Держитесь крепче, идет "Тайфун"

Минувшая пятница стала ударным днем для российского судостроения. Вчера мы рассказывали о закладке плавучего крана "ПК-400" "Севастополь", состоявшейся 24 ноября на Севморзаводе. Сегодня у нас материал о прошедшем в тот же день спуске на воду малого ракетного корабля "Тайфун" проекта 22800 ("Каракурт"). МРК строится на заводе "Пелла" под Санкт-Петербургом.


Что это такое?

"Каракурт" — это многоцелевой ракетно-артиллерийский корабль малого водоизмещения проекта 22800, разработанного ЦМКБ "Алмаз".

Основой, от которой отталкивалось бюро, создавая этот тип кораблей, стал 465-тонный ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 (шифр "Скорпион"). В начале 2000-х годов предполагалось построить 10 таких катеров для отечественного ВМФ, потом еще 10 — для пограничников, а довершить все масштабной серией из 30 единиц в экспортном варианте.

Планы эти развития не получили, единственный "Скорпион", заложенный в 2001 году на рыбинском "Вымпеле", так и не был достроен. Дело даже не дошло до спуска на воду, корпус так и остался стоять в эллинге.

Однако совсем бесплодным этот проект назвать нельзя — именно он, увеличившись в размерах, приобретя более солидные характеристики и современное оснащение, превратился в итоге в проект "Каракурт". Название, как видим, продолжило тему ядовитых паукообразных, способных больно укусить противника.

Проект 22800 был впервые представлен ЦМКБ "Алмаз" на своем стенде в ходе международного военно-технического форума "Армия-2015". МРК получил водоизмещение в 800 тонн, длину 67 метров, 4-метровую осадку и скорость до 30 узлов. Основой его вооружения станут ракетные комплексы "Калибр", прекрасно зарекомендовавшие себя во время сирийской операции.
 

"Тайфун" готовится к спуску на воду / "ЦМКБ Алмаз"


А как же "Буяны"?

Кстати о Сирии и о "Калибрах"... Как мы помним, ракетные удары наносились с бортов МРК "Зеленый Дол", "Серпухов", "Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг" другого проекта — 21631 (шифр "Буян-М"). Многие выражали сомнение в необходимости "Каракуртов" для российского ВМФ при наличии "Буянов", решающих аналогичные задачи. Однако у этих проектов есть существенные отличия.

Ключевая особенность "Буянов" исключительно малая осадка — всего 2,6 метра, что позволяет хорошо чувствовать себя в каспийских лиманах, на мелководье. Эти корабли способны подниматься по российским рекам, проходить Волго-Донской или Беломорско-Балтийский канал. Такая мобильность имеет свои огромные плюсы. Но расплатой за нее служит низкий уровень мореходности. В ходе сирийской кампании, когда "Буянам" пришлось выходить в Черное, а затем и в Средиземное моря, этот фактор стал особенно очевиден.

У "Каракуртов", имеющих осадку в 4 метра, проектантом, напротив, гарантирован повышенный уровень мореходности. Они могут включаться в состав разнородных военно-морских соединений и действовать на значительном удалении от баз — до 3000 миль. Автономность плавания у них в полтора раза выше, чем у "Буянов" — 15 суток против 10. При дальних походах в открытом море это имеет принципиальное значение. К тому же, "Каракурты" обладают значительно более мощным противовоздушным вооружением, а значит могут действовать в отрыве от "зонтика" береговых ПВО. Это наследство удачных конструктивных решений так и не пошедшего в серию "Скорпиона".
 

Где строятся "Каракурты"?

На сегодняшний день, с учетом пятничного спуска "Тайфуна" на "Пелле", в постройке находятся уже восемь малых ракетных кораблей проекта 22800. Два из них — "Шторм" и "Охотск" стоят на стапелях феодосийского завода "Море". Это первый контракт в рамках гособоронзаказа, который получило предприятие после возвращения Крыма в состав России. Оба МРК войдут в состав Черноморского флота.

Еще четыре корабля в разных стадиях постройки находятся на Ленинградском судостроительном заводе "Пелла". Летом был спущен на воду МРК под названием "Ураган", за ним на днях последовал "Тайфун" и еще два — "Шквал" и "Буря" — были заложены в прошлом году, но до спуска работы еще не доведены. Корабли от "Пеллы", скорее всего, предназначаются для Балтийского флота.

Оставшиеся два МРК ("Муссон" и "Пассат") были заложены в 2016 году в Татарстане, на Зеленодольском заводе имени Горького. Там же, кстати, где строились и "Буяны". Контракт с предприятием Минобороны подписало в августе прошлого года.

Этими восемью кораблями пополнение российского ВМФ не ограничится. Впереди закладка еще десяти "Каракуртов". Один из них ("Циклон") должно построить "Море", еще три — "Торнадо", "Смерч" и "Бриз" — возьмут на себя зеленодольцы. Последние шесть МРК решено доверить Амурскому судостроительному заводу. Корабли, построенные там, войдут в состав Тихоокеанского флота.
 

Спуск на воду корабля "Тайфун" / https://www.instagram.com/amourchik7/


И в завершение несколько интересных фактов о кораблях проекта 22800

  • стоимость одного МРК проекта "Каракурт", по вычислениям заместителя Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, может составить 2 млрд рублей;
  • двигатели для этих кораблей будут построены на отечественном заводе "Звезда" в рамках программы импортозамещения;
  • корпус кораблей имеет геометрические формы, понижающие вероятность обнаружения, а в материале применены радиопоглощающие технологии;
  • срок сдачи последнего "Каракурта" намечен на 2022 год.

 

Ренарт Фасхутдинов

"Амурский судостроительный завод", ПАО
Комсомольск-на-Амуре
+7 (4217) 57-34-83
"Звезда", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 362-07-47, +7 (812) 703-00-70
"Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 373-28-00
"Судостроительный завод Пелла", ООО Отрадное
+7 (812) 336-40-66, +7 (812) 336-40-67
"Феодосийская судостроительная компания "Море", ОАО Феодосия
+7(36562)6-27-88
"Зеленодольский завод имени А.М. Горького", АО Зеленодольск
+7(84371) 2-12-75



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости