"ЦНИИ "Электроприбор", известный, прежде всего, как разработчик и производитель навигационных и перископных комплексов, усиливает свое присутствие и в сегменте высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Концерн наращивает объемы производства судового навигационного оборудования, серийно выпускает приборы и системы для морских подвижных объектов, работающих, в том числе, в Арктической зоне РФ, инвестирует в разработки в интересах нефтегазового комплекса.
1. Судовые навигационные приборы
Магнитные компасы семейства "Азимут"
На стенде концерна представлен главный магнитный компас "Азимут-КМ05Д", предназначенный для эксплуатации во всех районах плавания, в том числе, в зонах высоких широт с горизонтальной составляющей магнитного поля более 3 мкТл, что для северных районов составляет до 84°N. Это единственный всеширотный компас российского производства.
Компас выпускается в базовом и высокоширотном исполнении (с системой гироскопической коррекции курса).
Комплектация с датчиком гироскопической коррекции востребована, прежде всего, на судах, эксплуатирующихся в Арктической зоне. Также она обеспечивает стабильность показаний курса в условиях волнения. Это позволяет использовать информацию о курсе от магнитного компаса в контуре авторулевого без установки гирокомпаса.
Компасы "Азимут-КМ05Д" эксплуатируются на круизных судах проектов PV300 и PV300VD, серии промерных речных судов проекта RDB 66.62, рыбопромысловых и обеспечивающих судах. С целью подготовки будущих судоводителей и штурманов этим компасом оснащен учебный класс Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (Калининград). На сегодняшний день изготовлено и поставлено заказчикам 15 компасов "Азимут-КМ05Д".
В состав экспозиции входят также шлюпочные магнитные компасы – "Азимут 90-М" и "Азимут 90-1". Они имеют встроенный девиационный прибор и устройство подсветки шкалы. Эти магнитные компасы служат на скоростных катерах, кораблях и судах на подводных крыльях и воздушной подушке.
Лаги и эхолоты
Электромагнитный лаг ЛЭМ-2-1М предназначен для измерения продольной составляющей относительной скорости и вычисления пройденного расстояния. Для различных типов судов и условий эксплуатации выпускается в клинкетном и бесклинкетном исполнениях.
Безусловным преимуществом этого исполнения лага является возможность ремонта без докования. ЦНИИ "Электроприбор" является единственным российским производителем лагов с крыльевым датчиком.
Навигационный эхолот ЭН-200, как и электромагнитный лаг, выпускается в клинкетном и бесклинкетном исполнениях.
Лаги и эхолоты производства АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" эксплуатируются на пассажирских судах, в том числе на подводных крыльях, а также поставляются на катера и суда специального назначения, строящиеся в интересах Пограничной службы ФСБ России.
Гироскопический прибор перспективного гирокомпаса "Курсор"
В составе экспозиции представлен гироскопический прибор перспективного гирокомпаса "Курсор". Он предназначен для выработки курса, определения углов качки и динамических параметров с целью обеспечения задач навигации и управления движением кораблей и судов. Гирокомпас такого типа рассчитан на использование на судах вместимостью более 500 тонн, требующих обеспечения навигационными и динамическими данными повышенной точности.
Электронная картографическая навигационная система (ЭКНИС) "Маркер-М"
ЭКНИС "Маркер-М" относится к числу новых образцов гражданской продукции, которые институт активно разрабатывает в последние годы.
ЭКНИС "Маркер-М" предназначена для автоматизации деятельности штурмана при обеспечении навигационной безопасности плавания и решении других задач судовождения с отображением результатов на электронных навигационных картах – приема, обработки и отображения информации от сопрягаемых систем и баз данных, а также для выдачи информации в различные системы на борту.
ЭКНИС "Маркер-М" прошла все уровни проверок в соответствии с международными и отечественными стандартами и требованиями Российского международного регистра судоходства.
ЭКНИС "Маркер-М" выпускается с интерфейсом на русском, английском и французском языках, что снимает ограничения по использованию на судах с интернациональными экипажами.
2. Оптическая система посадки вертолетов на палубу судна "Поток"
Система "Поток" предназначена для выдачи пилоту визуальной информации о положении вертолета относительно заданной глиссады снижения при заходе на посадку в дневных и ночных условиях.
На выставке "Нева" концерн представляет прибор указателя положения горизонта. Прибор УГД предназначен для формирования информации об отклонении палубы объекта относительно горизонта вдоль оси бортовой качки. Указанная информация представлена в виде отображаемого на экране прибора схематичного изображения планки указателя горизонта, представляющего собой светящуюся полосу, которая стабилизирована в пространстве. На экране прибора УГД изображение планки помещено между двумя световыми маркерами, положение которых относительно планки в пространстве не стабилизируется и обусловлено величиной текущей бортовой качки объекта.
В отличие от большинства современных систем посадки вертолетов, разработка ЦНИИ "Электроприбор" обеспечивает посадку вертолета в широком диапазоне углов возвышения и направлений по горизонту. Это расширяет допуск к эксплуатации вертолета на судне в сложных метеоусловиях.
3. Электронный кренодифферентометр "Гиромастер ЭКДФ 05"
На выставке "Нева 2023" ЦНИИ "Электроприбор" впервые представляет электронный кренодифферентометр "Гиромастер ЭКДФ 05". Прибор предназначен для определения и визуализации параметров качки судна – амплитуды и периода бортовой и килевой качки, а также углов крена и дифферента судна.
Выработанная информация непрерывно отображается на жидкокристаллическом дисплее панели управления и передается на регистратор данных рейса.
Прибор оборудован специальной визуальной сигнальной функцией, предупреждающей о возможности возникновения аварийной ситуации, что позволяет предупредить потерю остойчивости судна.
Стенд АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" – F2 190, сообщает пресс-служба АО "Концерн ЦНИИ Электроприбор"