Дизель-электроход: вторая жизнь в инновационных проектах

1 2037 1 мин
Дизель-электроход начал использоваться в судостроении сравнительно давно, однако не получил широкого применения из-за больших потерь энергии во время ее превращения из механической в электрическую и обратно. Что считается также накладным с финансовой точки зрения. Среди известных на данный момент дизель-электроходов, в основном, пассажирские лайнеры и некоторые вспомогательные суда.
Что ж, может ли такая силовая установка иметь достойное будущее? Все ли так безнадежно?

Таким вопросом задались специалисты компании "РУССКАЯ ВЕРФЬ" совместно с партнерской проектно-конструкторской организацией. Проведя тщательный анализ достоинств и недостатков такой силовой установки, пришли к выводу, что дизель - электроход может быть размещен даже на самых современных судах.

С основными достоинствами электроходов знаком почти каждый проектировщик, судостроитель, да и просто механик:
  • тонкая регулировка оборотов гребного винта (маневренность);
  • оптимальное размещение СЭУ на судне;
  • лучшая управляемость;
  • низкий уровень шума и вибрации.

Так что, не требуется более детальное их рассмотрение.

Иначе обстоят дела с недостатками. И сразу же обратимся ко всем известному нареканию – низкий КПД передачи (около 80-85%).

Здесь стоит признать, что данная особенность имеет место и при применении современного оборудования. Попытки в советское время использовать сверхпроводники остались лишь попытками, или не получили особенного распространения, поэтому потери при преобразовании энергии остались прежними – 80-85%. Существуют, однако, решения по их снижению: применение вентильных электродвигателей, различных типов проводников и т.п. – все это может быть возможно в будущем. А на данный момент можно немного снизить потери за счёт применения двигателей переменного тока и частотных преобразователей.

Вот еще один недостаток - высокая стоимость оборудования.

Сегодня это не столь очевидно. Электродвигатели сильно подешевели, т.к. выпускаются огромными сериями. Сильно подешевела силовая и несиловая электроника, и, как следствие, мы можем получить недорогие системы управления оборотами и щиты гораздо меньшего размера.

И последнее - повышенные требования к персоналу по обслуживанию и дорогой ремонт. Тут всё поменялось коренным образом с советских времен. Современные дизели и дизель-генераторы практически не подлежат ремонту силами команды, т.к. сильно насыщенны электронными компонентами, а, следовательно, особой разницы в стоимости ремонта нет, ведь в дизель-генераторах чаще ломаются именно дизели. Отсутствие "рваного" ритма работы дизеля в дизель-генераторе значительно повышает его ресурс.

А в случае применения турбин, которые сложно использовать в классической пропульсии, но легко вписать в электросхему, классика сильно проигрывает.

Таким образом, сегодня мы уже можем однозначно говорить о том, что дизель-электрическая схема обретает второе дыхание.

Недаром ООО "РУССКАЯ ВЕРФЬ" в своем проекте буксира "Витязь 01" использовала усовершенствованный вариант дизель-электрохода в качестве силовой энергетической установки. 
"Евробласт", ООО Санкт-Петербург
+7(812)382-00-33



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
04.08.2015, 10:44
В статье сглажены моменты связанные с электропередачей и акцентировано на недостатках дизелей с прямой передачей на винт. Указанные недостатки последнего можно значительно уменьшить применением ВРШ. Ремонтируй, не ремонтируй на судне, электромехаников надо иметь. А потом никто не отрицает электропередачу на ледоколах мощностью более 30 МВт. В целом анализ, видимо, сделан не достаточно квалифицировано, есть не учтённые моменты, а, главное,  не определены типы судов, на которых целесообразно применять злектропередачу.
Свежие новости
Оборудование "МКС" адаптируется под локальные условия конкретного бассейна
14:55 , 08 Марта 2025 / пресс-релизы