Опытная эксплуатация первой очереди системы должна быть запущена в середине этого года, полноценно сервисы заработают к лету 2025 года, сообщил ТАСС заместитель директора дирекции Севморпути госкорпорации Максим Кулинко.
"По нашим оценкам, когда единая цифровая платформа Севморпути будет реализована и запущена, а вся информация, стекающаяся в Штаб морских операций, будет обрабатываться нашей системой, то это, как минимум, существенно повысит возможность прогнозирования ледовой обстановки со всеми вытекающими экономическими последствиями. Мы поступательно показываем, что расширяем навигационное окно по Севморпути, маршрут становится все более и более безопасным, наращивается ледокольный флот, за счет всего этого будет расти и экономическая эффективность", - сказал он.
По словам Кулинко, система будет включать 9 сервисов, которые предоставляют данные о погодных и ледовых условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов, а также возможность оформления разрешений на проход судов по СМП, мониторинг, диспетчеризацию, управление работой флота. Отдельные блоки цифровой платформы связаны с развитием грузоперевозок по Северному морскому пути и управлением его инфраструктурой. Один из них предполагает создание "биржи перевозок" для грузоотправителей и судовладельцев, где они смогут получать информацию о маршрутах от Санкт-Петербурга до Владивостока, расписании и загрузке судов. Другой блок представляет ситуационный центр, синхронизированный с ситуационным центром правительства России.
"Эта часть системы рассчитана на федеральные органы, как некий ситуационный дашборд, где мы будем понимать объем перевозок по СМП, какие грузы в разрезе идут, какие суда находятся на СМП, объем выданных разрешений и так далее. Мы бы хотели, чтобы весь набор данных внутри этой платформы, которая используется и федеральными органами, и компаниями, обрабатывался в режиме "одного окна" выдавался в качестве сервисов, которые крайне важны, особенно в современных условиях", - сообщил Кулинко.
Для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути, особенно в его восточном направлении, помимо существующих источников информации, необходимы и бортовые измерительные комплексы, которые будут устанавливаться на суда в каждой точке их нахождения, в автоматическом режиме они будут измерять толщину и сжатие льда.
Рассматривается и наращивание наземной инфраструктуры по приему иностранных спутников (в частности, китайских), и создание авиакомплексов для тактической ледовой разведки.