Почему электродвигатель нуждается в перемотке?
Дело в том, что при эксплуатации электродвигателей со временем постепенно разрушается изоляция обмоток в результате ее нагрева, центробежных сил при вращении, воздействия механических усилий от вибрации, динамических сил при пусках и переходных процессах, влияния влаги и агрессивных сред, загрязнения различной пылью.
Главной причиной выхода из строя изоляции электродвигателей низкого напряжения являются температурные воздействия. При температурном расширении изоляционных материалов ослабляется их структура, возникают внутренние механические напряжения. Тепловое старение изоляции делает ее уязвимой для механических воздействий.
При потере механической прочности и эластичности изоляция не способна противостоять обычным условиям вибрации или ударам, проникновению влаги и неодинаковым тепловым расширениям меди, стали и изоляционных материалов.
Усадка изоляции от воздействия теплоты приводит к ослаблению креплений катушек, клиньев, пазовых прокладок и других крепежных конструкционных деталей, что способствует повреждению обмотки при относительно слабых механических воздействиях.
В начальный период эксплуатации пропиточный лак хорошо цементирует обмотку, но вследствие теплового старения лака цементация ухудшается и действие вибрации становится более ощутимым.
В процессе эксплуатации обмотка может загрязняться пылью из окружающего воздуха, маслом из подшипников, угольной пылью при работе щеток. В рабочих помещениях металлургических и угольных предприятий, прокатных, коксовых и других цехов пыль настолько мелка и легка, что проникает внутрь машины, в такие места, куда попадание ее, казалось бы, невозможно. Она образует проводящие мостики, которые могут вызвать перекрытие или пробой на корпус.
Текущий ремонт обмоток электродвигателей
Наружную поверхность машины и доступные внутренние части в процессе технического обслуживания очищают от пыли. При текущем ремонте обмоток электродвигатель разбирают. Обмотки осматривают, продувают сухим сжатым воздухом и при необходимости протирают салфетками, смоченными в бензине. При осмотре проверяют надежность крепления лобовых частей, клиньев и бандажей. Устраняют обнаруженные неисправности. Ослабленные или оборванные бандажи на лобовых частях статорных обмоток из круглого провода срезают и заменяют их новыми из стеклянных или лавсановых шнуров или лент.
Если покрытие обмотки электродвигателя находится в неудовлетворительном состоянии, то обмотку сушат и покрывают слоем эмали. Качество проведенного ремонта проверяют замером сопротивления изоляции до и после ремонта.
Короткозамкнутые обмотки асинхронных электродвигателей при текущем ремонте, как правило, не ремонтируют, а только осматривают. А при обнаружении неисправностей роторы отправляют в капитальный ремонт.
Если электродвигатель неисправен, то производится перемотка статорной или роторной обмотки (выемка старой обмотки и изоляции; подбор или расчет данных по обмотке; намотка и укладка катушек обмотки; соединение катушек в схему пайкой или сваркой). Далее, после перемотки, двигатель припитывают и сушат в печи. После чего производят его сборку, проверку и испытания.