Буквально каждый день высшие руководители страны призывают научно-техническую общественность и бизнес сообщество России принять самое активное участие в модернизации экономики страны. В качестве приоритетных направлений называют авиацию, космос, атомную энергетику, нанотехнологии. Судостроение в этом перечне встречается крайне редко. Рискнем предположить, что это не случайно.
Условное плавучее средство, в котором интегрально представлены практически все достижения современной науки и техники, является самым сложным техногенным объектом за всю историю человечества. Авиация, ракетное оружие, атомная энергетика, космические средства связи и навигации, новейшие материалы - всё это является лишь компонентами современного плавучего средства. Такое судостроение было гордостью промышленности СССР. Достаточно вспомнить атомные ледоколы и авианосцы, танкеры и супертанкеры, рудовозы и контейнеровозы, подводные лодки и надводные боевые корабли, корабли науки, паромы, буксиры и многое другое, что строилось сериями.
Ровно четверть века как серьезные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах судостроения практически прекратились. Особенно это коснулось судового машиностроения и приборостроения. Это привело к тому, что отечественное судостроение деградировало как отрасль, превратилось в производство полуфабрикатов, металлоконструкций, ориентировано на импорт судового оборудования. За это время зарубежные производители судового оборудования продвинулись так далеко, что догнать их практически нереально.
В качестве выхода из этой сложной ситуации руководители страны предлагают не догонять зарубежных конкурентов, а создавать новые образцы техники на базе инноваций. Для этого предлагается генерировать инновационные идеи и реализовывать в рамках венчурных инновационных проектов с государственным, частным или смешанным финансированием. Государство также предлагает компенсировать риски по таким проектам. Другими словами, предлагается не догонять, а сразу перегонять конкурентов. Реализация этих планов может стать основой возрождения российского флота.
Для реализации идей модернизации отечественного судостроения была разработана концепция развития судового машиностроения (см. приложение). В ней судовое машиностроение рассматривается как главный инструмент модернизации флота, и предлагаются реальные инновационные проекты, способные решить поставленную задачу. Тем не менее, несмотря на детальное обсуждение Концепции в среде судостроительной общественности и в СМИ, разработка указанных в ней или иных проектов в настоящее время не проводится. Причин много, но главное то, что работы не идут.
Для того чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, авторы объявляют о начале информационной подготовки к проведению серии тендеров по разработке инновационных проектов. Целью этой подготовки является определить, в первом приближении, круг юридических и физических лиц, претендующих (намеренных) участвовать в каждом из названных ниже тендеров в качестве разработчика инновации, инвестора или организатора производства инновационной продукции.
Тендер № 1. Разработка и реализация проекта "Муравей". Миниатюрные атомные паропроизводящие установки судового назначения, обладающие повышенной безопасностью и эффективностью.
Тендер № 2. Разработка и реализация проекта "СЭУ-супер". Судовые энергетические установки нового поколения, работающие на жидком углеводородном топливе, обеспечивающие экономию топлива, сокращение вредных выбросов в атмосферу и в воду, повышенную маневренность судов и безопасность мореплавания.
Тендер № 2. Разработка и реализация проекта "СЭУ-супер". Судовые энергетические установки нового поколения, работающие на жидком углеводородном топливе, обеспечивающие экономию топлива, сокращение вредных выбросов в атмосферу и в воду, повышенную маневренность судов и безопасность мореплавания.
Тендер № 3. Разработка и реализация проектов "Холодный газ" и "Газовая дробь". Криогенная техника судового назначения для переработки, хранения и транспортировки охлажденного природного газа в жидком виде или, в гранулах.
Тендер № 4. Разработка и реализация проектов "Деликатес" и "Балык". Оборудование и технологические процессы переработки рыбы и морепродуктов для получения деликатесных консервов и пресервов непосредственно на рыбопромысловом судне из рыб разных пород и морепродуктов.
Тендер № 5. Разработка и реализация проекта "Крепость". Судовое оборудование для защиты от морских пиратов.
Тендер № 6. Разработка и реализация проекта "Ныряльщик". Комплект оборудования для глубоководных аппаратов.
Тендер № 7. Разработка и реализация проекта "Шарнир". Устройства для соединения труб судовых трубопроводов различного назначения.
Все желающие принять участие в указанных проектах и тендерах могут сообщить об этом в Морской технический университет (Санкт-Петербург), кафедра "Технология судового машиностроения", заведующий кафедрой Черненко Виктор Игоревич, тел. +7 812 713 - 8405, e-mail: Chernenko@smtu.ru
Никакой дополнительной информации, кроме намерения участвовать в тендере, не требуется.
Условия проведения тендеров желающим принять в них участие будут сообщены дополнительно.
Приложение. Концепция развития судового машиностроения.
Лысенков П.М.,
доктор технических наук
Директор по научной работе
АО "СИГМА", Санкт-Петербург
Черненко В.И.,
доктор технических наук, профессор
Заведующий кафедрой
Морской технический университет, Санкт-Петербург