Вахтенный журнал
Вахтенный журнал
В вахтенном журнале фиксируются основные тезисы российского судостроения и судоходства

Дмитрий Колодяжный: будущее за безэкипажными судами

6 1138 2 мин
Беспилотные суда - ближайшее или далёкое будущее? Об этом расскажет вице-президент по техническому развитию ОСК Дмитрий Колодяжный в записях нашего "Вахтенного журнала".

Материал выполнен на основе интервью изданию "Прайм"

Про замену капитана роботами

Тенденция на сокращение персонала и даже полное "обеспилочивание" едина для всех. Сейчас мы в принципе готовы к созданию судов-беспилотников. 

Про виды судов-беспилотников

Все наши проекты делятся на две большие группы – малоэкипажное (МЭС) и безэкипажное судовождение (БЭС). Мы уже сейчас предлагаем при заказе серии судов в качестве пробы взять одно из них с функциями малоэкипажности, чтобы "пощупать", как это работает. 


Про полную безэкипажность

Полная безэкипажность, безусловно, возможна, за ней будущее, но широкое применение подобных систем требует определенных бюрократических процедур: согласования новых регламентов, выработки правил поведения беспилотников на воде и так далее.

Про разум беспилотных судов

Что делать системе, если она увидела в радиусе своего движения человека в воде или другое судно? Как обходить, на какой дистанции, следует ли остановиться или предпринять что-то еще? Сейчас такие вопросы прорабатывают не только в судостроении.

Про принятие решений безэкипажным судном

БЭС позволяет принимать решения в сложных, нестандартных ситуациях, в нее заложены сценарии поведения, которые позволяют избежать как внешних аварийных ситуаций, так и технических поломок или выхода судна в нестационарные режимы.

Про будущее морских профессий

Если на борту нет людей, это не значит, что люди не управляют судами с берега. У БЭС, конечно, есть "центр управления полетами". Так что морские профессии не уйдут, а трансформируются. 


Про будущее судостроительных технологий

Думаю, в судостроении на смену старым специальностям придут новые. При этом мы чувствуем дефицит специальностей смешанной направленности. Нам нужны технари с пониманием экономики.

Про "печать" судов на принтерах

Мы заканчиваем создание двух установок с разными размерами рабочей зоны, возможностью работать в среде инертных газов, то есть способных выращивать детали из титанового порошка. Помимо прочего, они позволят и восстанавливать детали, которые раньше просто сдали бы в металлолом.

Про новейшие материалы и снижение веса судна

Интересное решение – композиты в виде сотовых конструкций. Они позволяют в разы повысить непотопляемость судна — огромное количество ячеек с воздухом внутри обеспечивают колоссальную плавучесть. Сейчас отрабатываем возможность их применения.
 

Беспилотное судно SeaDrone / "СервисСофт", ИПГ


Про композиты

Из композитов сегодня можно полностью собрать судно, заменить ими металл, дерево. В перспективе в рамках диверсификации рассматриваем полный переход на композитные материалы при строительстве судов небольшого водоизмещения.

Про использование композитов на строящихся лайнерах

В элементах отделки - да.

Про 17 проектов подводных роботов ОСК

Таких проектов гораздо больше. Причем, это как военные роботы или беспилотные аппараты, так и те, что предназначены для выполнения чисто гражданских целей. Например, робот-осмотрщик подводных металлоконструкций буровой платформы.
 

Проект "Пионер М" Kompan Marine / Kompan Marine


Про глайдеры

Глайдеры – это очень интересная тема, но, думаю, в перспективе. Уже есть проект "Корабелки", который мы внимательно изучаем. Есть и собственные наработки.



Комментарии   6.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
15.02.2019, 06:07
Давно уже есть и беспилотные технологии, и применение композитов в них - например, вот проект, в котром мы участвовали https://www.ecagroup.com/media-file/2945-www-janes-com-article-55682-singapore-unveils-venus-16-unmanned-surface-vehicle-from.pdf
Без "бюроктрическхи процедур" и "регламетов"...
 
Ну и сотовые заполнители никогда не обеспечат непотопляемость, т.к. соты замечательно проводят воду в случае повреждения - подтверждено практикой.
-0+
#Морозов Вадим Александрович
15.02.2019, 12:55
Ближайшее время 25-30 лет классических грузовых судов беспилотных не будет ,да можно сделать все на автоматике ,но оборудование слишком сложное и вся эта электроника глючит и выходит из строя, даже новая , путь в упрощении конструкции судов , например сделать электро -движение и питание от каких то новых аккомуляторов с зарядкой от солнечной энергии ,   или от мини атомного реактора с большой выработкой электроэнергии для электродвигателя гребного винта или ВРК . Пока не уйдем  от топлива на основе нефти , беспилотников не будет ,надо системно упрощать суда .
-0+
#Афоничев Игорь Валентинович
15.02.2019, 13:20
Очень интересное направление и конечно же это направление потребует модернизацию существующих судоходных путей, а лучше уже при проектировании новых сверхмагистральных межбассейновых путей закладывать необходимые параметры для последующей эксплуатации безэкипажных  грузовых судов с соответствующими портовыми сооружениями.
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович
18.02.2019, 14:59
беспилотные суда - это прежде всего системы управления движением судна + радионавигация и программирование, где-то в этих областях ОСК преуспело?
-0+
#Морозов Вадим Александрович
18.02.2019, 16:50
Для ОСК в данный момент стоит более понятная  задача ,научиться делать флот (реальный флот)который мог бы рентабельно работать на заказчика  .А беспилотники военные сначала должны на себе отработать , а потом и до гражданского судостроения может дойдут.
-1+
#Кислицин Андрей Владимирович
20.02.2019, 12:09
если все-таки когда-нибудь беспилотник будет готов, на него надо посадить весь топ-менеджмент оск и отправить в кругосветку... судя по качеству продукции ОСК, с концами...
Свежие новости
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты
21:45 / судоходство