Санкт-Петербургский Морской технический университет сегодня нарасхват: он занимается не только обучением судостроителей, но и разрабатывает программу инженерных классов, закладывает основы первой в России цифровой верфи, делится опытом использования аддитивных технологий. С ректором Корабелки нам удалось побеседовать в перерыве между открытием реконструированного Конгресс-центра СПбГМТУ и торжественной линейкой по случаю Дня знаний.
Глеб Туричин, ректор СПбГМТУ на презентации программы "Инженерные классы" (на фото третий справа) / Фото: пресс-служба СПбГМТУ |
– Вопрос: как и чем будем строить? Потому что современная проблема флота, это не отсутствие качественных проектов, и даже не сложности с импортозамещением судового оборудования. Проблема отечественного судостроения – это технологический уровень отечественных верфей, соответствующий 1960 году. И решать ее необходимо последовательно, а потом уже думать: что строить?
– Как в этом году в университете прошла приемная кампания?
– Успешно. Как всегда, немного вырос средний балл ЕГЭ поступающих абитуриентов. Большим увеличением бюджетного приема похвастаться не можем, просто потому, что дополнительные места раздали региональным вузам, столичные вузы в этом году получили мало дополнительных мест.
Во время приемной кампании / Фото: пресс-служба СПбГМТУ |
– Морской университет может предложить своим студентам программу технологического предпринимательства. Ибо одной предприимчивости для того, чтобы в условиях нашей экономики что-то самому создать, совершенно недостаточно. Надо учиться и долго работать в этом направлении, и тогда получится. У нас имеется даже бизнес-инкубатор, но надо понимать, что эти истории в основном для айтишников.
– Как посоветуете себя вести первые месяцы обучения тем первокурсникам, которые в школе не хватали звезд с неба в точных дисциплинах?
– У нас ребятам придется учиться. В первую очередь им надо понять: в университете не столько учат, сколько учатся. Мы стараемся, естественно, сориентировать детей. Поскольку вуз у нас компактный, есть возможность работать со студентами индивидуально. Есть корректирующие курсы, но и самим трудиться надо.
– Ходят слухи, что в следующем году правила приема вновь изменят – введут практику дополнительных внутривузовских испытаний. Сегодня их имеют право проводить лишь избранные вузы. Как вы относитесь к этой инициативе?
– К идее дополнительных внутривузовских испытаний отношусь положительно. ЕГЭ вещь формальная, на которую натаскивают. В разных регионах разные результаты ЕГЭ, и кто бы ни утверждал, что все по-честному, верится с большим трудом. Уровни знаний у ребят из разных регионов разные. Поэтому хочется самим проверить желающих поступить в Корабелку.
– В тридцати одной российской школе первого сентября открылись инженерные классы судостроительного профиля…
– Что касается инженерных классов, я могу быть уверен в техническом оснащении пяти школ Санкт-Петербурга и одной в Ленинградской области. В течение полугода будет создана еще одна школа в области и две школы в нашем городе.
В шести упомянутых школах нашего региона учеников отбирали по конкурсу. Был большой отсев, поскольку инженерные классы предлагают за бюджетные средства образование качеством выше, чем в обычной школе. Понятно, что туда пошли только подготовленные дети. Конкурс был четыре человека на место. Обучение в инженерных классах будет отличаться усиленными курсами информатики, математики, физики, причем не словесно, а реально усиленными. Будет проводиться большой объемом лабораторных работ на хорошем, высококачественном оборудовании.
Глеб Туричин во время занятий в рамках программы "Инженерные классы" / Фото: пресс-служба СПбГМТУ |
– Поскольку первые инженерные классы открылись лишь год назад, их ученикам предстоит ещё год обучения в школе. Программа судостроительных классов рассчитана на два года, так что ждем их выпускников в следующем году.
– Инженерные судостроительные классы открывают в регионах, где развито строительство судов. Предполагает ли программа обучения посещение верфей и знакомство с флотом?
– Да, посещение верфей и знакомство с флотом будет происходить. И не только лишь посещение. В каждом регионе реализация программы предполагает трех участников: школу – это, безусловно, главное звено, местный университет и предприятие. Если предприятия ограничатся просто экскурсиями, это будет неправильно. Они должны активно работать с детьми, обучающимися по программе судостроительных инженерных классов.
– У школьников в выпускных классах и так достаточно большая нагрузка. Какие дисциплины пострадают в инженерных классах из-за увеличения часов точных наук и практикумов?
– Относительно большой нагрузки школ могу возразить, она сейчас не является такой уж большой. Ребята вполне могут учиться и больше. Прекрасно помню то время, когда я учился, и какая тогда была нагрузка. Давайте вернем ту нагрузку, и у нас появятся хорошие выпускники.
– Вы сказали, что инженерные классы будут оборудованы "хорошим высококачественным оборудованием". Будет ли оно доступно для более юных школьников? И предполагается ли вовлечение в программу учеников младших классов?
– Техника будет доступна для школьников: в первую половину дня инженерный класс отработает на программу, а затем может стать базой для кружкового движения. Можно приглашать и пятиклассников, ведь многие вещи их заинтересуют. Если в авиационных классах вовлечение в программу учеников младших классов подразумевается, то в судостроительных пока такого нет. Мы формировали планы с точки зрения экономии сил и средств, в том числе, минимизации дополнительного времени, которое будет тратить ребенок. Оптимально, конечно, чтобы оборудованный класс становился базой для кружка судомоделизма, в котором дети с раннего возраста смогут участвовать.
– Проект инженерных классов реализуется в рамках нацпроекта "Наука и университет". Его составной частью является программа "Приоритет-2030" – формирование пула ведущих исследовательских университетов. Корабелка попала в их число и теперь может расходовать на обучение одного студента два миллиона рублей в год? Как это практически скажется на процессе обучения?
– Это не программа "Приоритет-2030" позволяет расходовать два миллиона рублей в год, это дает делать программа "Передовые инженерные школы" (ПИШ). И эти средства можно тратить на обучающегося именно в передовой инженерной школе. В Корабелке в эту программу включено примерно 40 магистров. Поэтому говорить о том, что все наши студенты резко получат образование другого качества – нельзя. Получат только те ребята, которые попадают в ПИШ.
Фото: пресс-служба СПбГМТУ |
– Дело в том, что специализации могут быть любыми, и Корабелка под заказ делает те специализации, на которые есть спрос. Но это должен быть реальный спрос. Допустим, есть реальный и финансово подтвержденный спрос на программу "Аддитивные технологии", которые активно внедряются вузом. Вот под это есть специализация и магистерские места, потому что спрос – реальный. Как только спрос на "Судовые системы" станет реальным, что будет видно по объему денег, тут же возникнет и такая специализация.
– Появится ли возможность увеличить число преподавателей?
– В университете такой возможности не появится. Никто не отменял соотношение – один преподаватель на 11 студентов. Это не будет касаться передовой инженерной школы, там свое финансирование.
– В рамках ПИШ вуз должен содействовать "глубокой модернизации отрасли кораблестроения и масштабирования производства". Масштабирование связано в первую очередь с цифровизацией верфей?
– В научную часть передовых инженерных школ действительно входит довольно много научных проектов, которые осуществляет Корабелка. Это не только цифровизация верфей. Это, в том числе и технологическое перевооружение верфей (технологическое перевооружение Балтзавода), это большой комплекс работ, связанный с судовым оборудованием и с его импортозамещением (в первую очередь для рыболовов). Это и большой комплекс работ по композитному судостроению. Вот что есть в ПИШ с точки зрения науки.
– Летом на ОССЗ залили первую сваю цифровой верфи. Когда на новых мощностях планируется заложить первое судно? И когда начнется обучение персонала?
– Если все пойдет идеально по плану, то через два года можно будет заложить первое судно. Я бы оценивал как более реальный срок – три года. Обучение персонала уже ведется.
Фото: пресс-служба СПбГМТУ |
– Чуть раньше я уже пояснил, что этот проект у нас идет как научный в передовой инженерной школе. Что же касается рекомендаций от отраслевой науки, скажите, ну кому нужна такая наука, которая дает рекомендации? Нужна наука, дающая реальные проекты, а еще лучше – реальное оборудование для рыболовов. Вот тогда это будет качественная наука.
– Сегодня активно говорится о том, что Россия "должна производить замкнутым циклом всю линейку судов"... Насколько это необходимо и возможно?
– Производить замкнутым циклом всю линейку судов – желательно, но пока нереально.
– Готовятся ли какие-то меры по оживлению российского дизелестроения?
– Считаю, что нужно сделать тоже самое, что в свое время сделали с газотурбинным двигателестроением. Необходима интегрированная структура с ресурсами, с людьми, тогда что-то будет. По-другому не получится, уже пробовали.
– Какие программы с участием СПбГМТУ, связанные с судостроением, вы бы выделили?
– Федеральные программы, в которых участвует наш университет, прежде всего, Научный центр мирового уровня "Передовые цифровые технологии", "Приоритет-2030" и ПИШ – так или иначе связаны с судостроением. Самая глобальная программа, конечно, "Приоритет".
Подписаться