ДМ-185 – ресурс и запас прочности на уровне современных двигателей

Российское судостроение нуждается в современных отечественных дизелях. Специалисты связывают большие надежды с семейством перспективных двигателей ДМ-185. Их разрабатывает и производит "Уральский дизель-моторный завод" (УДМЗ). Технический директор компании Никита Григорьев ответил на вопросы "Корабел.ру"

– Начнём с главного вопроса: когда судостроители смогут устанавливать на суда ДМ-185?

 

– Линейка двигателей ДМ-185 довольно обширная. В ней представлены рядный 6-цилиндровый двигатель, V-образные 12- и 16-цилиндровые двигатели. В настоящий момент серийно выпускается ДГ с двигателем 6ДМ-185 для маневрового тепловоза, также двигатель 12ДМ-185 для карьерной техники. На финальной стадии испытаний двигатель для магистрального тепловоза на базе 16ДМ-185.

Двигатель 16ДМ-185Т на  испытательном  стенде / Фото: ООО
Двигатель 16ДМ-185Т на испытательном стенде / Фото: ООО "Уральский дизель-моторный завод"

Конечно же, судовая тематика не осталась в стороне, и разработаны ДГ на базе двигателей 6ДМ-185 и 12ДМ-185. Наше семейство двигателей имеет широкий мощностной диапазон от 700 до 3750 кВт, и мы готовы реализовывать новые проекты, чтобы обеспечить сектор современными эффективными высокооборотными двигателями и дизель-генераторами.

 

– Сообщалось о двенадцати модификациях ДМ-185 мощностью от 750 до 3800 кВт и потенциалом модернизации до 6 000 кВт. В зависимости от модификации двигатель должен был иметь от шести до двадцати цилиндров. Какую линейку планируете производить для судовых применений? На каких судах их можно будет устанавливать? 

 

– Как уже говорилось ранее, двигатели ДМ-185 имеют широкую линейку применяемости и обширный диапазон по мощности от 700 до 3750 кВт. В настоящий момент мы изготавливаем 6-, 12- и 16-цилиндровые двигатели, в перспективе производство 20-ти цилиндрового двигателя с мощностью до 4500 кВт. Двигатели ДМ-185 могут быть использованы как в пропульсивных установках в качестве главных двигателей, так и в дизель-генераторных установках. Мы открыты для заказчиков и готовы взаимодействовать для реализации проектов под их требования.

Обозначение

Мощность

номинальная, кВт/л.с.

Номинальная частота вращения, об/минМасса, кгГабаритные размеры: ДхШхВ, мм

Ресурс до капитального ремонта

м/ч

16ДМ-185Т3745/51311800160004705х1450х246270 000
12ДМ-185А1865/25361800115003790х1560х235070 000
12ДМ-185Т1500/20401500115003800х1455х235070 000
6ДМ-185А1200/1632190075003600х1332х205045 000
6ДМ-185Т930/1265162065002620х1332х204075 000

– Когда конструкторы судов смогут получить монтажные чертежи двигателя?  

 

– Здесь всё зависит от требования заказчиков. Двигатель сам по себе существовать не может, и он требует адаптации под каждый конкретный проект. Мы всегда открыты для диалога и готовы обсуждать проекты с заказчиком.

 

– ДМ-185 выделяет высокая удельная мощность, следствием этого часто становится снижение ресурса. Можете сравнить по данному показателю ваш мотор с изделиями основных конкурентов – MTU, Cummins, Caterpillar?

 

– Действительно, применение самых передовых и современных технологий позволило нам спроектировать двигатель с высокой удельной мощностью, при этом получив низкий расход топлива и обеспечив соответствие современным экологическим стандартам. Что касается ресурса, то при разработке конечно же учитывалось, что двигатель должен иметь не просто высокую мощность, но и надёжно при этом работать. Другими словами, ресурс и запас прочности находятся на уровне современных зарубежных аналогов.


– Расход топлива – ещё один важный для судовладельца параметр.

 

– В ДМ-185 применена топливная система Common Rail с возможностью настройки оптимального рабочего процесса. Это обеспечивает одно из главных преимуществ новой линейки высокооборотных двигателей – низкий расход топлива. Отмечу, что в 2023 году специалисты нашего предприятия совместно с нашими партнёрами из Алтайского завода прецизионных изделий разработали отечественную топливную аппаратуру системы Common Rail специально для новой серии. Двигатели семейства ДМ-185 после всех пройденных испытаний показывают экономию топлива по сравнению с зарубежными аналогами со схожими мощностными характеристиками. Для достижения таких показателей дизельный двигатель 12ДМ-185 оснащён современной электронной системой управления и мониторинга, газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

 

– Не меньше, чем надёжность и расход топлива, судовладельцев волнует сервис двигателя. Какой планируется система обслуживания и ремонта судовых ДМ-185? 

 

– Наше предприятие сопровождает технику на всём её жизненном цикле: здесь разрабатывают и изготавливают дизельные двигатели, а также дизель-генераторные установки, а также имеется специальное подразделение по сервисному обслуживанию моторов. Везде, где представлена продукция предприятия, – от Калининграда до Владивостока – находятся наши специалисты, имеющие необходимые компетенции для проведения ремонтных работ, они осуществляют гарантийно-сервисное обслуживание дизельных двигателей.

 

– Как идут работы по созданию линейки газопоршневых двигателей на базе ДМ-185?

 

– Это одна из самых актуальных тем, над которой мы сейчас работаем, будем и дальше развивать это направление. Сейчас мы находимся в начальной стадии разработки двигателя, уже определены его характеристики. Видя интерес со стороны рынка, мы форсируем разработку и изготовление опытного образца. Окончание этого процесса, включая проведение испытаний, запланировано на 2026 год.

 

– 12-цилиндровый ДМ-185 мощностью 2536 л.с. уже несколько лет тестируется на карьерном самосвале БелАЗ-75319, в мае 2023 года объявлено о подписании дорожной карты об установке уральских двигателей на белорусские самосвалы. Когда ДМ-185 должен сменить на конвейере зарубежные моторы?

 

– Производственные мощности нашего предприятия рассчитаны на большой объём выпуска продукции, и, чтобы удовлетворить запросы заказчика, на заводе ведётся непрерывная работа по модернизации оборудования и оптимизации производства. Прямо сейчас строится новый цех под конвейерную линию для выпуска импортозамещённой серии ДМ-185. Мы получили огромный опыт по результатам опытно-промышленной эксплуатации и готовимся к выпуску серийного двигателя.

 

В 2023 году была отгружена первая партия модифицированных двигателей 12ДМ-185 для применения на карьерных самосвалах грузоподъёмностью 240 тонн. После испытаний в реальных условиях эксплуатации стала очевидна потребность в доработке отдельных компонентов для повышения производительности.

 

– Что показал второй этап опытно-промышленной эксплуатации двигателя на карьерном самосвале?

 

– В настоящий момент завершена опытно-промышленная эксплуатация двигателя, а это более 7500 м/ч в условиях реальной работы карьерного самосвала. Конечно, это колоссальный опыт, и наши специалисты получили большой объём информации. После завершения второго этапа испытаний мы получили обратную связь от эксплуатирующей организации о том, как работает двигатель на карьерном самосвале в реальных условиях его технологического цикла. Это позволило провести "работу над ошибками": специалисты дивизиона сформировали перечень узлов и деталей, которые модернизируются. Условно модернизацию можно разделить на две части: устранение замечаний, выявленных при опытной эксплуатации, и повышение удобства обслуживания при эксплуатации.

 

Можно отметить, что в условиях реальных испытаний в составе карьерного самосвала двигатель ДМ-185 показал низкий удельный расход топлива, достаточно высокий КТГ, даже несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться. Приходилось оперативно реагировать и тесно сотрудничать с эксплуатирующей организацией. По-другому действительно качественный продукт не сделать.

 

Кроме того, экипаж, который эксплуатировал карьерный самосвал с ДМ-185, высоко оценил виброакустические характеристики: акустический комфорт и вибрации. Это также очень важные показатели, которые напрямую влияют на усталость экипажа и, как следствие, безопасность. Отдельно отметили ещё одно преимущество – высокую приемистость мотора, иными словами то, как двигатель, находящийся под нагрузкой, работая при подъёме, не терял динамику ускорения. Конечно, всё это в сравнении с двигателями лидеров рынка – Cummins и MTU.

 

Резюмируя, мы продолжаем работу по проекту ремоторизации БелАЗа, видим конструктивный настрой белорусских коллег и стремление к созданию качественного и эффективного отечественного двигателя.

 

– Изначально на ДМ-185 устанавливалась отечественная система управления. В конце 2021 года уровень локализации оценивался в 92 %. Какова ситуация сегодня (топливная система, подшипники и т.д.)?

 

– Чтобы приблизиться к 100 % показателю по локализации, была проведена серьёзная работа: за относительно небольшой срок нам удалось спроектировать и внедрить в конструкцию компоненты отечественного производства. По некоторым направлениям мы начали работу заблаговременно, и это позволило нам двигаться дальше.

 

По итогу было предложено и реализовано более 300 технических решений, которые позволяют продолжить работу над развитием современного российского импортонезависимого двигателя новой серии.

 

Таким образом, нам практически полностью удалось переосмыслить дизельный двигатель нового поколения. Отдельно по локализации отмечу, что данная работа реализована при тесном сотрудничестве всех служб завода: были организованы рабочие группы по направлениям, определён перечень необходимых компонентов, проставлены разные группы категорий и закреплены за проектом ответственные лица. Именно работа в группах позволяла принимать оперативные решения, проводить мозговые штурмы для поиска наиболее оптимального, а самое главное правильного решения. В некоторых направлениях нам пришлось усилиться, привлечь институты. Как итог: работа по локализации фактически завершена, сейчас мы имеем на 99 % отечественный двигатель.

 

– Интерес к ДМ-185 возрос за последний год?

 

– Однозначно да. Интерес к новому двигателю был и остаётся на высоком уровне. Как уже сказал ранее, в настоящий момент активно ведутся несколько крупных проектов. Предприятие продолжает сотрудничество с проверенными партнёрами и заключает новые контракты, поэтому можно смело говорить, что с каждым годом интерес к продукции завода в целом и новой линейке ДМ-185 только увеличивается.

 

– Как вы оцениваете экспортный потенциал нового двигателя?

 

– Давать какие-либо оценки пока преждевременно, но, учитывая положительные отзывы на технические характеристики двигателя, ничуть не уступающего зарубежным аналогам, экспортный потенциал очень высок. Несмотря на геополитические изменения мы продолжаем сотрудничество с дружественными странами, принимаем делегации с целью продемонстрировать возможности нового высокооборотного двигателя. Его востребованность покажет время.

Материалы по теме:



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Атомный ледокол "Урал": ледовые проводки на подходе
02:00 / наши репортажи
рекламаПодписка 2025