Долгие годы он возглавлял компанию ООО "Вяртсиля Восток", российское подразделение известной финской компании "Вяртсиля Корпорэйшн ОY". Для нашего интервью есть важный повод – в этом году Дмитрию Александровичу исполнилось 60 лет.
Это определенный рубеж по всем меркам. Время остановиться, оглянуться, подвести итоги, осмыслить пройденный путь. И если ты достиг всего, чего хотел, то самое время начать что-то новое, открыть следующую страницу в своей жизни.
– Дмитрий Александрович, прежде чем поговорить о дне сегодняшнем, давайте вспомним, как все начиналось. Вы морской человек по призванию?
– Так складывалась моя судьба, что море всегда было где-то рядом, даже если отрасль, где я работал, не всегда была связана с ним напрямую. Всегда каким-то краем оно меня задевало, всегда невдалеке звучал его голос. И начиналось все тоже с моря, поскольку первое свое образование я получил в Новороссийском высшем инженерном морском училище (НВИМУ). В 1983 году, после его окончания, уехал работать в Мурманск в компанию "Севморнефтегеофизразведка" (СМНГР).
Мурманск от Новороссийска, сами понимаете, находится довольно далеко, и это была резкая смена и климата, и образа жизни. Но я никогда не боялся перемен и рискованных шагов – как в жизни, так и в бизнесе.
– Ваша биография это полностью подтверждает, и мы еще вернемся к этой теме. А пока расскажите про Мурманск.
– Я работал на судне. Уже в 25 лет стал старшим помощником капитана на НИС "Профессор Полшков" – тогда это было очень современное научно-исследовательское судно, построенное в Финляндии в 1984 году. Весь этот этап жизни очень памятный, но больше всего мне запомнился наш контрактный рейс на Кубу. Там мы производили сейсморазведочные работы по поиску потенциальных месторождений углеводородов и нашли большие запасы… в районе курорта Варадеро. Казалось бы, место туристическое, вести там разработку, ставить буровые платформы – означало поставить под угрозу весь турбизнес в этом регионе. В то время в начало активных работ вблизи Варадеро мало кто верил. Однако прошли годы, и все стало реальностью. Если вы побываете сегодня на Варадеро, то увидите в море буровые платформы. При этом, сами знаете, курорт не только не потерял своей популярности, а стал еще более известным.
По возвращении в Мурманск появилась возможность, и я перешел работать на буровые суда в компанию "Арктиморнефтегазразведка" (АМНГР). Это был 1986 год.
– Пока все напоминает историю успешного судоводителя, который видит себя на посту капитана. Как произошел этот перелом, переход именно в бизнес?
– Думаю, одна из наиболее важных дат в моей жизни – это 1988 год, когда я поступил во Всесоюзную академию внешней торговли (ВАВТ) в Москве. Это была моя мечта, в исполнение которой, скажу честно, верили немногие.
Оказалось, что все реально, достижимо и исполнимо, когда ставишь себе такую цель. Вуз этот в советские годы считался одним из самых престижных, да и сейчас остается таковым. Учеба на факультете внешних экономических связей открыла новые возможности.
В 1990 – 1991 гг. в составе одной их первых групп принял участие в программе "Le Mastere Franco-Russe de Management International", организованной Высшей коммерческой школой при Торгово-промышленной палате Парижа.
– Это как раз период распада СССР был… Многие тогда стремились при любой возможности уехать в Европу или США, зацепиться там, остаться. Не возникало такого желания?
– У меня получилось ровно наоборот. В 1991 году я вернулся в Мурманск в компанию АМНГР, где работал до поступления в академию, и два года с 1991 до 1993 принимал участие в проекте разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения "Полярная Звезда".
А что такое Штокмановское месторождение, вы представляете сами – до сих пор оно считается одним из крупнейших в мире. Это был масштабный международный проект, в котором в то время принимали участие такие известные иностранные компании, как американская "Коноко", норвежская "Норск Хидро", финская "Метра" и другие.
– Я так понимаю, про финскую компанию "Метра" вы заговорили не случайно. С ней ведь связан очень серьезный поворот вашей судьбы?
– Да, в 1993 году принял предложение возглавить представительство финской компании "Метра" в Санкт-Петербурге. Куда и переехал вместе с семьей. Уже в следующем, 1994 году компания "Метра" сфокусировала свою деятельность на своем основном активе – подразделении, производящем дизельные двигатели. Мне было предложено перейти на работу в компанию "Вяртсиля Дизель", ныне "Вяртсиля Корпорейшн OY". Так началось мое 28-летнее сотрудничество с компанией "Вяртсиля"…
– Фактически вы пришли в совершенно новую для себя отрасль – из нефтяного бизнеса на стык двигателе- и судостроения. Как вам дался этот переход?
– Перемены были разительны, но связаны они были не столько с содержанием самих отраслей, сколько с той должностью, которую я стал занимать.
Долгие годы находился в роли заказчика той или иной продукции, и этот опыт дал мне правильное понимание, что требуется на рынке, а также дополнительные возможности в работе на новом месте уже в качестве поставщика.
Начало 90-х было сложным временем. Компания "Вяртсиля" на отечественном рынке на тот момент в большей степени воспринималась как судостроительная, благодаря долговременному сотрудничеству с СССР именно в этом направлении. Нам пришлось практически с нуля создавать новый облик компании для российских судовладельцев и верфей.
И, как вы знаете, в итоге крупнейшие отечественные судостроительные заводы и верфи стали доверять нам поставку оборудования на свои проекты. Мы заключали контракты с "Адмиралтейскими верфями", Балтийским заводом, "Северной верфью" и многими другими. Мы добились выхода на рынок поставки оборудования для кораблей ВМФ России, а также кораблей других иностранных флотов, которые строились на российских верфях. Удалось продолжить взаимовыгодное сотрудничество с нижегородским заводом "Красное Сормово".
Все это было, конечно, непросто, для достижения поставленных задач требовались новые знания, поэтому следующим моим вызовом стало параллельное обучение в 2001 – 2003 гг. в Стокгольмской школе экономики в России по программе "The International Executive MBA". Полученные знания и накопленный опыт помогли в течение 15 лет возглавлять компанию ООО "Вяртсиля Восток", российское подразделение корпорации "Вяртсиля".
– Судьба наверняка сводила вас со многими интересными людьми…
– Конечно, как в обычной жизни, так и в деловой, успех во многом зависит от тех людей, с кем ты встречался и с кем идешь по жизни. Таких в моей жизни было немало.
Остап Остапович Шеремета – генеральный директор АМНГР, в честь которого названо одно из судов, недавно построенных ПАО "Амурский судостроительный завод". Сергей Никитич Ковалев – главный конструктор ЦКБ МТ "Рубин", с которым мы были в одной рабочей группе по проекту разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в течение почти двух лет. Владимир Леонидович Александров, многие годы возглавлявший "Адмиралтейские верфи".
Я искренне благодарен всем, кто встречался на моем пути, и, конечно, не могу обойти вниманием Wärtsilä’ President and CEO Ole Johansson, который многие годы возглавлял компанию "Вяртсиля".
– Чем планируете заниматься сейчас?
– Годы работы в компании были очень насыщенные и важные. Мне есть чем гордиться, и я надеюсь, что тот фундамент, который мне удалось заложить, выдержит самые крутые бури и кризисы. Впереди у меня новые планы, которые связаны уже, скажем так, с самостоятельным освоением отечественного рынка. Тот опыт и те знания, которые я получил за все эти годы, уверен, будут очень востребованы.
– Расскажите о своей личной жизни вне работы.
– Успешная карьера невозможна без надежного тыла. Таким тылом для меня всегда является моя семья.
Мы с супругой вместе 40 лет, воспитали двух сыновей, и у нас два прекрасных внука. Приятно осознавать, что один из сыновей, Кирилл Фирсов, окончив Государственную морскую академию имени адмирала Макарова, в течение десяти лет работал на разных должностях в ООО "Вяртсиля Восток". В настоящее время он работает в компании "World Service".
– Напоследок скажите нам, какие принципы вы считаете самыми важными для себя?
– Среди принципов и ценностей, обязательных для любого руководителя, назову честность и открытость при работе с заказчиками и партнерами, преданность своей компании, уважение к своим сотрудникам. Важно никогда не уходить от решения поставленных задач, какими бы сложными они ни были. И на самом деле эти правила, я считаю, можно и нужно применять не только в деловой, но и в личной жизни.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |
"Спецкабель" провел первую экскурсию в рамках проекта #ОткройМоспром 17:57 , 20 Ноября 2024 / пресс-релизы |
КЕДР представит новинки своей продукции на форуме-выставке "Российский промышленник" 17:14 , 20 Ноября 2024 / пресс-релизы |
Установлены общие допустимые объемы вылова в Северо-Восточной Атлантике 17:06 , 20 Ноября 2024 / рыболовство |