Москва всегда считалась очень трудным с транспортной точки зрения городом. Но в последние годы она, похоже, всерьез, взялась за решение этой проблемы. Сначала стахановскими темпами отстроились десятки новых станций метрополитена. Теперь вроде бы начались подвижки и на водных путях. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что здесь все не так просто и радужно.
За туриста идут бои
Про столицу в плане водного транспорта обычно информации очень мало. Мы часто обсуждаем ситуацию на Балтике, в поволжских городах, в Черноморском регионе. А главный город страны все время остается в стороне. Во многом, конечно, справедливо, поскольку ни разветвленной сетью рек и каналов, ни прямым выходом к побережью Белокаменная не располагает.
Однако там есть Москва-река, там есть причалы, там есть огромный туристический поток, а значит, судоходство не просто должно быть в наличии, но и просто обязано иметь неплохие перспективы.
В этом материале мы будем в первую очередь опираться на те данные, которые осветил в своем недавнем выступлении президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов. Напомним, что в прошлую пятницу в рамках конференции "SmartTRANSPORT-2019" он сделал доклад, где рассказал о ситуации с речным судоходством и инфраструктурой в столице.
Еще раз подчеркнем важное отличие Москвы от того же Петербурга, да и многих других городов, неразрывно связанных с водными путями. В столице очень ограничен тот участок, на котором вообще ведутся речные туристические перевозки. Сама Москва-река в границах города насчитывает около 80 километров, но практически все движение сосредоточено в самом центре — на отрезке в 15-10 километров. Соответственно с причалами та же история — их вроде бы несколько десятков, но интенсивно эксплуатируется только 15 единиц.
А туристов, напомним, огромное количество. И это приводит к определенным последствиям. В тех нескольких точках берега, что близки к раскрученным и крайне посещаемым достопримечательностям или местам массового туристического отдыха, спрос на суда резко возрастает. Проще говоря, люди идут в то же Зарядье или Парк Горького, гуляют, а потом хотят прокатиться на кораблике. И за этот поток платежеспособных клиентов возникают настоящие войны.
— С прошлого года там идут столкновения вплоть до боевых. Несколько недель назад у нас было задержано 24 человека, которые устроили разборки под стенами Кремля, прямо в Зарядье. Это группировки, которые контролируют промоутеров, — пояснил Кирилл Евдокимов.
Событие, о котором он упомянул, произошло 31 мая. Как выяснили журналисты, драка была между представителями двух столичных предприятий – "Москвичка" и "Мегафлот". А поводом стал новый маршрут на теплоходе "Адмирал", который запустила компания "Мегафлот". Информация об этом вызвала резкий негатив у их конкурентов. Не будем здесь давать какие-то оценки, просто можете сами представить накал страстей и общий фон.
Департамент выделяет деньги
Видимо, сгладить ситуацию могло бы увеличение флота и количества причалов. И в московском правительстве это прекрасно понимают. Департамент транспорта принял в прошлом году новую концепцию, согласно которой планируется включить речные пассажирские суда в систему общегородского транспорта.
И это не просто абстрактные пожелания — уже выделены деньги на строительство десяти новых пассажирских судов. Им предстоит совершать рейсы по экспериментальному маршруту в западной части города: Фили — Киевский вокзал. В перспективе появятся еще несколько маршрутов, на которые встанут в общей сложности еще 50 новых судов. Их строительство тоже уже намечено.
Плюс к этому запланирована постройка пяти автобусов-амфибий — специально для туристических поездок.
— Весь рынок взбудоражен, потому что в планах департамента транспорта после запуска пилотного проекта с десятью судами по перевозке пассажиров включить их в городское расписание. То есть цена билета там будет примерно на уровне городского транспорта — около 50 рублей. Естественно, как только на линию встают десять судов с ценой в 50 рублей, понятно, все выходные там активно очень будут ездить пассажиры. А те, кто стоят на этой линии, ориентируясь только на туристов, просто умрут, — считает Кирилл Евдокимов.
Есть и другие меры, предпринятые совместными усилиями заинтересованных сторон. Несколько дней назад департамент транспорта совместно со Сбербанком и Московской ассоциацией судовладельцев пассажирского флота презентовал новый проект — подключение судов к карте "Тройка". Карта "Тройка" — это единый электронный проездной билет, которым можно пользоваться как в метрополитене, так и в городском транспорте. А теперь еще и на воде.
Техническую реализацию этого новшества взяла на себя компания "Умная река". Там были свои сложности — транзакции будут осуществляться через мобильные кассовые терминалы, а к ним до сих пор не было возможности прикладывать карту "Тройка". Для "Троек" были предусмотрены другие считывающие устройства. Однако инженеры "Умной реки" нашли решение, впервые реализовав прием обеих карт на одном терминале. Впрочем, в любом случае всегда есть возможность внести плату за билет наличными. Но картой пользоваться будет выгоднее, поскольку с судовладельцами уже ведутся переговоры о скидках для тех, кто расплачивается "Тройкой".
"Фуксия" цвета фуксии
А что там с речными трамвайчиками, о которых мы упомянули в начале статьи? Это тоже проект правительства Москвы или какая-то частная инициатива? Как ни странно, и то, и другое сразу. Сейчас расскажем подробности.
О запуске этого проекта торжественно объявила пресс-служба мэра Москвы, что уже наглядно демонстрирует — без участия города здесь не обошлось. Стоит даже процитировать фрагмент пресс-релиза, выложенного по этому поводу на официальном сайте:
"Речные прогулки становятся все популярнее в Москве. Катаясь на трамвайчике, можно не только отдохнуть от городской суеты, но и насладиться красотой московских пейзажей. Москвичи и гости столицы могут увидеть город с необычной стороны. Маршруты водного транспорта проходят мимо основных достопримечательностей — Кремля и собора Василия Блаженного, храма Христа Спасителя, МГУ им. М. Ломоносова, парка "Зарядье" и других знаковых мест Москвы. А яркие цвета, в которые окрашены суда, поднимают настроение пассажирам и делают путешествие еще более запоминающимся".
Цвета у речных трамвайчиков действительно очень яркие — каждый окрашен в свой оттенок, да к тому же еще и называется в честь какого-либо цветка. Есть, например, желтое судно, которое зовется "Подсолнух". Есть синий "Василек", есть голубая "Незабудка" или зеленая "Орхидея". А еще можно встретить на реке розовую "Розу" оранжевую "Астру", красную "Гвоздику", бордовый "Тюльпан", сиреневую "Лаванду" и "Фуксию" цвета фуксии.
Курсируют они с 11 часов дня до часа ночи, уходя через каждые полчаса от двух причалов — возле гостиницы "Украина" и возле Парка Горького. Суда имеют вместимость 44 пассажира. Взрослый билет стоит 600 рублей, детский обойдется в 400. Платить можно той самой картой "Тройка".
"Это не в чистом виде бизнес..."
Принадлежит весь этот речной "букет" известной судоходной компании "Флотилия Radisson Royal". Кроме упомянутых новых судов, в ее активе есть пять яхт-ресторанов премиум-класса ("Фердинанд", "Бон-Вояж", "Капелла", "Селебрити" и "Скарлет"), рассчитанных на 200 человек, и еще пять суперъяхт ("Примавера", "Баттерфляй", "Бьюти", "Монтана" и "Феличита"), которые вмещают по 300 пассажиров каждая.
До сих пор компания специализировалась на круглогодичной навигации — все названные яхты имеют ледовый класс и могут ходить в битом льду толщиной до 20 см.
Как выяснили журналисты Forbes, серия речных трамвайчиков строилась на турецкой верфи "AES Yacht", расположенной в Стамбуле. Была озвучена даже общая сумма инвестиций — она составила 5 млн евро.
Казалось бы, вот яркий пример — можно строить малые суда, вводить их в эксплуатацию, получать прибыль и развиваться. Но как всегда есть свои нюансы.
— Когда они построили десять новых речных трамвайчиков, то встали на центральную линию, где ходят другие судовладельцы, и попали в конкурентную среду. Пока они проигрывают, потому что у них абсолютно не приспособлена инфраструктура по продажам, — говорит глава Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота.
По его словам, компания испытывает серьезные проблемы с загрузкой. При пассажировместимости в 44 человека, у них в среднем садится на борт около 10 пассажиров. Бывает, конечно, и гораздо больше, но средняя цифра примерно такая. В обычной логике судовладельца это существенное проседание, однако здесь действуют иные соображения.
— Там абсолютно другая ситуация, — поясняет Кирилл Евдокимов. — Люди инвестируют на самом деле в недвижимость, получают от города определенные преференции, а городу говорят — мы вам за это десять судов построим, и это будет красиво. Это не в чистом виде бизнес — это пиар и некое сотрудничество с властями.
С другой стороны, пассажирам не так важны мотивы, по которым строились речные трамвайчики. Главное, чтобы тем или иным способом флот на Москве-реке пополнялся, рос, развивался, не уходя при этом по цене на билет в заоблачные высоты.
Материалы по теме:
Как катамаран "Грифон" провел свою месячную навигацию в Санкт-Петербурге (об эксплуатации нового пассажирского судна)