10 ноября 2015 года в АО "ЦНИИМФ" состоялось заседание Научно-технического совета, на котором был представлен концептуальный проект арктического контейнеровоза: разработка была выполнена АО "ЦНИИМФ" совместно с Морским Инженерным Бюро в составе НИОКР в рамках государственного контракта с Федеральным агентством морского и речного флота Минтранса России.
На заседании Научно-технического совета АО "ЦНИИМФ" также присутствовали Александр Николаевич Ольшевский (ФГКУ "Администрация Севморпути"), Владимир Дмитриевич Дмитриевский (ОАО "Мурманское морское пароходство"), Владимир Павлович Лосев (Представительство Правительства Мурманской области в Санкт-Петербурге), Дмитрий Евстафьевич Крутов (FBOL), Лев Юрьевич Никулин (СКФ Юником), Сергей Степанович Середа (СКФ Арктика). Об этом сообщает пресс-служба АО "ЦНИИМФ".
Концепция создания контейнеровоза ледового плавания для высокоширотных трасс Северного морского пути (СМП) основывается на функционировании круглогодичной арктической контейнерной линии. Грузовую базу такой транзитной линии могут составить каботажные грузы, а также импортные и транзитные перевозки грузов между Европой и Азией, в том числе, через два будущих крупных отечественных порта-хаба: Мурманск и Петропавловск-Камчатск.
Авторским коллективом были проработаны модели работы контейнеровоза на СМП в зависимости от степени загрузки, типа ледокольного обеспечения, типа судового топлива; выполнены сравнительные технико-экономические расчеты, определены оптимальные характеристики базового варианта судна, выполнено технико-экономическое обоснование.
В результате выполненных исследований и технических обоснований для оценки экономической эффективности были представлены 4 варианта контейнеровоза: три варианта с ледовым классом Arc7, одинаковой мощности и вместимостью от 2000 до 4000 TEU. Четвертый вариант вместимостью 4000 TEU отличается повышенным ледовым классом и мощностью для самостоятельного ледового плавания. Расчеты были выполнены с учетом двух видов ледокольного обеспечения (минимального и фиксированного) как на расчетную грузовую базу, так и на полную провозную способность судов.
Например, расчет экономической эффективности для линии Петропавловск- Камчатский – Мурманск показал наилучшее соотношение грузовместимости и эксплуатационных затрат: для судна ледового класса Arc7 контейнеровместимостью в 3000 TEU на топливе стандарта IFO-180 количество рейсов составит около 20 в год, провозная способность возможна около 46 тыс. TEU в год, срок окупаемости оценивается в 17,5 лет.
Авторами разработаны технико-эксплуатационные требования к проекту контейнеровоза ледового плавания. Так, ожидаемая ледопроходимость при проектной осадке должна составить не менее 2,1 м, как на переднем, так и на заднем ходу. Особенности архитектурно-конструктивного типа предполагают однопалубный пятитрюмный теплоход с двойным дном и двойными бортами; наличие трех полноповоротных движительно-рулевых колонок типа Azipod, носовое подруливающее устройство и др.
По результатам исследований Морским Инженерным Бюро разработано техническое задание на проектирование, выполнены эскизный и технический проекты.
Инвестиционную привлекательность проекта подтверждает хороший уровень показателей коммерческой эффективности строительства и эксплуатации базового варианта проекта контейнеровоза ледового плавания контейнеровместимостью 3000 TEU.