- Много зависит от того, куда тебе нужно добраться, - сказал Кот.
- Мне, в общем, все равно куда… - начала было Алиса.
- В таком случае, прервал ее Кот, все равно какой дорогой идти.
- Но куда-нибудь я все-таки хотела бы добраться, - пояснила Алиса.
в конце концов куда-нибудь да придешь.
(Льюис Кэрролл. “Приключения Алисы в Стране Чудес”).
— У нас, — сказала Алиса, с трудом переводя дух, — когда долго бежишь со всех ног, непременно попадешь в другое место.
— Какая медлительная страна! — сказала Королева. — Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!
Этот проницательный литературный диалог емко описывает суть развития российской экономики, и особенно — инновационной ее части.
Нынешняя промышленная и инновационная политика не прозрачнее диалога с Чеширским котом, как, впрочем, и окружающая экономическая среда. Слова же Королевы – отличная рекомендация для предприятий. «Бежать вдвое быстрее»,- чтобы выжить в нынешней экономической среде. Морская отрасль – не исключение. Некоторые продвинутые руководители уже освоили новую тактику.
Судостроение как система «сгорело» как леса в летних пожарах; заметили это, правда, пока только сами корабелы. Престиж страны как морской Державы тоже рассеялся словно дым. Стерты с лица земли целые пароходства, исчезли когда-то лучшие в стране НИИ. Да и те, кто выжил, жалуются на падение спроса - исчезли заказчики. ВУЗы, предназначенные их заменить, перестроили согласно Болонскому процессу. Однако нет никакой уверенности в эффективности этих перемен; похоже, что мы променяли шило на мыло.
В дискуссиях на сайте «Корабел.ру» часто говорят о необходимости усовершенствовать управление предприятиями с учетом специфики кораблестроения. Узким звеном чаще всего называют внутризаводскую логистику, «альфу и омегу» организации и даже в чем-то экономики. Раньше мы взахлеб читали рассказы экономиста В.И. Терещенко о его работе в Америке, вспоминали проверенные варианты, опробованные еще Петром I — обучение на лучших иностранных верфях, голландских, «англицких» или даже китайских. Вот только результат обучения богатеньких сынков за границей мы тоже знаем. В условиях коррупции и повсеместной семейственности (заметьте, не рабочих династий) это далеко не лучший выход.
Также хочу отметить, что любые попытки улучшения уже имеющегося — это «догоняющая» экономика. Хоть я и не предлагаю окончательно отказаться от этого пути, но модернизация и инновации должны осуществляться одновременно. Тот, кто предпочитает «догонять», видимо, надеется, что «заграница нам поможет». Покажут, проведут по территории, разрешат поработать. Зря. Там основной потенциал - люди и знания, интеллектуальная собственность - строго оберегается. Если мы хотим стать конкурентоспособными, мы должны делать рывок, отталкиваясь от уже имеющегося опыта, внедряя инновации, но не оглядываясь на чужие «огороды».
Судостроительную промышленность, несмотря на ее технологичность, пока, мягко говоря, никак нельзя отнести к лидеру в организации производства. Тем не менее, существует универсальный инструментарий общего и стратегического менеджмента, который, со специфическими дополнениями, можно было бы эффективно применить.
Я вижу корень проблемы, отчасти, в нашей системе образования и переподготовки кадров, в отрасли почти уничтоженной: и учить некому и негде, все распродали за неэффективностью. В наших вузах много умных людей, но, увы, мало новых знаний, за которыми приходят студенты. Мы много говорим об инновациях и забываем о том, что должна быть среда, где эти инновации рождаются - ВУЗы и научные учреждения, и потребители инноваций – бизнес, те же судостроительные предприятия.
Неспроста Министерство образования и науки РФ стало раздавать статус исследовательских университетов, пытаясь их стимулировать. Если говорить о НИИ, да и о ВУЗах тоже, то важны оценка, защита и коммерциализация знаний. Все это можно объединить в одно слово - продвижение. Кстати, инновационный центр «Сколково» ради таких целей и задуман. Другое дело - как это воплощают в жизнь.
Считаю, что в самое ближайшее время необходимо заняться повышением квалификации и переподготовкой кадров. Существуют программы MBA (Мастер делового администрирования), а далее EMBA, DBA. Созданы учебные базы при региональных вузах, не говоря уж о столичных, но в профильных «морских» – пока прецедентов нет. Достаточно будет хотя бы одной школы при ВУЗе - но качественной и заточенной на морскую отрасль с упором на инновационный менеджмент. Если не копировать западные программы, а творчески их доработать, то толк из этого может получиться большой.
Уже есть отдельные примеры, когда руководители имеют степень MBA. Думаю, что этот фактор должен стать решающий для преподавательского ядра Высшей морской школы управления при одном из профильных ВУЗов страны.
Почему я в этом уверен? Потому что сам лично занимался этой проблемой. Мои предложения по созданию Высшей морской школы управления в стране опубликованы в материалах IV Международной конференции «Стратегия качества в промышленности и образовании» (30 мая — 6 июня 2008 г., Варна, Болгария). Это лишь средство возрождения отрасли на новом качественном уровне, но самое-то главное – развитие самой морской отрасли. Не сочтите за саморекламу, она мне ни к чему. Тем не менее, сообщу читателям, что моя концепция была одобрена и опубликована в МГУ им. М.В. Ломоносова, РАН.
Морская отрасль, действительно, является одной из важнейших. Теория теорией, но это все надо подкрепить практически. Однако знаменитый австрийский физик Людвиг Больцман сказал «Нет ничего практичней, чем хорошая теория».
Если будут встречные предложения со стороны профильных ВУЗов и руководства профильных федеральных агентств и ведомств, давайте вместе это обсудим.
Как здесь не вспомнить призыв Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского: «Купно воедино». Думаю, у нас все получится. Не просто «так хочется» - иначе, наверное, нельзя.
Михаил Коновалов