Новости подвижников флота
Новости подвижников флота
Новости Общероссийского Движения Поддержки Флота

ДПФ по всей стране провело мероприятия, посвященные 90-летию Виктора Конецкого

0 277 8 мин
6 июня Виктору Конецкому исполнилось бы 90 лет! Для тех, кто не знает, кто это, можно пояснить, что Виктор Викторович Конецкий - один из лучших отечественных писателей-маринистов двадцатого века. В честь славного юбилея прекрасного писателя-моряка Общероссийское движение поддержки флота в день рождения писателя по всей стране провело торжественные мероприятия.
В Москве, в актовом зале Московской академии водного транспорта шестого июня прошла литературная кают-компания памяти писателя, собравшая более пятисот почитателей его таланта из пятидесяти городов, областей и республик России.

К значимому событию подключилось и Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Заместитель руководителя агентства Александр Пошивай сообщил, что в ведомственных учебных заведениях уже работают именные аудитории отечественного писателя-моряка, романиста и историка Валентина Пикуля, теперь в них появятся и аудитории Виктора Конецкого. В день рождения писателя курсанты возложили цветы к его могиле в Санкт-Петербурге. В национальной библиотеке прошел литературный вечер и концерт памяти Конецкого, а в ближайшее время имя писателя получит и один из колледжей, готовящий моряков.
 
Общероссийское Движение поддержки флота

Александр Пошивай вспомнил, что работал с Виктором Конецким в Балтийском морском пароходстве. Он не был бы руководителем, если бы не упомянул о воспитательной роли книг писателя-мариниста. «Как ни парадоксально звучит, но воспитывая моряков, в том числе и с помощью произведений Виктора Конецкого, повышая их профессиональный уровень, готовность к четкой, совместной работе в самых непростых условиях, мы делаем наш флот более безопасным.

Выступавшие на литературной кают-компании говорили о роли книг Конецкого в своей жизни, о встречах с ним и словно "делили" Конецкого между собой.

Он наш - заявил писатель капитан первого ранга Владимир Шигин - Конецкий девять лет, включая период получения образования, носил военно-морскую форму. Нет, он наш - не согласился Александр Пошивай - десятки лет Виктор Викторович провел на мостике судов Балтийского морского пароходства, пройдя все ступени от четвертого помощника до капитана дпальнего плавания. Да вы что, напомнил заместитель начальника Управления флота Федерального агентства по рыболовству Сергей Пухов - Конецкий в двадцать шесть лет капитаном по Северному морскому пути перегонял из Ленинграда на Дальний Восток малый рыболовный сейнер.
 
Общероссийское Движение поддержки флота


Выяснилось, что почти каждая из семи составляющих флота, входящих в состав ДПФ, вправе предъявить «права» на классика морской литературы.

Он наш - скажут читатели, причем, не только моряки. И будут правы.

Аристократ флотского юмора - еще одна характеристика, данная ему председателем ДПФ капитаном первого ранга запаса Михаилом Ненашевым -  юмора, в котором было много правды, в том числе, честной самокритики и  самоиронии, но не было ни грамма пошлости.

С чего начался путь в море для Конецкого? Когда он увидел шлюпки в канале Новой Голландии у своего дома в Ленинграде? Или с вида боевых кораблей на Неве? Поэтому выбрал военно-морское училище? Скорее всего, в тяжелые послевоенные годы роль сыграло то, что в училище одевали, а главное, кормили.

"Я очень долго не мог наесться", - вспоминал потом блокадный мальчишка Конецкий.

Три года в военно-морском подготовительном училище, четыре – в высшем, два года службы на аварийно-спасательных судах Северного флота. Службы тяжелой, то, что для любого моряка форс-мажор, для спасателя будни. Приходилось идти на весельной шлюпке в шторм к гибнущему судну, подменять, отказавшегося спускаться под воду водолаза. И все это на севере, в ледяной воде.
 
Общероссийское Движение поддержки флота


Когда, оказавшегося в госпитале после одной из спасательных операций, старшего лейтенанта Конецкого списали с плавсостава, он отказался служить на берегу и предпочел уволиться из ВМФ по состоянию здоровья.

Все чаще вспоминал он, как, еще курсантом, в форме с палашом ходил на занятия на филологическом факультете университета. Был среди лучших студентов, пока военнослужащим не запретили одновременно обучаться и в гражданских вузах. Была уже тогда мысль уйти в литературу. В тот момент ему снова предстояло выбрать: или работать на гражданском флоте, или продолжать попытки писать прозу. И здесь он принял верное решение. Остался на флоте и не покинул писательское ремесло. Дослужился до капитана дальнего плавания и подарил нам более пятидесяти замечательных книг, фильмы ставшие классикой.

Отношение к нему братьев по цеху было разным. Как, наверное, всегда к коллегам успешным, много издающимся, имя которых на слуху. "Партком Парткомыч" - иногда называли его за глаза коллеги. Книги, выходившие едва ли не каждый год, фильмы по его сценариям, публикации в журналах. Перечитайте его повести и рассказы, он писал правду тогда, когда многие считали, что это невозможно. Таким он был и в личной жизни. В Париже мог, ни от кого это не скрывая,  встретиться с уехавшим из СССР писателем-фронтовиком Виктором Некрасовым. На встрече ленинградских писателей с членом Политбюро ЦК КПСС Григорием Романовым возмутиться действиями цензуры. Кстати, никто из коллег тогда «Парткома Парткомыча» не поддержал, промолчали, опустив глаза в пол.

А еще он по полгода пропадал в море, хотя давно мог себе позволить бороздить океаны лишь за письменным столом. Причем, капитан Конецкий выбирал не короткие рейсы в Европу, не экзотические страны, а в который раз подряд шел Северным морским путем. За рейсы по нему валюту не платили - существенный фактор для советских времен. В море он ходил до шестидесяти лет.

Заработанные в арктических рейсах и ежедневным литературным трудом деньги исчезли в девяностые, как у всех. Зато остались написанные книги, которые переиздаются и сегодня.

Михаил Ненашев, друживший с Конецким более десяти лет, до самого его ухода в 2002 году, вспомнил, что писатель был очень острым, даже колким в общении. Как и все он ждал перестройку середины восьмидесятых, но, конечно, не думал, что покатившиеся колесом по стране реформы уничтожат многое, что создавалось десятилетиями, в том числе, и его родное Балтийское морское пароходство.

В новые времена он не преуспел на политической ниве, как некоторые его коллеги. Потому, уверен Ненашев, что, как и раньше, как привык на капитанском мостике и при посещении кабинетов минморфлота, говорил и писал то, что думал, не менял взглядов и убеждений.
 
Общероссийское Движение поддержки флота

С трибун наперебой говорили о разоружении и вечной дружбе с Западом, а «этот Конецкий» в каждом интервью считал нужным заявлять, что России нужен сильный военный флот, нужны базы для него за рубежом. Другие вовсю радуются приватизации, а «ретроград Конецкий» не может понять, почему уничтожают и банкротят пароходство, столько лет зарабатывавшее валюту для страны. Он много писал о Севере, значении Северного морского пути, а кто о нем помнил в девяностые годы?

И кто оказался прав?!

Виктор Конецкий часто бывал за границей, не только на заходах в иностранные порты, но и в поездках. Ни строчки восхваления Западом не найдете вы в рассказах о них! Каждое путешествие, в Париж или на Балканы – повод обратиться к истории России. Он был патриотом, не тогда, когда это бывает модно или выгодно. Патриотизм был его естественным состоянием, что видно в каждой написанной им строчке всех его пятидесяти книг.

С Общероссийским Движением поддержки флота он не просто сотрудничал, стоял у его истоков, способствовал его становлению, подписывал письма в высокие инстанции, от которых зависело решение простых, но неизбежных для молодой общественной организации оргвопросов, а затем и сам шел с Движением с сентября 1991 года до конца жизни. Об этом аспекте деятельности Конецкого, кстати, не раз упоминается в последнем дополнительном томе его собрания сочинений «Лети, корабль».

А в 2002 году Движение помогало доставить камень для памятника на его могиле. Сегодня региональное отделение Движения на Ямале вышло с инициативой дать имя Виктора Конецкого одному из новых судов на севере. Ведь есть же имя Валентина Пикуля на достроенном по инициативе ДПФ тральщике?! Пусть вместе бороздят моря "Пикуль" и "Конецкий" - коллеги по перу и товарищи по военно-морскому подготовительному училищу.

Во многом слова выступавших на литературной кают-компании были словно перекличкой. "Невезучий Альфонс", "Фома Фомич в институте красоты", "33 замечания по лопате" - эти заголовки или фразы из произведений Конецкого звучали, как пароль для людей, прочитавших одни и те же книги.

На кают-компании ДПФ органично прозвучали воспоминания о легендарной дискуссии Конецкого с Александром Солженицыным, которого наш маринист уважал и неоднократно защищал от недоброжелателей. Дискуссии, в ходе которой певец сухопутной России – Солженицын, пытался «отвратить» Конецкого от морской и полярной темы, которая по мысли вермонтского мэтра, позволяла писателям прятать за искусственной героикой свое нежелание показывать реальную общественную жизнь страны. Конецкий, как настоящий мореман, и тут показал себя творцом, мировоззренчески гораздо более широким. «Я хотел было обрушить на Вашу "сухопутность" и "приозерность" всех, никак не ближе вещего Олега... И все для того, чтобы доказать, что России одинаково нужны сейчас люди, ощущающие ее землей приозерной, и люди, ощущающие ее землей океанской».  Но, подчеркивает он, «сегодняшнее ощущение России этакой березовой страной, где кудрявые ивы купаются в штилевой воде лесного озера, может завести политическое мировоззрение народа в такие дебри, откуда и на бульдозере не выберешься. Вот это, мне кажется, и есть ответ на Ваш вопрос. Ведь будущее всего человечества — в океанах».        
 
Общероссийское Движение поддержки флота

В этот вечер было много сказано о Конецком, а на самом деле  - об острейшей нужде страны в приходе новых «конецких» на ходовые мостики, палубы и причалы нашего флота, журнально-газетные полосы, страницы книг и телекиноэкраны. Адмиралы, морские офицеры, руководители пароходств, воднотранспортных вузов, федерального агентства, связанные с флотом, много говорили о том, как увековечена память писателя, и что для этого еще будет сделано.

Иногда казалось, что участники кают-компании пытаются достучаться до сидевших в зале курсантов академии. А это непросто, когда в библиотеке МГАВТ оказалось лишь шесть книг «самого морского» писателя.

Зал оживлялся, когда на экране показывали отрывки из фильмов по сценариям Конецкого. "Путь к причалу" и, конечно же, "Полосатый рейс".

И еще об одной теме говорили с трибуны литературной кают-компании, в полном соответствии с морским принципом - в судовом/вахтенном журнале только правда, даже если она неудобна. Как изменился флот по сравнению с годами, когда на мостике стоял Виктор Конецкий? Как изменились сами моряки?

Больше стало эгоизма, часто именно материальные соображения выходят на первый план. Но остался прежним морской труд, соленый, шершавый, опасный и сплачивающий людей особым отношением к долгу и друг к другу. Труд, о котором там много размышлял и написал Виктор Викторович.

Свой путь - связанный с морем - курсанты академии уже выбрали. Теперь им предстоит провести годы в аудитории, со стен которой на них будет смотреть портрет капитана и писателя. Будут поступать абитуриенты в колледж, который получит его имя.

Им еще только предстоит узнать, что на самом деле они выбрали не самый легкий путь в жизни.
Море часто связывают с романтикой. Как правило, те, кто в него никогда не ходил, или провел две недели на круизном лайнере. Месяцы в железной коробке в режиме четыре часа вахты через восемь часов отдыха, нескончаемых дел и однообразных задач, без выходных и праздников, среди одних и тех же людей, с романтикой сочетаются плохо. И об этом сказано в книгах писателя-моряка. Как и о том, что в такой непредсказуемой штуке, как жизнь, нужно порой набраться мужества, чтобы сохранять оптимизм и оставаться человеком.
А что же в итоге?

Но пройденного пути, - как писал Виктор Конецкий, - никто у нас не отберет!
Вот она настоящая, честная, не пафосная романтика служения Родине, делу, дружбе, о которой не говорят, и которой не стыдятся.     

Завершились литературная кают-компания концертом, на котором известные артисты исполнили песни, прошедшие самый жесткий отбор и селекцию - морем и возвращением из него к родному берегу.

Антон Макаров



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025