В 2020–2021 годах ФГУП "Росморпорт" заказало у нидерландской судостроительной Damen Shipyards Gorinchem B.V. семь буксиров ледового класса Arc4. Заказы должны были быть выполнены в 2022 году.
Напомним, всего за неделю до обострения кризиса на Украине, представители Damen доставили к месту проведения работ в Обскую губу построенный на верфи компании земснаряд "Зефир" (пр. CSD450).
А уже 7 марта 2022 года руководство компании заявило, что на время действия санкций не будет ни поставлять новых судов в Россию, ни заключать новых контрактов на их строительство с российскими заказчиками.
Как сообщает РБК со ссылкой на судебные материалы, "Росморпорт" направило Damen несколько авансов, которые в сумме составили €22,52 млн, или около 1,946 млрд рублей по курсам на дату осуществления платежей. Нидерландская компания не выполнила заказ и не вернула авансовые средства. Тогда "Росморпорт" обратился к банку-гаранту, которым выступал ING Bank, и в досудебном порядке вернул около 1,529 млрд рублей.
Однако из-за существенной курсовой разницы на момент осуществления авансов и компенсационных выплат, недополученная сумма составила почти 417 млн рублей, утверждает "Росморпорт". За возмещением этих средств госпредприятие обратилось в Арбитражный суд Москвы - сначала в сентябре 2022 года по договорам на поставку двух буксиров, оценив свой убыток по ним в 323,085 млн рублей, затем в марте 2023 года по договорам на еще пять буксиров, по которым убыток составил 93,378 млн рублей. В конце 2023 года и феврале 2024-го суды подтвердили правомерность требований к нидерландской компании, следует из материалов дела.
Напомним также, осенью прошлого года Damen Shipyards Group NV подала в суд на правительство Нидерландов из-за убытков, вызванных санкциями против России.