В 2017 году одному из ведущих инжиниринговых предприятий Мурманска, компании "Севгипрорыбфлот", исполняется 60 лет. Несмотря на трудности, банкротство, смену собственника компания продолжает жить, работать, развиваться. Причем работать на частном рынке и с такими специфическими заказчиками, как промысловые компании.
Об успехах компании и о том, с какими итогами "Севгипрорыбфлот" встречает свое 60-летие, "Корабелу" рассказал директор предприятия Василий Шайтанов.
– Василий Дмитриевич, последний раз мы с вами беседовали в феврале 2014 года. Тогда "Севгипрорыбфлот" успешно работал в составе норвежского концерна "Bergen group". Что изменилось с тех пор?
– Концерн "Bergen group" распался в 2015 году. Мажоритарный пакет концерна выкупила одна китайская фирма, видимо, чтобы забрать себе передовые технологии. Наш непосредственный собственник, норвежская верфь "Kimek" в городе Киркенесе, вовремя вышла из концерна "Bergen group". Теперь это самостоятельная фирма, а мы являемся их 100% дочерней фирмой.
|
Василий Шайтанов |
– Как складывается работа с компанией "Kimek"?
– У нас образовался очень хороший тандем. Сама верфь в Киркенесе на 90% загружена российскими заказами, в основном от промысловых компаний. Мы выступаем как инжиниринговый центр для отечественных клиентов, предлагаем различные услуги от написания конвенционной документации до разработки проектов переоборудования. Работы проводит норвежская сторона.
– Какие интересные проекты у вас были, начиная с 2013 года?
– В 2013 году концерн "Bergen group" начал диверсификацию производства. Концерн создал отдельное подразделение, которое занималось общепромышленным оборудованием. Почти сразу же мы получили заказ на проектирование цехов и производственных линий для Национальной угольной компании на месторождении Svea на Шпицбергене.
"Севгипрорыбфлот" сделал 3D-модели и комплект чертежей на цехи, технологические развязки конвейеров – так называемый реинжиниринг. Очень интересная и необычная для нас работа.
Причем, даже продавая наши услуги по завышенной цене, на норвежском рынке мы выглядели очень хорошо.
В 2014 году эти работы должны были продолжиться, но в силу вступили санкционные ограничения. И норвежская сторона отказалась от инженерных услуг российской компании. Это стало серьезным ударом для предприятия, потому что мы допустили огромную ошибку – ориентировались на одного заказчика. Поэтому конец 2014 – начало 2015 года у нас были самыми тяжелыми.
|
Рефрижератор "Беломорье" в Мурманском морском рыбном порту / ОАО "Мурманский морской рыбный порт" |
– После вы снова вернулись к рыболовным компаниям?
– Да, с 2015 года мы вернулись к промысловому флоту. Поначалу разрабатывали различные конвенционные документы, занимались подтверждением мореходных качеств, кренованием, взвешиванием – рядовыми повседневными задачами. В конце 2015 года в "Мурманский траловый флот" и компанию "Карат" пришла серия траулеров проекта FVS-419 типа "Мыс Корсакова". Для нас это был большой заказ по выпуску отчетной, конвенционной документации, также мы провели кренования судов после переоборудования.
Если говорить о последних значимых проектах, то, пожалуй, стоит отметить переоборудование траулера "Арктика", в прошлом - "Капитан Кравченко", для Архангельского тралового флота. Там был большой объем работ. Заказчик менял рыбомучную установку, ГРЩ, главные двигатели, морозильные установки, увеличивал объем первого трюма. В этом году работы по проектам ведет польская верфь Remontowa.
– А с чего началась ваша специализация по написанию планов по управлению балластными водами? Почему вы всегда отдельно позиционируете этот вид работ?
– В 2012 году вступило в силу приложение к МАРПОЛ "Правила предотвращения загрязнения мусором с судов". Я на сайте "Севгипрорыбфлота" написал небольшую статью о том, что мы можем разработать план по управлению мусором, и это привело к поступлению заказов через наш сайт, чего не было до этого. После вступления положений конвенции по контролю балластных вод мы, естественно, проработали прототип плана управления балластными водами.
Поскольку по традиционным видам работ и в нашем родном Мурманске в эксплуатационных отделах судовладельцев есть уже наработанные связи, и с подрядчиками наладились долгие отношения, мы решили попробовать новый источник трафика. Мы у себя на сайте сделали форму, судовладелец мог, заполнив ее, запросить текст конвенции, перечень документов для разработки бесплатно, мы же получили контакты компаний, с которыми не работали ранее. Только пользуясь этой формой, мы получили 23 заявки на разработку документации. Это очень успешный опыт для нас. Следующий шаг в этом направлении – это разработка проектов установки систем очистки балластных вод.
|
Промысел / "Преображенская база тралового флота", ОАО |
– С дальневосточными рыбаками работаете?
– Начали работать совсем недавно. Участвовали в переоборудовании судна проекта "Атлантик-488" "Майронис" в Клайпеде для "Магадантралфлота". Еще было несколько встреч с "Магаданпромфлотом", но пока в конкретные контракты это не вылилось. Как раз Дальний Восток мы стали открывать для себя через планы по операциям с балластными водами. Через общение с главными инженерами, начальниками механико-судовых служб в различных компаниях завязались связи, знакомства. На самом деле были очень удивлены, когда получали ответы, что в том регионе никто такие документы разработать не может.
– Помимо разработки планов по операциям с мусором и балластными водами чем еще занимаетесь?
– Всеми инженерными задачами при покупке, вводе в эксплуатацию, ремонте, модернизации и утилизации флота. Мы разрабатываем все типы конвенционных документов по СОЛАС и МАРПОЛ, бумаги необходимые по НБЖС, всевозможные расписания швартовных, траловых работ и прочую эксплуатационную документацию.
Занимаемся проектами переоборудования судов, в том числе существенными, как с заменой механизмов, систем и агрегатов, так и с изменением корпусных конструкций; занимаемся реклассификацией судов, подтверждаем мореходные качества судна, разрабатываем проекты перегонов и много чего еще. Не так давно получили лицензию на замер остаточных толщин – новое для нас направление.
– Как вы оцениваете состояние рыболовного флота в Мурманске?
– Рыболовный флот, конечно, не молодеет, но даже без нового закона о рыболовстве происходят позитивные изменения. Судовладельцы приобретают суда за рубежом, пусть и б/у, но они и по оснащению, и по возрасту лучше тех же СРТМ или БМРТ. Особо радуют новострои, например траулеры "Таурус" и "Мирах" компаний "Таурус" и "Мурмансельдь-2", судно проекта ST-116 "Печора" СПК РК "Андег". Очень технологичные и удобные для работы суда.
– Каким вы видите "Севгипрорыбфлот" через 3-5 лет, какие новые направления хотите развивать и вообще какие планы на будущее?
– Безусловно, у нас есть масштабные планы развития. Но об этом, пока, рано рассказывать - стараемся двигаться постепенно. Мы создали свой костяк в Мурманске, он может решать определенный набор задач. Сейчас открываем филиал в Архангельске, в его составе правда пока только один инженер-конструктор, но планируем расширить его состав до трех человек. В начале 2017 года получили свидетельство на замер остаточных толщин корпусов судов, аттестовали специалистов. Планируем загрузить свою типографию, печатать знаки IMO. Начинаем небольшой сервис по внедрению малых энергосберегающих мероприятий на судах. А в 2018 году планируем плотно заняться повышением качества выполняемых работ. До этого момента мы развивались количественно, и появление новых процессов, связей и людей в компании в некоторой степени негативно влияет на качество. Обязательно подтянем этот параметр.
– Что для вас значит 60 лет "Севгипрорыбфлоту"?
– Шестьдесят лет – это знаковая дата для "Севгипрорыбфлота". В свое время, когда "Kimek" вышел из состава "Bergen group", нам настойчиво предлагали переименоваться в "Кимек Инжиниринг". Но мы отстояли наше историческое название. Объяснили собственникам, что в свое время "Севгипрорыбфлот" продвигал технический прогресс Советского Союза в области рыбного промысла. Безусловно, многие из тех, что трудились на нашем предприятии, уже преклонного и пенсионного возраста, но они для нас все важны.
Именно эти люди создали базис и научно-технический задел, на котором мы сейчас и трудимся. Отдельно хочу поблагодарить Станислава Григорьевича Карпунина, Михаила Алексеевича Токарева, Светлану Хачатуровну Кондрашову, Валериана Владимировича Мороза и Александра Алексеевича Петрова – без них компания прекратила бы свое существование на рубеже 2007-2009 годов.
Сейчас опасности закрытия, конечно, нет, так что будем развивать отечественную конструкторскую мысль дальше!