"Уникальное судно! В мире таких нет!"
Наша редакция писала большую статью о "Северном полюсе", поэтому подробно на его описании мы останавливаться не будем. Однако важные моменты отразить все-таки следует.
ЛСП "Северный полюс" проекта 00903 - это всесезонная самодвижущаяся платформа с функционалом мощного научно-исследовательского центра, которая не имеет аналогов в мире. Ледостойкая платформа предназначена для круглогодичных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана и должна совершать длительный дрейф продолжительностью не менее одного года вместе с окружающим ее ледяным массивом. Согласно информации от пресс-службы "Адмиралтейских верфей", судно сможет проводить акустические, геологические, геофизические и океанографические наблюдения, двигаться во льдах без помощи ледокола, а также принимать тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17) на борт.
Основные характеристики ЛСП "Северный полюс":
Длина наибольшая | 83,1 м | |
Длина по КВЛ | 76,7 м | |
Ширина наибольшая | 22,5 м | |
Ширина по КВЛ | 21,8 м | |
Высота борта на миделе | 11,4 м | |
Осадка по КВЛ | 8,6 м | |
Водоизмещение | 10 373 т | |
Коэффициент общей полноты | 0,626 | |
Коэффициент полноты площади мидель-шпангоута | 0,889 | |
Коэффициент полноты КВЛ | 0,927 | |
Скорость хода на тихой глубокой воде | 10 узлов | |
Мощность ЭУ | 4200 кВт | |
Экипаж | 14 | |
Научный персонал | 34 | |
Автономность по провизии | 365 | |
Автономность по топливу | 730 | |
Срок службы | 25 лет |
Напомним, что глава Росгидромета, описывая уникальность платформу, сказал, что такого еще никто никогда не строил, потому что раньше в лучшем случае вмораживали ледокол в лед и работали на нем, пока он стоит или дрейфует. А это первая платформа, которая не будет вмерзать. Ее корпус сконструирован так, что лед фактически будет его вытеснять.
Контракт между "Адмиралтейскими верфями" и Росгидрометом на проектирование и строительство ЛСП "Северный полюс" подписан в апреле 2018 года.
Второй праздник за неделю
В церемонии закладки ЛСП на "Адмиралтейских верфях" приняли участие генеральный директор предприятия Александр Бузаков, глава Росгидромета Максим Яковенко, президент ОСК Алексей Рахманов, председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко и председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Юрий Калабин.
Первым к микрофону вышел гендиректор "Адмиралтейских верфей":
"Уважаемые гости и адмиралтейцы! Сегодня на нашем предприятии праздник - мы закладываем ледостойкую платформу "Северный полюс" проекта 00903. На "Адмиралтейских верфях" традиционно строились опытные головные образцы, которым не было аналогов. И этот проект является именно таким. Подобная построенная платформа будет первой во всем мире. Безусловно, строительство такого судна является большим шагом вперед в области освоения Арктики. Адмиралтейцы в течение нескольких лет работали над созданием проекта 00903 совместно с КБ "Вымпел". Это хорошая возможность подтвердить профессионализм нашего коллектива и выполнить контрактные обязательства в сроки. Я поздравляю всех с этим замечательным праздником!"
Затем слово предоставили Максиму Яковенко, который в очередной раз подчеркнул уникальность строящейся платформы:
"Для нас всех сегодня большой праздник! Те планы, о которых мы говорили несколько лет назад, уже реализуются. Я выражаю уверенность, что в ближайшие годы наши коллеги-полярники будут работать в нормальных условиях, не боясь за свою жизнь, на платформе. Проект очень значимый не только для российской, но и для мировой арктической науки. Россия присутствует в Арктике свыше 200 лет. Мы остаемся лидерами по исследованиям в этом регионе. Как только мы заговорили о проекте ЛСП, им тут же заинтересовались коллеги с Дании, Норвегии, Канады, чтобы поучаствовать в экспедициях на "Северном полюсе". На судне будут реализованы новейшие технологии, которые используются впервые в мире. Желаю судостроителям, чтобы они продолжали придумывать и изобретать все новые и новые суда! "Адмиралтейские верфи" - важный партнер для Росгидромета, потому что наше лучшее экспедиционное судно "Академик Трешников" строилось силами адмиралтейцев. Сейчас оно с честью работает в Арктике, отрабатывает научную программу, которая потом будет применяться на ЛСП. У нас далеко идущие планы, нам еще нужны экспедиционные суда в Антарктику, поэтому надеюсь, что предприятие продолжит добрую традицию строительства флота для Росгидромета".
Следующим выступил глава ОСК: "Сегодня мы делаем еще один шаг в направлении диверсификации производства нашей корпорации. Все вы хорошо знаете, что "Адмиралтейские верфи" известны своим военным потенциалом. А сегодня на этих же стапелях строится рыболовецкий флот, платформа "Северный полюс". Это уникальное изделие, которое в корни меняет жизнь полярников. Я абсолютно уверен, что с таким позитивным настроем мы обязательно достигнем выполнения задач, которые перед нами поставил президент России в части достижения 50% гражданской продукции в общем объеме производства".
Юрий Калабин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга / Корабел.ру |
Цепочку выступающих на церемонии замыкал Юрий Калабин. Он подчеркнул, что испытывает особую гордость за то, что за свои три первых месяца вступления в должность председателя комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга он уже третий раз посещает события "Адмиралтейских верфей". Калабин заметил, что закладка ЛСП "Северный полюс" особенно знаменательна, когда в городе проходит форум "Арктика - территория диалога", где участвует руководство нашей страны.
Церемонией закладки руководил главный строитель надводных кораблей и судов предприятия Владимир Надточеев.
Владимир Надточеев, главный строитель надводных кораблей и судов "Адмиралтейских верфей" / Корабел.ру |
А торжественно прикрутить табличку к закладной секции были приглашены глава Росгидромета, генеральный директор "Адмиралтейских верфей", президент и председатель совета директоров ОСК.
2020 - спуск, 2021 - испытания
После торжественной церемонии представителей СМИ пригласили на пресс-подход. Алексей Рахманов заметил, что специализированные суда и уникальные проекты - это то, чем занимается корпорация все свои годы существования. По словам главы ОСК, компания постоянно занимается поиском инноваций и их внедрением в работу. ЛСП "Северный полюс" - это наглядный пример и вызов. Поэтому на реализацию такого проекта были брошены лучшие специалисты корпорации. Рахманов выразил уверенность, что репутация "Адмиралтейских верфей" и выделенный бюджет на строительство платформы создают подходящие условия для сдачи судна в срок.
А Полтавченко заметил, что это совершенно новый шаг в науки по изучению арктических широт. По его словам, подобных работ никто не вел. Кроме того, здесь внедрены уникальные инновационные технологии и решения, которые не применялись до этого судна. Председатель совета директоров ОСК особенно подчеркнул, что это не просто уникальный проект судна, это и новое качество кадров, занимающихся его реализацией, а также исследователи и ученые, которые будут составлять экипаж ЛСП "Северный полюс".
Спуск платформы на воду планируется осуществить в 2020 году, а на испытание судно отправится в 2021-м. Такие сроки обозначил генеральный директор "Адмиралтейских верфей".
Спикеры много раз указывали на уникальность примененного оборудования на платформе, и мы попросили главу Росгидромета рассказать об этом пошире :
"Для того, чтобы хотя бы год работала дрейфующая станция, толщина льдов должна достигать 2,5 метров. Таких льдов в Арктике сейчас нет. Наши попытки запустить СП потерпели крах, мы каждый год спасали наших полярников. В 2015 году была попытка хотя бы полгода продержаться на льдине. Через три месяца была эвакуация специалистов. Толщина льдов 1,1-1,3 метров. Даже сейчас "Академик Трешников" искал льдину для ледового лагеря - их найти невозможно. Поэтому единственный выход - это подобная ледостойкая самодвижущаяся платформа. Вмораживать ее в лед в районе Северного полюса, чтобы дрейфовать и на ней безопасно работать. Климат меняется, поэтому возникла потребность круглогодичного нахождения во льду. На ЛСП будет 15 различных лабораторий, начиная от метеорологических и заканчивая гидрологическими и геофизическими, потому что Росгидромет ведет более 30 наблюдений по всем сферам. Мы даже будем отслеживать трансграничный перенос в российский сектор Арктики и из российского сектора Арктики, поэтому на платформе будут лаборатории по мониторингу сажи в регионе".
Бузаков же заметил, что уникальность ЛСП заключается еще и в характеристиках - необычной форме корпуса и ширине судна, несвойственной подобному ледовому классу. На платформе, по словам генерального директора завода-строителя, будут размещены лаборатории по изучению подводных течений, по изучению воздушной обстановки региона, по изучению движения льдов и их воздействия на промышленные объекты. Последняя наука - малоизученная, и ЛСП позволит такой пробел заполнить. Ледостойкая платформа предусматривает размещение двух вертолетов без постоянного базирования, а также ангар для беспилотников.
По словам Яковенко, интерес к ЛСП со стороны международного научного сообщества огромный. Всемирная метеорологическая организация несколько лет назад определила Россию одним из трех мировых центров в Арктике, поэтому многие ищут пути сотрудничества с нашей страной:
"Специалисты из Дании, Германии, Новергии, Канады, США интересуются реализацией проекта. Все просят места в лабораториях. Уже можно сказать, что сегодня ЛСП "Северный полюс" себя окупила, потому что коллеги предлагают взнос около 90 млн евро на разработку программ по мониторингу Арктики. Одним приглашением из-за рубежа специалистов мы окупаем строительство платформы".
На этом наш цикл материалов об уникальной платформе "Северный полюс" прерывается... до появления свежих новостей с "Адмиралтейских верфей". Так мы проживем с судном всю его жизнь - от резки металла до ухода в Арктику. Или по крайней мере постараемся.
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
Арктика, берегись! Россия строит ледостойкую самодвижущуюся платформу (статья о ЛСП "Северный полюс")
Автоматизация Севера — Росгидромет накануне большого обновления (интервью с главой Росгидромета)
СПГ, ледоколы, Севморпуть... Как выполнить задачу президента? (о планах довести грузооборот по СМП до 80 млн тонн в год)
Головная боль буксировщиков на Севморпути: ни судов, ни условий (интервью с капитаном буксира "Арго")
Севморпуть — как снабжают наши военные базы? (о деятельности компании "Оборонлогистика")
Пальмы и песок Суэц пусть оставляет себе, а частью грузов с СМП придется поделиться (о первом опыте контейнерной перевозки по Севморпути компании Maersk)
Китай рвется в Арктику. Надо пользоваться! (осотрудничестве с Пекином в использовании Севморпути)
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
"Дирижеры" Севера (о круглом столе по развитию Севморпути в ходе форума "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)
Севморпуть: не ждать у моря погоды (о проблемах логистики Северного морского пути)
Тонкая белая линия (о планах по созданию Национальной арктической транспортной линии)