовится отдать швартовы "Орион".
– И переходим к самому приятному, что есть на заводе, это готовые суда. Вот это и есть "Андромеда"?
– Головной траулер "Андромеда". Заказ 410. Для рыболовецкой компании "Согра". Выходит на ходовые испытания он в октябре этого года. Передача заказчику тоже до конца октября 2023 года.
– То есть его готовность 98%.
– Больше – 99 %.
– Но ведь после ходовых что-то может возникнуть? Это не первые ходовые?
– Первые.
– А как вы оцениваете, будет что-то меняться? – до ходовых и после. Сколько будет нареканий, как думаете? Или вы работаете, чтобы не было?
– Какие-то замечания по результатам ходовых испытаний головного судна, они бывают всегда. Без них не обойтись. Но на данный момент я могу сказать, что заказ уже вылизан настолько, что количество таких замечаний, уверен, будет минимальным.
– "Андромеда" по размерам меньше, чем траулер "Баренцево море"?
– Меньше, конечно. 71 метр. "Баренцево море" 86 метров.
– Внешне очень похожи...
– Так траулер он траулер и есть. Просто этот поменьше размером. У него, по-моему, 16 метров ширина и 71 длина, где-то так...
– Оно строится по квотам?
– Да. Строится по квотам.
– На нем уже есть команда сдаточная?
– Разумеется. На заводе есть сдаточный экипаж свой. Называется "Отдел испытаний", который обеспечивает выполнение пусконаладочных работ, а также запуск корабля и проведение ходовых испытаний.
Достроечная набережная визуально не кажется такой уж короткой, на что пенял в начале беседы Соловьев.
– Ого какая у вас набережная! А вы говорите вам мало!
– Мало, мало.
– Туда не одно судно можно поставить на достройку.
– Всего три судна встает. Я уже думал, чтобы лагом их ставить. В Выборге так делал. Там "Пилигрим" так стоит, например. Но это Выборг, там залив. А здесь "Нева" – течение сильное, сносить просто будет.
– А если лаги к нему?
– Не удержит. Потому именно вдоль. Вот этот второй траулер после "Андромеды" – "Кастор"...
– Буквально сейчас прошел буксир. Это ваш? Вообще, вам буксиры достались от старого собственника?
– В том и беда, что нет. Это тоже проблема, буксиров нет ни одного. Сейчас проблемно арендовать буксиры. В Петербурге есть нехватка буксиров.
– Но их же строили в больших количествах...
– Да, но только для Военно-Морского флота.
– В Петербурге же есть по даменовскому (Damen, – ред.) проекту много буксиров.
– Так кажется, что много. Не хватает их.
– Надо издать клич! Даешь буксиры верфям!
– Я уже бог знает где только не издавал этот клич.
– А вам на долгую работу или периодическую? Ведь явно загрузка будет не 100%-ная.
– Если говорить об этом, то я хочу купить один-два буксира. Не новых. Новые они и не нужны, собственно говоря. Один буксир-кантовщик нужен и буксир азимутального типа. А работу я им всегда найду.
– Как у вас здесь здорово все! А вот на 9 мая мы здесь проходили на небольших катерах. Суда на верфи были видны, но почему-то не целиком... или их было меньше весной...
– Это я просто перешвартовку провел.
– Чтобы было видно, что завод работает?
– И для этого тоже... Завершая вопрос инфраструктуры верфи. Обратите внимание, что здесь нет портальных кранов на строящейся набережной. Вместо этого на заводе четыре автокрана. На мой взгляд – очень хорошее решение.
Вот в Выборге 44 гектара. Пока перевезешь с одного конца завода секцию какую-нибудь или блок... Два дня пройдет. А здесь все корпусное производство сосредоточено в эллинге. И там организовано все таким образом, что какие-то внутризаводские перевозки не требуются. А для операций на достроечной набережной хватает автокранов. Если вдруг возникает необходимость что-то более тяжелое погрузить на достроечную набережную, то это уже какая-то уникальная ситуация. Можно заказать автокран тонн на 200. А так, для постоянных операций, 70-тонного крана здесь вполне достаточно.
Наконец дошел черед для осмотра "Ориона".
– Как называется траулер?
– "Орион".
Сотрудники редакции гуляют в основной рабочей зоне рыболовного судна, там куда подается траулер с уловом. Звучат шутки: "Осторожно, не наступите на рыбу!"...
– Получается первое судно завода "Отрадное" вот это?
– Да, именно "Орион".
– Судно огонь! Круто что достроили, очень большие молодцы! А были какие-то сроки по этому судну? Вы уложились или не было сроков?
– Сроки всегда есть. Да, уложились.
– В книжке "75 лет заводу" будет написано "Первое судно верфи "Отрадное"" – "Орион".
– Да. А у меня оно, соответственно, 11-е.
(снова на набережной)
– Александр Сергеевич, мы находимся, так сказать, на кульминации судостроительного процесса. Рядом с судном, которое буквально через пару минут уходит на ходовые испытания. Желаем семь фут под килем! Что можно сказать про эти суда?
– Прекрасные суда. Знаете, любой момент важен на верфи, но самый главный момент для любого судостроителя, это когда судно уходит, выходит совсем. Или на ходовые испытания. В данном случае в первый раз уходит. Вот уже трап сняли даже. Совсем уходит, для того чтобы через буквально пару недель уже быть... какой пару недель, через неделю. В течение этой недели быть переданным заказчику.
– Так быстро?
– Здесь ходовые испытания не как на боевых кораблях.
– А расскажите как заказчик? Счастлив? Ура?
– Надеюсь.
– А где будет плавать? Район плавания?
– Мурманск, по приписке у него Мурманск.
– У вас все в Мурманске, да?
– Не только. На дальний Восток тоже идет. У "Норебо" есть подразделения и на Дальнем востоке, и в северном бассейне.
– И как у "Баренцева моря" на судне есть большая фабрика?
– Да. Не то, чтобы очень большая, но достаточно приличная фабрика.
– На этом судне будет производиться продукция с надписью "Сделано в море"?
– "Сделано в море". Да, совершенно верно.
– Спасибо вам за экскурсию! Мы от себя, как Корабел.ру, желаем вам всего наилучшего! Вы руководите замечательной верфью. Мы желаем, чтобы у вас стало еще лучше на вашей верфи, чтобы успешно наняли новых квалифицированных сотрудников,чтобы получали новые заказы. И рассказывали нам обо всем.
– Согласен, буду рассказывать.