Материал выполнен на основе интервью, опубликованном в "Крыловском вестнике" - корпоративном издании ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ) -под заголовком "Корабельная нумерология, или Эксклюзивное право давать номера".
Про право КГНЦ присваивать военным кораблям номера
По решению департамента судостроительной промышленности Министерства промышленности РФ от 8.01.1992 г. присвоение номеров проектам кораблей, судов и плавсредств и ведение журнала было возложено на институт.
Про смену номеров другими конструкторскими бюро
Значительной проблемой является то, что бюро-проектанты иногда дают сами номера проектам кораблей и судов, строительство которых в дальнейшем осуществляется.
Про причины смены номеров другими КБ
Причины всего две: незнание установленного порядка или нежелание его соблюдать.
Про злостных нарушителей
Первая категория – это различные мелкие дизайн-бюро и КБ. Во вторую группу попадает ряд крупных бюро-проектантов, которые предпочитают при модификации базовых проектов добавлять им литеру (955А, 885М, 956Э, 956ЭМ, 11661К и т. д).
Про последствия децентрализации присвоеных номерой
"децентрализованный" номер, присвоенный сторонней организацией, считается недействительным и попрежнему вакантным для присвоения его в установленном порядке.
Про процедуру легального присвоения нового номера
Процедура относительно простая. В адрес КГНЦ поступает письмо от проектанта с просьбой предоставить номер проекту определенного образца военной или гражданской техники, содержащее в том числе краткую характеристику будущего проекта и банковские реквизиты для выставления счета на оплату услуги.
Стоимость услуги и порядок
Стоимость ее составляет 5000 рублей без учета НДС. В свою очередь мы изучаем журнал на предмет свободных числовых сочетаний и присваиваем, в зависимости от характера самого проекта, учетный номер.
Про соблюдение правил и логики
Правил никаких нет и логики тоже, именно это обеспечивает определенный уровень секретности. Единственные условности: – если это катер или плавсредство водоизмещением порожним до 20 тонн, то мы даем номер из первой книги (до 5000); – если это подводная лодка, то мы даем номер из второй книги (от 5000 до 10000).
Про букву "Э" в названиях экспортных проектов
До 1980 года, действительно, экспортным проектам добавляли литеры Э/ЭМ и т. п. Однако после введения порядка присвоения 5?значных номеров букв больше нет.
Про вариации индексов - с точкой и без
Правильно без точек. Хотя "Рубин" иногда ставит их своим проектам. Например, проект 955.3, который потом трансформировался в 955А, или проект 636.3.
Про смену номера после модернизации
– Базовый проект корабля, судна или плавсредства обозначается пятизначным индексом, оканчивающимся на 0, а всем последующим модификациям присваиваются пятизначные номера с окончанием от 1 до 9.
Про суеверия военных в выборе номеров
Военные моряки вообще не имеют отношения к номерам проектов. Зачастую они могут их даже не знать, в отличие от бортового номера и имени корабля.
Про красивые номера
На самом деле они есть, только в формате 07770, 02220 и т. д. Часть из них уже присвоена, однако до сих пор своего часа ждет номер 06660.
Про необычные истории в присвоениях номеров
К счастью, в этом процессе все строго регламентировано и никаких нештатных ситуаций не возникает.