Комплекс состоит из четырех основных модулей. Это навигационный мостик судна, соответствующий требованиям к тренажерам, используемым для проведения подготовки судоводителей, обеспечивающим формирование и оценку компетентности, требуемой Главой 2 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) – тренажер маневрирования и управления судном класс 1. Кроме того, рабочее место инструктора для создания упражнений и обеспечения работы навигационных мостиков, а также система подготовки данных для моделирования – оборудование и программное обеспечение для создания моделей судов и навигационных районов. В комплект входит и рабочее место группы анализа упражнений – это оборудование, обеспечивающее возможность наблюдения за проведением упражнения и возможность регистрации параметров движения судов, сообщает пресс-служба ЦНИИМФ.
Комплекс позволит решать на качественном ином техническом уровне целый массив задач: проверку технических решений по обустройству акваторий портов и уточнение границ фарватера, состава и расположения средств навигационной обстановки; определение параметров, характеристик и количества участвующих в морских и портовых операциях судов; проверку и выработку рекомендаций по изменению характеристик судов; выработку рекомендаций по ледокольной проводке в заданном районе; проверку с помощью навигационного моделирования регламентов морских операций, выполняемых в акватории порта; анализ функционирования порта, включающий расчет коэффициента загрузки порта и портовых буксиров, среднего времени швартовных операций; анализ внешних сил и факторов, влияющих на поведение судов; анализ рисков судовождения и разработка мероприятий по их снижению; разбор аварийных и нештатных ситуаций с выработкой рекомендаций; моделирование буксирных операций, в том числе обоснования количества и мощности буксиров, маневренности буксирного ордера, особенностей проведения буксирных операций в различных районах.
В настоящее время специалистами АО "ЦНИИМФ" начинается создание актуальной базы навигационных районов существующих и строящихся портов России, а также моделей буксиров, ледоколов, аварийно-спасательных и других судов, работающих в каждом порту.
Новый современный морской тренажерно-исследовательский комплекс позволит специалистам АО "ЦНИИМФ" продолжить работу на базе многолетнего опыта и традиций на высоком современном уровне. Во взаимодействии с другими подразделениями института стало возможным применить комплексный подход к проведению научных и опытно-конструкторских работ от проверки применимости идеи на самых начальных стадиях до разработки эксплуатационной документации для уже построенных объектов.
В области практического применения морских тренажерных систем АО "ЦНИИМФ" обладает обширным многолетним опытом. В 1983 году в ЦНИИМФ Министерства морского флота был открыт первый и единственный в СССР морской тренажерно-исследовательский Центр Министерства морского флота (МТИЦ ММФ). В здании Карантинной станции, на территории морского порта, было установлено оборудование "Norcontrol" (в настоящее время "Kongsberg Maritime"). Оно представляло собой сеть больших и малых ЭВМ, четыре тренажерных навигационных мостика, оборудованных реальной судовой аппаратурой и системой визуализации.