Корреспонденту Корабел.ру удалось пообщаться с генеральным директором компании Tazmar Maritime Андреем Брыновым и узнать подробнее о компании и ее роли в проекте "Генеральная уборка".

— Как давно вы на рынке гидрографических услуг?
— Компания была образована еще в 2014 году в качестве дистрибьютора. Мы поставляли гидрографическое оборудование. Постепенно, сами научились с ним работать и открыли для себя новую нишу — оказание гидрографических услуг, проведение инженерных изысканий.
Нормы, которые сейчас регламентируют технический мониторинг разрабатывались еще в 2000-х годах, а работаем мы по ним до сих пор. Отрасль нуждалась в инновациях, и мы не стали игнорировать эту потребность. Сегодня мы представляем не только гидрографические услуги, но и программное обеспечение GISMA, которое сами и разработали.

— Когда вы стали участниками проекта "Генеральная уборка"?
— Мы вошли в проект в прошлом году. Перед нами встала задача по обследованию акватории и поиску затонувших объектов. По результатам исследования мы составили проектную документацию на судоподъем и приступили к реализации плана. В этом году мы должны вытащить восемь судов в акватории порта Корсаков, в следующем еще восемь и 19 в акватории Северо-Курильска.
— Где покупаете оборудование для проведения работ?
— У нас уже сформирован парк оборудования. Известные западные бренды сейчас недоступны, а парк периодически нуждается в обновлении, поэтому мы рассматриваем аналоги из дружественных стран. Здесь мы исповедуем такой подход: изучаем каждого производителя, посещаем производства, проводим тесты, и только после этого решаем какое оборудование нам подходит.

— Расскажите о процессе судоподъема? На какие этапы вы можете разделить весь процесс?
— Первое что мы делаем — расписываем стадии всего проекта, чтобы в дальнейшем анализировать временные и качественные данные. Далее проводим изыскания, составляем цифровую модель местности, заносим ее в системы анализа и получаем информацию о том, какие действия нужно будет предпринять по организации площадки, по выбору способа подъема, по расположению техники, зонированию территории, куда будет доставляться поднятый со дна объект. Все это рассчитывается с соблюдением экологических и природоохранных норм.

После, когда мы уже получили информационную модель, начинаем проектировать сам судоподъем, который зависит от расположения объекта, удаленности от берега, целостности корпуса. Можно придать объекту плавучесть и отбуксировать его к берегу, можно тащить по дну, а можно распилить его под водой и извлекать по кускам.
— Есть ограничения по подъему судов?
— Наверняка есть, но мы с таким пока не сталкивались. Все задачи, которые перед нам стояли — мы решали. Случаи бывают разные: судно может лежать на боку, носом ориентировано к берегу, оно может быть заилено или практически врасти в грунт. Все это влияет на способ подъема судна.

— Расскажите о вашем программном обеспечении.
— На сегодняшний день автоматизация и цифровизация производственных процессов становится фактором конкурентного преимущества, определяющего, какие компании останутся на рынке и будут успешно работать, а какие, не успев подстроиться под динамично изменяющиеся технологические реалии, уйдут с рынка и уступят место более активным и технологичным конкурентам.
Понимая тенденцию к цифровой трансформации бизнес-процессов в различных областях, компания поставила для себя задачу разработать эффективный инструмент управления и анализа накопленного массива данных.
Так мы пришли к идее о создании собственной среды общих геопространственных данных GISMA. Сегодня эта система позволяет загружать множество различных типов данных, управлять ими, обрабатывать и анализировать пространственную информацию о местоположении инфраструктурных объектов и отображать ее в 2D и 3D формате. С помощью этого мы анализируем данные подводного и воздушного сканирования и составляем план судоподъема.
Мы занимаемся разработкой уже два года, сейчас GISMA уже прошла регистрацию в реестре отечественного ПО. Этот процесс дался нам нелегко, возникали трудности и замечания, но в результате мы закрыли этот вопрос.
Одна из задач которую мы себе поставили — это помощь в осуществлении эксплуатации инфраструктурного объекта и сопровождение его жизненного цикла в цифровой геопространственной среде.

— В каких еще проектах участвуете?
— Проводим работы, связанные со съемкой рельефа дна на трассах Северного морского пути. С этим проектом работаем уже не первый год, в 2022 отсняли около 600 км2. Это один из крупнейших наших проектов. Также работаем с более мелкими заказами.
Иногда такие разовые задачи мне даже интереснее, потому что в них больше научной и разработческой работы. Например, в Новороссийске мы опробовали технологию съемки вертикальных стенок гидротехнического сооружения с помощью многолучевого эхолота, после провели лазерное сканирование надводной части сооружения. Результат, можно сказать, сшили вместе и получили модель целого сооружения длиной в один километр. Это гигантский массив данных: несколько зависших компьютеров.
