Российские верфи, как правило, делают ставку на сварочное оборудование, проверенное временем, – с ручной настройкой и минимумом электронных аксессуаров. С одной стороны, это уменьшает расходы, с другой – снижает производительность труда. Как с помощью цифровизации увеличить коэффициент полезного действия сварочной техники и повысить эффективность работы сварщиков, нам рассказали руководитель технического отдела компании "Кемппи Россия" Михаил Павленко и генеральный директор компании Евгения Дмитриева.
Иллюстрация: Kemppi |
– При кораблестроении большое внимание уделяется документообороту и отчетной документации. Суда должны соответствовать всем требованиям безопасности и экологичности. Без цифровых решений время на обработку и сбор документации может составлять месяцы. Как и все области документооборота, это самая легко трансформируемая область на производстве.
– Способствует ли цифровизация появлению новых технологических сварочных решений?
Михаил Павленко:
– Я бы сказал, цифровизация играет иную роль. Она позволяет перейти от ручного труда к автоматическому. Человек получает возможность применять свои навыки вне рутинной деятельности.
– Какие технологические операции упрощает цифровизация? Есть ли решения, к примеру, для систем слежения за швом, специальных видов сварки, оптимизации выбора расходных материалов и т.п.?
Михаил Павленко:
– Все операции отслеживания, фиксации и хранения данных решаются и максимально оптимизируются при работе в системе WeldEye. Не требуется собирать данные вручную. Повышается безопасность, ведь количество персонала на объекте можно сократить.
Иллюстрация: Kemppi |
– Что такое WeldEye?
Евгения Дмитриева:
– Это комплексная система, направленная на повышение качества и производительности в целом. Анализ данных, которые предоставляет WeldEye, поможет найти узкие места на производства. По сути, это база данных, куда заносятся исходные данные, как надо делать (техкарты, чертежи, данные о квалификации персонала и т.д.) и собирается информация, как было сделано по факту (кто, когда и как делал). Анализируются отклонения, формируется исполнительская документация по проекту, ведется журнал сварочных работ, база данных сварщиков и многое другое.
– Можно ли считать цифровизацию ответом Kemppi на возрастающую ценовую конкуренцию со стороны азиатских стран?
Михаил Павленко:
– В макроэкономическом смысле – да. Локально – нет. Конкуренция идет в области эффективности управления и контроля за качеством. Именно в этом складывается отношение потребителя к ценности производимой продукции, даже если это судно. Применяя цифровые методы, мы сокращаем затраты на монотонный и дорогостоящий ручной труд, заменяем его "цифрой", обеспечиваем более высокие стандарты качества, благодаря повышению оперативности реагирования.
Иллюстрация: Kemppi |
Михаил Павленко:
– Использование новых материалов, огромное внимание к средствам защиты сварщиков. Экологичность и доказуемость качества, если можно так сказать.
– Что нового появилось в сегменте расходных материалов и аксессуаров для сварки?
Михаил Павленко:
– Блютус. Беспроводная связь полезна при работе с крупногабаритными изделиями и позволяет дублировать управление аппаратами. Новые материалы, применяемые для изготовления расходных материалов. Казалось бы обычный наконечник для горелки, но новые материалы позволяют увеличить срок его службы в несколько раз.
– Одной из самых ярких премьер Kemppi за последние годы стало, наверное, появление Х8 MIG Welder. Насколько рынок был готов к появлению этой высокотехнологичной модели?
Михаил Павленко:
– Мы не стремились удовлетворить потребность рынка. Мы ставили задачу такую потребность создать. Если компании не выпускают что-то новое, то индустрия не всегда способна самостоятельно осознать потребность в этом. Аппарат, о котором вы говорите, это флагман в мире сварки. Его премьеру можно сравнить с появлением на рынке первого смартфона или ПК.
Х8 MIG Welder оснащен всеми последними новинками в области дуговой сварки – от блютуса и вай-фая до импульсных режимов и управляемого каплепереноса / Иллюстрация: Kemppi |
– Предлагаете ли вы решения на базе лазерно-гибридной сварки?
Михаил Павленко:
– Нет, данное направление пока компанией не охватывается, но это не означает, что продуктов в этом направлении ожидать бессмысленно.
– Какие продукты и решения компании наиболее востребованы на верфях и судоремонтных предприятиях?
Михаил Павленко:
– Думаю, читатели не удивятся, услышав такие названия, как FastMIG M, FastMIG X, MasterTIG 4000 и др.
– Судостроение довольно консервативная отрасль, особенно в России. Каков спрос в этом сегменте на инновационные разработки компании?
Евгения Дмитриева:
– Сварка вообще – отрасль очень консервативная, и судостроение не исключение. Внедрение инноваций идет медленнее, чем хотелось бы. Вся надежда на молодых, прогрессивных и амбициозных руководителей и специалистов сварочного производства, которые следят за лучшими международными практиками и тестируют их у себя в лабораториях, а затем внедряют в производство. Тестирование тоже требует ресурсов – времени и желания. А еще сделать отчет и выводы. Это целая научно-исследовательская работа получается. Не все готовы в это вкладываться. Зачем улучшать, когда вроде бы и так все работает?
– Надежность – один из главных плюсов техники Kemppi. Как компания относится к популярной в последние десятилетия практике "планового устаревания" оборудования?
Евгения Дмитриева:
– Не очень понимаю что такое – "плановое устаревание". Это когда мобильный телефон через год начинает глючить, и ты вынужден покупать новый? Мы в такие игры не играем, хотя сейчас сварочный аппарат отчасти как мобильный телефон – состоит из микросхем и миниатюрных плат управления. Единственное, что ограничивает сроки эксплуатации оборудования Kemppi – это наличие морально устаревших компонентов для ремонта. Некоторых уже днем с огнем не сыщешь, каких-то поставщиков уже нет на рынке, другие перестали определенную номенклатуру выпускать. Но Kemppi хранит у себя в арсенале необходимые компоненты на пять лет эксплуатации оборудования даже после снятия модели с производства.
– Kemppi тратит 8-10% от оборота на НИОКР, причем почти половина этой суммы идет на тестирование продукции в разных условиях. Как вы изучаете опыт российских пользователей?
Евгения Дмитриева:
– Самый яркий пример такого сотрудничества – это когда мы вносили в реестр ПАО "Газпром" наше оборудование для механизированной сварки. Мы получили такую ценную обратную связь от специалистов отраслевого института "ВНИИГАЗ", что когда передавали ее разработчикам Kemppi, то в итоге решили сделать специальный аппарат для сварки труб для российских заказчиков. Он стал настолько универсальным, что применяется до сих пор во всех странах и отраслях промышленности. Это аппарат Fast Mig X со специальной программой для сварки корня шва Wise Root. И до сих пор мои финские коллеги вспоминают, что он был разработан для российской трубной промышленности с учетом требований наших заказчиков.
Михаил Павленко:
– Мы просто активно сотрудничаем с теми клиентами, кто заинтересован в постоянном развитии и готов обмениваться своим опытом с нами для достижения лучших результатов в области сварки.
– По итогам 2019 года российский рынок стал для Kemppi третьим по объемам продаж. Какие отрасли являются основными потребителями продукции компании в России?
Евгения Дмитриева:
– Уже более 30 лет отечественные судостроители отдают предпочтение оборудованию Kemppi, но в последние 10 лет наше оборудование вошло в реестр разрешенного к применению на объектах ПАО "Газпром", ПАО "АК Транснефть", концерна "Росатом" и др. Можно сказать, что его используют те отрасли, где предъявляются повышенные требования к качеству продукции, где цена ошибки и дефектов сварки очень высока и даже может привести к катастрофе – нефтегазовая, атомная, мостостроение, судостроение и т.д. Бывает и, казалось бы, неочевидное применение сварочного оборудования Кemppi. Например, для строительства колеса обозрения, одного из самых высоких в России, оно сейчас находится в парке аттракционов в г. Сочи. Оборудование может применяться и в сегменте DIT (Do it yourself) – фанатами качественного инструмента, теми мужчинами, которые любят что-то мастерить своими руками.
– Kemppi неоднократно награждалась престижной европейcкой премией Red Dot за достижения в области промышленного дизайна. Насколько это важно для компании?
Михаил Павленко:
– Дизайн это не просто внешний вид. Это символ всестороннего подхода и ответственности к выпускаемой продукции.
Горелки TIG Flexlite TX выделяет не только необычный внешний вид и наличие водяного охлаждения, но и удобство работы – продуманный дизайн снижает нагрузку на запястье / Иллюстрация: Kemppi |
Михаил Павленко:
– Вопрос с подвохом. Мы ориентированы на потребности каждого клиента, поэтому и методы для всех будут отличаться. Мы ценим индивидуальный подход и стараемся не делать универсальных рекомендаций.
– Какие технологии сварки сегодня наиболее активно развиваются?
Михаил Павленко:
– Прежде всего, сварка с управляемым каплепереносом, роботизированная сварка, а также новые виды цифрового управления и влияния на дугу.
– Каковы самые распространенные ошибки при сварке?
Михаил Павленко:
– Отсутствие опыта и образования, желание экономить в ущерб качеству.
– Профессия сварщика считается самой опасной для здоровья и, прежде всего, для органов дыхания. Как развиваются средства защиты, и есть ли у российских сварщиков альтернатива респиратору "Лепесток"? Насколько в России востребованы системы мобильной вентиляции?
Евгения Дмитриева:
– "Лепесток" – это минимальное средство защиты органов дыхания. Чтобы действительно обезопасить сварщика в условиях повышенной загрязненности (при сварке цветных металлов, сварке в замкнутых контурах, да и просто интенсивной сварке обычной углеродистой стали), необходимо применять более продвинутые средства индивидуальной защиты – маски с принудительной системой подачи воздуха. В цеховых условиях хорошо еще и создавать систему вентиляции, чтобы наружу выходил уже очищенный воздух и окружающая среда не страдала.
Новые маски Kemppi серии Gamma и Beta / Иллюстрация: Kemppi |
Материалы по теме:
Что же такое сварка и почему для нее надо подготавливать поверхность? Обзор оборудования для подготовки материала под сварку
Когда лазерная резка совершит революцию на российских верфях?
70 лет Kemppi - путь от домашней мастерской до мирового лидера по сварке
Улучшенные промышленные горелки MXL и PSF для повышения производительности
"Лучше переплатить, чем вырезать километры труб и стыков".