Дизайнер в судостроении

3 2746 4 мин
О неразрывной связи внешнего вида судна с его технологичностью повествуют генеральный директор КБ "Си Тех" Петр Ежов и Альберт Назаров - руководитель бюро "Альбатрос".
Дизайн судна - это не просто плавные изящные обводы, глянцевый корпус и причудливой формы нос для привлечения внимания. Эстектика может идти плечом к плечу с технологичностью и повышенной эффективностью. С коллегами из ведущих проектно-конструкторских бюро мы решили раскрыть эту мысль и рассказать, чем отличаются дизайн-бюро от КБ, какие рабочие моменты может улучшить детальная проработка внешнего облика судна и какие черты могут быть присущи в этом направлении отечественному судостроению. 

Так мы начинаем совместный цикл материалов о дизайнерском деле при строительстве судов. 

 
От редакции

Глобальная конкуренция заставляет делать продукцию все более привлекательной. Не обошел этот процесс и судостроение. Для заказчиков яхт стало нормой идти в морское дизайн-ателье, а уже затем, рука об руку с главным дизайнером – выбирать КБ и верфь. 

Не только в яхтенном, но и в коммерческом судостроении все чаще и чаще к разработке проектов привлекаются промышленные дизайнеры, дизайнеры по интерьерам, морские дизайнеры.

Эстетическое восприятие человека субъективно, и для понимания предпочтений порой готовится набор эскизов в разной стилистике. Построение силуэта судна может выполняться несколькими способами. Однако, как и в автомобилестроении, в дизайне судов чаще используется метод фокусных точек.
Стайлинг / "Си Тех", ГК

За годы развития профессии задача морского дизайнера существенно изменилась, теперь его обязанность не просто навести лоск на внешний вид судна (styling), но и полноценно участвовать в создании концепции нового судна с учетом технических, технологических и регуляторных ограничений. Сегодняшний морской дизайн четко обозначил переход от "рисования" внешнего вида к концептуальному проектированию.

Все больше ведущих верфей и КБ имеют сильные отделы дизайна или сотрудничают с морскими дизайн-студиями на постоянной основе.

Объем работы морского дизайнера и команды приближается к объему работы архитектора, когда необходимо кроме эстетики и эргономики работать над планировкой, учитывать требования прочности и остойчивости, не забывать про "Правила". По сути, подобные команды специалистов превращаются в отделы перспективного проектирования. 

Первые эскизы чаще всего рождаются прямо на встрече с клиентом, далее выполняется параметрический анализ, определяются составляющие водоизмещения, оценивается потребная мощность. Без подобного анализа все эскизы и трехмерки – это пустая трата времени. Функциональность, безопасность и реализуемость должны оцениваться, начиная с первых набросков нового судна. Именно по этой причине в интернете полно красивых концептов яхт и прочих судов, но у большинства из них нет шансов когда-либо стать реализованными.
 
Патрульный катер SB70 21 / "Альбатрос Марин Дизайн", Ltd

Привлекательный, а порой и необычный внешний вид у грамотного морского дизайнера увязан со шпацией, противопожарными и водонепроницаемыми конструкциями, требованиям к размещению огней, антенн, спасательных средств и т.п. Главная сложность профессии — умение держать внешний облик судна "под контролем". Можно найти немало примеров прекрасного дизайна на начальной стадии и несуразного воплощения идеи в реальность. Без контроля дизайнера не избежать изменений и "упрощений" при проектировании и постройке, что может до неузнаваемости изменить эстетические качества объекта. По этой же причине, дизайнер обязан прорисовывать все объекты и работать над их формой, а не исключать некоторые из них "для красивой картинки". Это относится к тентам, якорным устройствам, навигационному оборудованию, деталировке остекления и т.д.

"Студия Морского Дизайна" ГК "Си Тех"

Экстерьер траулера Т30В


Существует стереотип, что при работе над коммерческим судном (сухогруз, траулер, буксир, баржа и т.п.) достаточно вкуса обычного конструктора, который умеет рисовать линии, параллельные линиям наклона трапа или остекления ходовой рубки. Результат — огромное количество эстетических "уродцев" на водных просторах страны и мира.

Постараемся кратко показать работу морского дизайнера при создании экстерьера траулера проекта Т30В, построенного на "Верфи братьев Нобель" и переданного в сентябре Заказчику — компании "Карелрыба".

Информация о том, что Заказчик судна из Мурманска и то, что траулер будет работать в Северном промысловом районе, где сильны традиции Норвежских судостроителей, подсказали идею, что в экстерьере должны присутствовать классические скандинавские мотивы, цвета и линии.

В качестве исходных данных командой дизайнеров были получены:
  1. Проработки общего расположения.
  2. 3Д модель обводов, отработанная гидродинамиками.
  3. Схема размещения орудий лова
  4. Требования к оборудованию по переработке, охлаждению и складированию улова
 
Гидродинамическая 3d-модель судна / "Си Тех", ГК

В сотрудничестве с конструкторами были уточнены: границы и назначения помещений, расположение рыбопромыслового оборудования, механизмов, антенн, огней, спасательного и якорно-швартовных устройств.

На получившемся "инженерном фундаменте" судна и в заданных Главным конструктором судна ограничениях, дизайнеры приступили к работе над экстерьером. Необходимо было найти компромиссное, гармоничное сочетание линий и пропорций, сохранив при этом технологичность, требования Правил и Норм. Обеспечить, как общее гармоничное восприятие судна, так и удобство, и безопасность работы на судне.

Были разработаны эскизы бокового вида, варианты цветографических решений, построены зоны видимости, проверены зоны обслуживания механизмов, размеры, наклоны наружных трапов и проходов на соответствие требованиям безопасности.
 
Дизайнерская модель и построенное судно Т30В


Для исключения ошибок была построена 3D математическая модель, которая и явилось основой для дальнейшего выпуска как презентационной, так и конструкторской документации (ПДСП и РКД). Далее началось самое сложное — сопровождение проектирования с целью удержания согласованного Заказчиком внешнего вида судна от конструкторских и технологических "упрощений". В результате работы над проектом Т30В удалось максимально сохранить внешний вид и художественный замысел судна, удовлетворив все запросы со стороны инженеров и технологов.

 

Петр Ежов,
Альберт Назаров
"КБ "Ситех", ООО
Нижний Новгород
+7 (831) 273-19-19
"АН Марин Консалтинг", ООО
Москва
+7 (978) 045-03-09




Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Гайкович Александр Иосифович
05.10.2020, 13:35
Очень нужная и своевременная статья. Необходимо включать в обучение студентов-корабелов основы дизайна. К сожалению, большие нароботки в 70-80-х годах практически забыты. Существовали выпуски по дизайну ЦНИИ "Лот"
-2+
#Назаров Альберт Георгиевич
05.10.2020, 14:06
Вот моя лекция по морскому дизайну... https://www.youtube.com/watch?v=jd7LaEFGxeo&t=1351s
--1+
#Савушкин Сергей
12.10.2020, 23:04
Ужас ситуации, как и во многом другом у нас, что вроде бы русские люди не чувствуют под собой страну. И Мурманск - русское поморье ассоциируется не с поморами, а с норвежцами... Какая то самоколонизация ментальная.
Свежие новости