Законопроект "О северном завозе" обсуждали на заседании дискуссионного клуба экспертного центра Проектного офиса развития Арктики (ПОРА). В документе закреплено понятие "северный завоз", распределены полномочия между федеральным, региональным и муниципальным уровнем власти. Документ также предусматривает комплексную система управления северным завозом, которая позволит снизить цены по всей цепочке доставки грузов.
Проблемы все равно существуют. Главные вопросы, которые надо решать — развитие транспортно-логистической сети и финансирование новых объектов."Для индивидуальных предпринимателей с их небольшими объемами, которые участвуют в северном завозе, услуги по перевозке грузов в труднодоступные территории осуществляются по остаточному принципу. Для предпринимателей большая проблема найти перевозчика, найти место на пароходе, чтобы туда свой небольшой объем муки загрузить. <…> Мы видим, что в проекте федерального закона "О северном завозе" многие проблемы будут решаться. Например, единый оператор позволит предпринимателю через единую цифровую систему найти место на судне, наиболее оптимальное по цене, по времени, по маршруту. Мы видим в этом преимущество", — сказала Шелюк.
Проблемной для малого и среднего бизнеса также остается высокая стоимость доставки товаров маломерными судами."Те средства, которые планируются в рамках проекта федерального закона, они направлены, в первую очередь, на закупку самого груза. Наверное, наибольшие расходы, которые потребуются, — это строительство причалов, мостов, железных дорог — той самой опорной транспортно-логистической сети. За чей счет это будет осуществляться, наверное, один из главных вопросов", — отметила она.
Функции единого морского оператора северного завоза может выполнять компания "Росатом". Об этом в конце октября заявил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков на заседании комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики в Госдуме. Он также отметил, что законопроект о северном завозе внесут в Госдуму до конца февраля. Северный завоз осуществляется в 25 субъектах России, куда ежегодно завозится 3,2 млн тонн грузов."Предприниматель, осуществляющий доставку муки, зафрахтовать большое судно не может, экономически для него это невыгодно. А доставка маломерными судами в сравнении с морскими грузовыми перевозками — здесь стоимость для предпринимателя такой транспортировки где-то примерно на 40 % выше, чем большими судами. Кроме того, маломерные суда недостаточно приспособлены к грузовым перевозкам из-за отсутствия трюма и грузоподъемного оборудования", — пояснила заместитель министра.