«Главные двигатели судов (в особенности вспомогательных, например, буксиров) могут подолгу работать на холостом ходу: в стояночном режиме, при маневрировании и т.д. Вырабатываемая при этом энергия никак не востребована. Гибридная технология позволяет применять в такие периоды аккумуляторы и небольшие дизельные генераторы для выработки и накопления электроэнергии. Она может использоваться как для обеспечения судовых нужд, так и для создания тяги в режиме «пуск-останов» до момента включения главного двигателя для ускорения и движения на большие расстояния. Такая же схема эффективна, например, для парома, курсирующего по заданному маршруту», — рассказывает Павел Федотов, менеджер по работе с ключевыми клиентами «Данфосс».
Как отмечает специалист, за рубежом технология гибридизации применяется сегодня очень широко. Так, использование гибридных сухогрузов MS Goblin с гребными установками Hybrid Ship Propulsion BV на основе преобразователей частоты VACON NXP позволило компании Scheepvaart Vranken, осуществляющей грузовые перевозки по Рейну, на 20–25% сократить расход топлива и примерно на три тысячи евро — затраты на ежегодное техобслуживание каждого судна.
Как объясняет Павел Федотов, на судах с гибридными установками используются два или более источников питания: главные двигатели и генераторы сочетаются с интегрированными накопителями энергии, такими как аккумуляторы или суперконденсаторы. Это позволяет решить две задачи: гибридизацию производства энергии для оптимизации работы основного двигателя, а также гибридизацию всего оборудования, потребляющего энергию. Это относится к обогреву и охлаждению, вентиляции, обработке воды, кондиционированию воздуха, работе палубных и погрузочных механизмов и т.д.
На судах дальнего плавания оптимизация нагрузки главного двигателя осуществляется благодаря установке между винтом и главным двигателем валогенератора с приводом переменного тока. Такое решение обеспечивает оптимальный контроль силовой установки на разных скоростях и снижает затраты. Например, подобная схема была реализована на пограничном сторожевом корабле «Полярная звезда». Кроме того, частотные приводы VACON и VLT используются в системах охлаждения на ледоколах «Москва» и «Санкт-Петербург», построенных на Балтийском заводе.
Помимо решений на основе частотно-регулируемых приводов, «Данфосс» представил серию водяных насосов и насосных станций высокого давления, в том числе для морской воды. Это оборудование компания начала поставлять в Россию в 2017 году. Разработанная Danfoss оригинальная аксиально-поршневая конструкция насосов позволяет делать их более легкими и компактными по сравнению с традиционными плунжерными, при этом аксиально-поршневые насосы имеют КПД до 92%, могут работать на оборотах более 1800 об/мин, напрямую сопрягаться с электрическими или дизельными двигателями, они практически не производят вибраций и не нуждаются в демпфировании. На судах это оборудование широко применяется в составе систем пожаротушения, а также в опреснительных установках.
Кроме того, посетители выставки смогли познакомиться с холодильным оборудованием компании: клапанами, клапанными станциями и универсальными компонентами. Сфера их применения — рыболовецкий флот и транспортировка пищевых продуктов, где решения Danfoss используются в системах охлаждения и быстрой заморозки.