реклама

Дорогое искушение

2 1018 2 мин
В Санкт-Петербург на этой неделе пришел французский «Мистраль». Это своего рода смотрины — Министерство обороны решительно настроено купить его примерно за $500 млн, а еще три таких же построить на российских верфях. Спору нет, корабль хороший, вот только не вписывается в российскую военную доктрину и размеры армейского бюджета.


Российская армия постепенно отходит от принципа самообеспечения оружием и техникой. Кого-то это пугает, но начальник российского Генштаба Николай Макаров, наоборот, считает, что время сейчас такое: абсолютно все вооружение производить самим на уровне мировых стандартов нельзя, что-то можно и закупать. В этом есть свои резоны.
Российская армия во многом живет на советском багаже, а корабли-авианосцы в СССР умели строить только в украинском Николаеве. «В судостроении мы никогда не имели ничего приличного, — говорит военный эксперт Александр Гольц. — А при покупке “Мистраля” мы получаем абсолютно современный корабль, в решении которого использованы самые последние технологии». И это правда: корабль современный. Весь экипаж 200−мет­рового судна — 160 человек (на меньшем по размерам советском вертолетоносце «Москва» служили 850 моряков). Он может нести на борту до 16 вертолетов, бронетехнику, десантные катера и 450 солдат. Тем не менее, у большинства людей военных необходимость покупки «Мистраля» вызывает ряд сомнений.
Сомнение первое: корабли этого типа состоят на вооружении только во Франции, а тендеры на их поставку в Австралию и Бельгию были проиграны.
Сомнение второе: «Мистраль» создавался под западную военную доктрину, одно из положений которой — присутствовать в отдаленных точках планеты и иметь возможность проводить там десантные операции. Нам «Мистраль» может понадобиться разве что в случае новой войны с Грузией — командующий ВМФ Владимир Высоцкий недавно заявил, что, если бы такой корабль был у российского флота в прошлом году, высадка десанта в Грузии заняла бы не 26 часов, а 40 минут.
Сомнение третье заключается в том, передадут ли нам права на использование французских технологий и постройку трех кораблей на российских верфях. Велик риск повторения истории с Оpel, когда продать хотели, а технологиями делиться — нет. Тем более что Франция — член НАТО. «Независимое военное обозрение» приводит причину, по которой сорвалась поставка «Мистралей» в Австралию: дело как раз в том, что французы не захотели передавать производство на австралийские верфи.
Сомнение четвертое — деньги. Флот из четырех «Мистралей» обойдется никак не меньше $2 млрд. Это больше годового бюджета ВМФ России. При этом мы с трудом находим деньги на строительство похожих кораблей: еще в декабре 2004 года на калининградском заводе «Янтарь» заложили большой десантный корабль «Иван Грен». Его строят уже пять лет и будут строить еще как минимум до 2012 года — из-за нерегулярного финансирования.
Все это наводит на мысль, что прогуляться по четырем палубам «Мистраля» и его командной рубке площадью 850 кв. метров петербуржцам и чиновникам Министерства обороны, конечно, стоит, а вот с покупкой всего этого добра, наверное, можно повременить.
Виктор Дятликович, Михаил Солодовников
Русский репортер



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 01.12.2009, 10:46Если сделка состоится, то это будет означать, что среди главных государственных приоритетов, борьба с коррупцией в России выдвинута на важнейшее  второе место (после самой коррупции).
-0+
#Юрий Сорокин, 02.12.2009, 11:08Строить корабли для ВМФ нужно только самим. Технологии же нам необходимо  как  разрабатывать, так и добывать любыми доступными способами, как это делают все страны при создании передовых образцов военной техники. Везде, у всех  военных все секретно и примененные технологии соответственно. Деньги целесообразно тратить на развитие отечественной науки и техники. Зачем развивать и кормить соседей, тем более, когда речь идет о разработке и производстве оружии. Торг тут не уместен. В противном случае воевать придется палкой против топора.
Свежие новости
Я б полярником пошел, пусть меня научат
12:00 / образование