Сразу предупредим – в материале очень много цифр и больших чисел, но все они исключительно интересны и важны для понимания насущных нужд отечественного судостроения.
В конце сентября этого года на рассмотрение депутатов Государственной Думы Российской Федерации был передан законопроект № 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". Особый интерес для корабелов представляет обширный раздел этого документа, посвященный Национальной программе "Промышленное обеспечение транспортной мобильности", в рамках которого и рассматриваются вопросы финансирования Федерального проекта "Производство судов и судового оборудования".
Рассмотрение проекта нового бюджета в Госдуме началось еще 24 октября, но даже с учетом возможной коррекции его данных народными избранниками, общая картина по стратегии развития гражданского судостроения России на ближайшие три года достаточно четко вырисовывается уже сейчас.
Бюджетный пирог: куски и крошки
Согласно данным законопроекта, в рассматриваемый период на нужды отрасли в рамках ФП "Производство судов и судового оборудования" планируется выделить почти 226 млрд рублей. Распределить же средства по годам предполагается следующим образом:
Год | 2025 | 2026 | 2027 |
---|---|---|---|
Сумма, млн руб. | 39 294,5 | 75 529,7 | 110 985,2 |
Данные: законопроект № 727320-8
Как видим, государство российское готово в очередной раз кратно увеличить свои расходы на развитие отечественного судостроения: по сравнению с предшествующим трехлетним периодом (Закон о Федеральном бюджете на 2023 г и на плановый период 2024 и 2025 гг.) они вырастут более чем в четыре раза. Что же стоит за этими цифрами?
Прежде всего изменилась структура финансирования: из проекта нового бюджета как бы "выпали" отдельные Федеральные программы "Стимулирование спроса на продукцию судостроения" и "Развитие крупнотоннажного судостроения", на которые в 2023-25 гг планировалось выделить 33,4 млрд и почти 18 млрд рублей соответственно.
При этом почти пятую часть всех бюджетных средств по ФП "Производство судов и судового оборудования" (ок. 45 млрд руб.) предполагается направить для пополнения уставного капитала АО "Объединенная судостроительная корпорация" и ее дочерних предприятий. Отметим, что более половины данной суммы (порядка 28 млрд руб.) предназначено для создания в России выпуска судовых двигателей мощностью более 8 МВт, но эти суммы расписаны к выплате лишь в 2027 году.
Таким образом, начала серийного производства ключевых элементов пропульсивных комплексов для крупных судов вряд ли стоит ожидать ранее 2030-31 года – что совпадает с ожидаемыми сроками начала работы на Дальнем Востоке новой верфи под крупнотоннажные заказы, сооружение которой в настоящее время планируется тандемом банк ВТБ - АО "ОСК". По предварительным данным, одной из особенностей этого предприятия станет многопрофильность продукции, т.е. в дополнение к основной деятельности по сооружению судов верфь будет производить и необходимое для них оборудование, а также соответствующие комплектующие. Итак, возвращаемся к истокам – полноценный и самодостаточный судостроительный завод по примеру еще советских времен.
Вливание же оставшихся 16,95 млрд рублей в уставной капитал Объединенной судостроительной корпорации планируется дозировано начать уже с 2025 года, целевым образом направляя эти на модернизацию ее действующих производственных мощностей. Сумма представляется довольно скромной, с учетом недавней (сентябрь т.г.) оценки общего финансового состояния флагмана отечественного судостроения.
По свидетельству председателя совета директоров корпорации (и президента-председателя правления банка ВТБ) Андрея Костина, дефицит АО "ОСК" на период до 2030 года составляет 1 триллион 29 миллиардов рублей, что превышает предварительные расчеты руководства ВТБ – от 0,5 до 1 трлн. рублей.
Таков итог контрольного аудита акционерного общества, проведенного с привлечением экспертов Министерства финансов, Контрольно-ревизионного управления, а также Федерального Казначейства. Результат, конечно, малоутешительный, но зато его получение открывает дорогу к началу давно ожидаемой (и твердо обещанной) большой реформе системы управления ОСК. Помимо ключевых организационных изменений (с передачей права на подписание контрактов в головной офис и последующим их исполнением на верфях) реформа предполагает избавление от дублирующих управленческих звеньев и чувствительное сокращение численности персонала непроизводственных структур. Предполагается, что помимо повышения эффективности работы корпорации в целом, это будет способствовать усилению централизованного контроля за денежными потоками и, как следствие, вводу себестоимости выпускаемой ею продукции в рыночные рамки – к радости отечественных заказчиков новостроя.
Как видим, напрямую из государственного бюджета предполагается погасить менее 17% всего финансового дефицита Объединенной судостроительной корпорации. Недостающую же львиную долю необходимых для этого средств выплатит… опять-таки государство – но уже за счет причитающихся ему от деятельности банка ВТБ дивидендов, которые на протяжении пяти лет (как минимум) будут в полном объеме направляться на финансирование ОСК.
На этом фоне бюджетная помощь не входящим в ОСК предприятиям выглядит гораздо более скромной – порядка 10,75 млрд рублей за три года. На такую сумму им будут предоставлены субсидии для частичной компенсации затрат по оплате кредитов, взятых на модернизацию уже действующих производственных мощностей.
При этом отдельной строкой прописаны субсидии по частичному возмещению затрат на сооружение гражданского флота для судостроительных предприятий Дальнего Востока. Их общая сумма достигает 2,6 млрд руб., но выделение этих денег предусмотрено только с 2026 года. Как видим, за рамками бюджета на 2025-27 гг пока остается финансирование строительства новой верфи в ДФО, ориентированной на крупнотоннажное гражданское судостроение.
Согласно предварительным (сентябрь т.г.) оценкам руководства ВТБ-ОСК, создание этого предприятия обойдется в $5 млрд (ок. 457 млрд рублей) и займет 6-7 лет. Таким образом, указанные выше субсидии в полном объеме достанутся уже действующим предприятиям и не в последнюю очередь – ССК "Звезда", на котором к настоящему времени сосредоточена основная масса заказов на крупные суда (преимущественно наливные и СПГ-танкеры).
Заметим, что на поддержку государства могут рассчитывать не только корабелы, но и заказчики новостроя, которые в тексте бюджетного законопроекта достаточно широко обозначены как "организации".
Заказывайте или покупайте – деньги найдутся
По сравнению с 2023-25 гг, статья по субсидиям части затрат заинтересованных организаций на строительство крупнотоннажных судов изменений практически не претерпела – 17,87 млрд против 17,83 млрд рублей. С учетом же ожидаемого смягчения прогнозного курса российской валюты в последующие три года – от 96,5 до 103,1 руб. за доллар США, можно говорить о некотором уменьшении объемов прямых субсидий по затратам на крупнотоннажные суда.
Отдельным и сравнительно скромным (ок. 10,6 млрд руб.) пунктом определены размеры субсидий на обеспечение части затрат по строительству гражданских судов водного транспорта, очевидно уже не слишком крупнотоннажного. Подобное разделение представляется новинкой в бюджетном планировании – остается только уточнить, какие именно (по тоннажу и специализации) суда в данном случае имеются в виду.
Впрочем, в наступающем году выделение этих субсидий не предусмотрено, а вся предназначенная для этого сумма будет выплачена примерно равными долями в 2026-27 гг.
Зато почти на 40% (с 10,5 млрд до 14,36 млрд руб.) вырастут субсидии по частичному возмещению расходов по лизинговым платежам (в редакции госбюджета на 2023-25гг – "на обеспечение лизинговых платежей"). При этом подлежащие субсидированию договоры лизинга получили более четкую регламентацию как по срокам заключения, так и по лизингодателям.
Примечательно, что практически идентичную (14,2 млрд руб.) сумму планируется выделить на субсидии и для самих лизинговых компаний – для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских банках под проекты сооружения гражданских судов. Заметим, что в бюджете на 2023-25гг подобной строки не было. Похоже, государство всерьез настроено не только на стимулирование отечественных банков к более активному участию в финансировании судостроительных программ, но и на создание условий для более-менее здоровой конкуренции на рынке транспортного лизинга. Впрочем, лидирующее (а по факту – монопольное) положение на нем Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) по-прежнему сохранится: согласно законопроекту, в течении трех последующих лет ее уставной капитал будет увеличен почти на 15 млрд рублей – в среднем, по 5 млрд руб. ежегодно.
Стоит особо отметить, что субсидии на приобретение или строительство новых судов взамен отправленных на разделку (т.н. утилизационный грант) предполагается увеличить более чем в четыре раза – с 1,5 до почти 6,5 млрд рублей, причем достаточно резкое их повышение (с 500 млн до почти 2 млрд руб.) предполагается начать уже с наступающего 2025 года. Это связано как с естественным старением отечественного флота, так и с ужесточением правил Международной морской организации (IMO) к экологической безопасности водного транспорта. Теперь остается понаблюдать, как в условиях дефицита тоннажа под обеспечение экспорта на подобную бюджетную инициативу отреагируют российские экспортеры и операторы. Впрочем, формулировка статьи оставляет за ними право выбора – покупать суда за границей (в том числе и возрастные) или заказывать новые на отечественных верфях. Судя по тому, что "приобретение" (как и в тексте бюджета 2023-25 гг) стоит на первом месте, создатели законопроекта верно оценивают преобладающие настроения потенциальных российских заказчиков в отношении реальных возможностей национального судостроительного комплекса по обновлению крупнотоннажного транспортного флота.
А сколько на счет СКО и Науки?
Проблема острой зависимости гражданского судостроения России от импорта материалов, комплектующих и оборудования (СКО) оценивается в проекте бюджета вполне адекватно: для ее решения в ближайшие три года предлагается направить 46,8 млрд рублей, основная часть которых будет выделена в 2026-27гг:
Адресаты субсидий | 2025 | 2026 | 2027 |
---|---|---|---|
Производители пилотных партий СКО | 200,0 | 2 000,2 | 2 000,0 |
Исполнители комплексных проектов СКО | 6 713,2 | 17 252,4 | 18 599,8 |
Всего: | 6 913,2 | 19 252,6 | 20 599,8 |
Данные: законопроект № 727320-8
С учетом же средств, предусмотренных на организацию серийного выпуска двигателей мощностью более 8 МВт (упомянутые выше 26 млрд. руб. по линии АО "ОСК"), общая сумма достигает трети всех объемов финансирования ФП "Производство судов и судового оборудования". Таким образом, перед отечественными разработчиками и производителями СКО открываются весьма широкие финансовые горизонты. Особенно привлекательными эти возможности представляются для потенциальных исполнителей комплексных проектов, включающих полный цикл работ по разработке, проектированию СКО и внедрению его в серийное производство на российских предприятиях.
Понятно, что решение столь масштабных задач невозможно без поддержания на соответствующем уровне научной базы судостроительной промышленности. Помимо своей основы – НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), она также предусматривает ведение активной экспериментальной деятельности на специализированных объектах, а также системно-аналитического экспертного сопровождения профессиональной деятельности корабелов.
На финансирование всех этих направлений в период 2025-27 гг предполагается выделить порядка 42 млрд рублей, что составляет почти 17% всей бюджетных средств по ФП "Производство судов и судового оборудования":
Основные направления | 2025 | 2026 | 2027 |
---|---|---|---|
НИОКР | 10 931,2 | 17 716,0 | 12 448,5 |
Поддержание опытно-экспериментальной базы | 142 | 142 | 142 |
Аналитическое и экспертное сопровождение | 207 | 207 | 207 |
Итого: | 11 280 | 18 065 | 12 790 |
Данные: законопроект № 727320-8
Итак, перед нами достаточно хорошо сбалансированный план финансовой поддержки российского судостроения в его гражданском сегменте, сориентированный на широкий круг участников рынка и определяющий приоритеты развития отрасли в целом. Остается дождаться окончательного утверждения его положений Госдумой, с превращением в Закон на ближайшие три года – и обязательным исполнением в соответствии с конкретным Планом сооружения новых судов на отечественных верфях.
Кстати, ожидаемое пополнение специализированных флотов (ледокольного, промыслового, промыслового, пассажирского и научно-исследовательского флотов) регламентируется отдельными национальными программами и проектами, а особенности финансирования детально расписаны в других разделах бюджетного законопроекта. Но обо всем этом Korabel.ru подробнее расскажет уже в последующих своих публикациях…