Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ) подвела итоги за 2016 год. За указанный период в ДВРО РПСМ обратилось 10 экипажей и поступило 49 индивидуальных заявлений от моряков и членов их семей, которым профсоюз помог вернуть более 1 200 000 долларов США.
Порядка 25 судов инспекторы профсоюза проверили в рамках проведенных Недель действий против удобных флагов. Наиболее громкими стали случаи с теплоходами "Tessa", "ST Wind", "Iman", "Port May", "Antoine" и "Tomini Victory". Недобросовестным судовладельцам все-таки пришлось рассчитаться с моряками после вмешательства соответствующих органов, арестов судов и забастовок.
– В настоящее время ДВРО РПСМ насчитывает в своих рядах около шести тысяч моряков, и это число продолжает увеличиваться из года в год – это явный признак растущей солидарности и доверия моряков к профсоюзу. Благодаря сотрудничеству РПСМ с крупными судоходными компаниями удалось создать большое количество рабочих мест для российских моряков, которые соответствуют всем международным требованиям, – говорит председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов.
Председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ отметил, что у российских моряков, работающих под иностранными флагами, размеры оплаты труда, часы работы и многие другие аспекты деятельности отрегулированы стандартами коллективных договоров Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) и Сводной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года, а в контрактах указаны конкретные суммы страховок и гарантии судовладельца в случае репатриации. На судах под российским флагом такое оформление трудовых отношений встречается не всегда.
– Стратегическая цель Российского профсоюза моряков заключается в создании такой системы взаимодействия с государством и работодателями, которые лишили бы возможности судовладельцев нанимать моряков, не подписывая коллективный договор и не заключая трудовой договор между моряком и судовладельцем, – говорит Николай Суханов. – Кроме того, нельзя не отметить, что многие законодательные акты до сих пор не приведены в соответствие с требованиями Конвенции. Сейчас мы работаем над тем, чтобы минимальная заработная плата моряков на судах под национальным флагом соответствовала рекомендациям Международной организации труда (на сегодня это около 40 тысяч рублей матросу первого класса), а суммы страховок в случае гибели моряка составляли не менее двух с половиной миллионов рублей.
Не менее важным вопросом является ужесточение требований Российского морского регистра судоходства при выдаче Деклараций соответствия морским трудовым стандартам. К таким выводам профсоюз пришел в результате проверок судов под российским флагом на Дальнем Востоке.
– Зачастую мы приходим на суда и видим, что хоть там и есть декларации, экипажи работают без надлежащих трудовых контрактов, с задержкой выплаты заработной платы более чем на 3-4 месяца. Мало того, выяснить, какую зарплату моряки получают на борту, бывает практически невозможно, – говорит Николай Суханов. – Ярким примером может стать судоходная компания "Кораблестроитель", на судах которой регулярно возникают проблемы с заработной платой. После вмешательства РПСМ декларация, выданная судну "Newzenberg", принадлежащему этой компании, была аннулирована. В свете всего происходящего мы считаем необходимым наметить совместные мероприятия с регистром, чтобы прекратить выдачу деклараций судовладельцам, грубо нарушающим права моряков, а также принять отдельные резолюции по минимальным суммам заработной платы и страховок моряков.