Дания планирует отменить регистрационные сборы с торговых судов. Тем самым правительство скандинавской страны намерено бороться за привлечение судовладельцев под датский флаг и, как следствие, рост экономики. Кроме того, планируется отменить специальные пошлины для старых судов под национальным флагом, что также должно привести к увеличению флота.
Сейчас при регистрации судна, которое ранее ходило под другим флагом, Датский регистр (DIS) требует уплаты пошлины в размере одной тысячной от стоимости судна, не говоря уже о других необходимых в таких случаях пошлинах. В других странах эта пошлина гораздо ниже, в итоге это снижает конкурентность страны на рынке флагов, сообщает Российский профессиональный союз моряков.
– Сегодня зарегистрировать судно в Дании стоит в три-четыре раза дороже, чем, например, в Синагпуре, – говорит CEO судоходной компании Norden Ян Риндбо. – Чем проще и выгодней будут условия для компаний, предлагаемые какой-либо страной, тем больше флота будет ходить под её флагом.
Дания занимает 14 строчку в рейтинге численности судов торгового флота: под её флагами ходят 683 судна (по состоянию на 1 апреля 2017 года). Хотя по брутто-регистровому тоннажу страна на восьмом месте в мире. Россия, к сожалению, не входит в топ-10 ни одного из этих рейтингов. Национальные регистры известны своими строгими правилами и излишней бюрократией. Поэтому многие страны практикуют создание так называемых "вторых реестров" в качестве альтернативы удобным флагам, чтобы судовладельцы не переводили под них свой флот. В России такой тоже есть.
– У множества стран есть второй реестр – с одной стороны, это национальный флаг, а с другой – он предоставляет льготы для судовладельцев, которым, по идее, должно быть выгодно регистрировать свои суда там, – говорит координатор ITF в России Сергей Фишов. – Под нашим вторым реестром достаточно много судов. Им это на руку, поскольку, например, они не отчисляют страховые взносы, за них это делает государство. С одной стороны, для моряков это плюс: им гарантированы отчисления в Пенсионный фонд РФ. С другой стороны, с зарплатами там не очень: как правило, они ниже рекомендованных ставок МОТ.